В Бресте прошел V Международный интеграционный театральный фестиваль «Непратаптаны шлях»

7  Мая 2009 г.  в 14:23

Они не стремятся к наградам - участники V Международного интеграционного театрального фестиваля «Непратаптаны шлях», который проходил 2 - 3 мая в областном ЦМТ, уже победители. Это люди с ограниченными физическими возможностями, которые сохранили здоровье духа, найдя себя в творчестве.

Нынешний ежегодный фестиваль объединил на брестской сцене около 250 человек - представителей 13 театральных коллективов из Беларуси, России, Польши, Украины и Литвы. Выступали они по теме «Этот сказочный мир». И чудо действительно произошло: на некоторое время зрители смогли забыть о том, что на сцене играли артисты «особого» театра. Причем роли для каждого актера были подобраны так, чтобы видимые недуги людей с ограниченными физическими возможностями содействовали «перевоплощению», превращались в элементы их сценического образа.

Были среди участников и те, кто приехал на фестиваль впервые. Это, во-первых, минский танцевальный театр-студия «Мандарин» (на фото), созданный в 2003 году при общественном объединении инвалидов «Особый мир». Коллектив, который привез на брестскую сцену спектакль «Волшебная сила любви», состоит из детей с тяжелыми формами ДЦП и их родителей. А руководят студией трехкратные чемпионы мира по танцам на колясках Елена Серкульская и Дмитрий Шаплыкол.

Что же касается других дебютантов фестиваля, то это гости из соседних государств. Например, из польского города Вроцлав приехал в наш областной центр интеграционный театр «Euforion» и за гармоничное сочетание решения художественных и терапевтических задач в постановке «Сiaptak» был удостоен специального диплома жюри.

Удачно выступил на брестской сцене московский театр-студия «Мирт», который представил вниманию зрителей «Экзерсис по произведениям А.П.Чехова». К слову, это экспериментальный коллектив, объединяющий как инвалидов, так и профессиональных актеров. А спектакль школы-студии-театра «Индиго» из Томска назывался «С миру по нитке». Высокий профессиональный уровень его участников жюри отметило специальным дипломом. Заметим, этот коллектив три года назад основал артист Томского драмтеатра Александр Постников, пригласив сюда своих коллег и слабослышащих, глухих актеров.

За удачный дебют специальный диплом достался также студии «Арт и Шок» и театру «Теремок» из Санкт-Петербурга. Представленная ими сказка «Буратино» - первый опыт взаимодействия театральных коллективов в системе учреждений здравоохранения и центров социальной реабилитации инвалидов. За отличный терапевтический эффект постановки жюри отдельно отметило «Теремок».

Решение терапевтических задач отлично удалось и театру «Жалейка» Брестской вспомогательной школы. Под руководством Ольги Гнедько здесь играют дети с особенностями психологического развития. Постоянный участник фестиваля «Непратаптаны шлях», этот коллектив удивил зрителей оригинальной постановкой «День первый». Заметило жюри и высокий профессиональный рост его артистов.

Лучше всех в своей сказке «Дюймовочка» раскрыл тему фестиваля театр «Первоцвет» из городского поселка Антополь. Разумеется, он тоже получил специальный диплом, равно как и артист пинского театра «Преодоление» Николай Сидорчук, великолепно исполнивший роль волка в спектакле «Три поросенка».

По итогам фестиваля еще несколько человек удостоены благодарности за творческий вклад в популяризацию самобытного искусства особых театров. В их числе символическую «Звезду» получил и координатор программы «Непратаптаны шлях» в Беларуси Василий Борисов. К слову, эти и другие награды, как и разнообразные творческие подарки, вручались во время гала-концерта «Звездный дождь».

И все же одними выступлениями театральных коллективов свою программу нынешний фестиваль не ограничил. В его рамках успешно прошли выставка-продажа произведений рук мастеров Брестского центра реабилитации «КерамАрт» и фотовыставка клуба «Погляд». Последний предложил посетителям своей экспозиции взглянуть на мир посредством фотообъектива в руках тех, кто имеет инвалидность. Интересными получились коммуникативные игры, проведенные с участниками особых театров, а также экскурсии в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и Беловежскую пущу.

Впервые в дни Международного интеграционного театрального фестиваля «Непратаптаны шлях» состоялась конференция на тему «Терапевтический эффект занятий художественным творчеством людей с ограниченными возможностями». Ее участниками стали около шестидесяти человек - психологи, педагоги, медики и другие заинтересованные лица.

Есть у особых театров свои проблемы. Говоря о подходах в медицинских учреждениях к пониманию театрального метода работы с людьми, имеющими психические и интеллектуальные проблемы, их затронул в своем выступлении психолог, режиссер по пластике из Санкт-Петербурга Петр Ефимов. Оказывается, крайне мало литературы по использованию театральных методик в медицинских учреждениях, отсутствует система преемственности в соответствующем обучении медперсонала, психологов и социальных работников, а также нет научных исследований по теме. А то, что участие в театральном представлении становится для людей с ограниченными физическими возможностями или психическими заболеваниями средством психокоррекции, мощным биологическим и эмоциональным стимулятором, отметила кандидат искусствоведения, театровед и психолог из Санкт-Петербурга Л.М. Новикова, выступая по теме «Медицина и театр. Диалог и преемственность».

Как заметил в своем докладе арт-директор фестиваля «Солнечная волна» (Киев, Украина) Виталий Любота, люди, которых привыкли воспринимать лишь как объект социальной защиты, могут на театральных подмостках создавать большое чудо перевоплощения. Освещая опыт и перспективы интегрированного театра как инновационной формы социокультурной реабилитации, он отметил, что театр по своей природе объединяет в себе много других видов искусств, а это способствует многогранному развитию артистов. Все же работа особых театров должна быть направлена не только на реабилитационные процессы, но и на решение проблем обучения, интеграции в общество, адаптации и самореализации людей с особенностями психофизического и интеллектуального развития. В интегрированной театральной студии «Паростки», где работает Виталий Любота, эти задачи успешно решаются.

- Мы практикуем введение в драматургический материал определенных учебных текстов по той или иной дисциплине, но сами студийцы об этом не догадываются. Они занимаются театром, информация же усваивается на подсознании. В спектаклях наши воспитанники запоминают колоссальные тексты, - рассказывает он. - В театре можно проектировать многие жизненные проблемы. Отработанные через призму театральной образности, в реальной жизни они покажутся легче. Театральная игра с ее перевоплощениями способствует адаптации. Обычно ограниченный в общении и понимании, человек с особенностями развития может здесь выражать свои чувства, постигать мир на высоком обменно-информационном уровне, участвовать в культурной жизни общества. Наивысшим же достижением нашей работы было бы то, если бы зритель не акцентировал внимание на убедительности игры актера с синдромом Дауна или на прекрасном пении слепой певицы. Пусть зрителю будет безразлично, какой диагноз поставила артистам экспертная комиссия или общество в целом. Важно, что человек творит и своим творчеством помогает себе, а также доставляет удовольствие, приносит эстетическое наслаждение другим.
 

 Елена ГАРМЕЛЬ
 

Дополнительные материалы по теме: