Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Измерение СО И СН в вашем автомобиле на дороге - дело добровольное?

3 2  Июня 2011 г.  в 17:58, показов: 9257 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Измерение СО И СН в вашем автомобиле на дороге - дело добровольное?Многие автовладельцы хотят знать, кто имеет право останавливать водителя и замерять CO и CH, что собой представляет "экологическая милиция" и кому она подчиняется. Тем более что, как сообщает БелаПАН, с 1 по 30 июня столичная Госавтоинспекция проведет комплекс мероприятий с целью снижения загрязнения воздуха вредными выбросами автомобилей под названием "Чистый воздух".

Для этого ГАИ совместно с городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды организует девять передвижных постов по проверке автомобильного транспорта на соответствие действующим стандартам.

Что ж, давайте разберемся, чего от нас хотят на этот раз...

Ни для кого не секрет, что за счет выбросов в атмосферу вредных веществ постоянно уменьшается толщина озонового слоя, что влечет глобальное потепление и прочие экологические беды. Автомобили являются одними из основных факторов, влияющих на загрязнение окружающей среды. Поэтому в УГАИ ГУВД Мингорисполкома специально создан отдел экологического надзора, который занимается контролем автомобилей на соответствие установленным нормам количества выбросов вредных веществ в отработавших газах двигателя.

Используемые для замеров CO, CH и дымности приборы контроля (газоанализатор и дымомер) должны соответствовать метрологическим характеристикам, определенным в стандарте. 

Прибор контроля должен быть опломбированным и иметь инвентарный номер и копию метрологического свидетельства, где обязательно указывается срок до его очередной поверки (газоанализатор - 1 раз в полгода, дымомер - 1 раз в год). 

Водитель имеет полное право потребовать у сотрудников экологической службы или госавтоинспекторов предъявить данную документацию на прибор контроля. 

Также нужно помнить, что в бензиновых двигателях контролируется содержание CO, CH в отработавших газах двигателя автомобиля, а в дизельных - дымность. Поэтому для замеров вредных веществ используются абсолютно разные приборы. 

Согласно ГОСТу 17.2.2.03-87 содержание окиси углерода (CO) и углеводорода (CH) в отработавших газах автомобиля с бензиновыми двигателями регламентируется при работе двигателя на разных частотах вращения коленвала, установленных предприятием-изготовителем: минимальной - около 800 об/мин и повышенной - около 2000. 

В заводских условиях и при регулировке системы питания на СТО содержание CO, CH регулируется на минимальных и повышенных оборотах двигателя. Так, содержание CO на минимальных оборотах двигателя не должно превышать 1,5%, на повышенных - 2,0%, а содержание CH с моторами не более четырех цилиндров на минимальных оборотах - 1200 млн.-1 (объемная доля), повышенных - 600 млн.-1, с двигателями более четырех цилиндров на минимальных оборотах - 3000 млн.-1, повышенных - 1000 млн.-1.

Для автомобилей с дизельными двигателями по ГОСТу 21393-85 регламентируется норма дымности, которая определяется в процентах. Так, при максимальной частоте вращения коленчатого вала дымность не должна превышать 15%, в режиме свободного ускорения двигателя для дизелей с турбонаддувом - не более 50%, без него - не более 40%. 

Вроде бы с большего разобрались, но остается нерешенным главный вопрос - вопрос законности...
Здесь сразу нужно сказать: законность таких полномочий вызывает, мягко говоря, большие сомнения. Почему?

Как известно, ст.58 Конституции Республики Беларусь гласит: "Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав". Это означает, что граждане Республики Беларусь, иные лица, пребывающие на ее территории, исполняют лишь те обязанности, которые основываются на Конституции и законах. 

Читаем дальше ст.59: "...Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности". А компетенция - это не только права, но и обязанности. Каждый орган государственной власти независимо от того, к какой ветви он относится, обязан надлежащим образом реализовать как права, так и возложенные обязанности. Государственный орган (должностное лицо) не может отказаться от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей. Следовательно, если закон Республики Беларусь не предусматривает каких-либо полномочий для должностных лиц, то делать это они не имеют права, и никаким подзаконным актом, тем более ведомственным, это право им предоставлено быть не может.

Между тем если мы обратимся к Закону Республики Беларусь "О дорожном движении" от 05.01.2008, то в ст.11 обнаружим интересную вещь: оказывается, Государственная автомобильная инспекция в области дорожного движения осуществляет государственный контроль за соответствием Правилам дорожного движения технического состояния транспортных средств, самоходных машин, участвующих в дорожном движении.
 "Статья 30. Требования к техническому состоянию и конструкции транспортных средств, самоходных машин, принадлежностей к ним и запасных частей
Техническое состояние и конструкция транспортных средств, самоходных машин, а также принадлежностей к ним и запасных частей, включая их экологическую безопасность, должны отвечать требованиям технических нормативных правовых актов.

Проверка технического состояния - это не что иное, как государственный технический осмотр, который согласно ст.33 Закона проводится независимо от места государственной регистрации транспортных средств на диагностических станциях, имеющих разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств, выдаваемое Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь".
Копаем дальше...

Закон Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений" от 5 сентября 1995 г., в ст.7 которого говорится об обязательной поверке средств измерений, используемых в контроле за состоянием окружающей среды, к тому же еще и не допускает нарушений методики измерений, а ч.2 ст.23.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение методик выполнения измерений, правил пользования средствами измерений, в том числе применение неповеренных и неисправных средств измерений в сферах деятельности, на которые распространяется государственный метрологический надзор, указывает на возможность наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Существует еще и постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. №177 "Об утверждении инструкции о порядке деятельности подразделений технического надзора Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь", в котором говорится:

"36. При осуществлении контроля за техническим состоянием и правомерностью переоборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, следует учесть:
36.1. при надзоре за дорожным движением контроль за техническим состоянием и правомерностью переоборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должен проводиться в местах, где это не создаст препятствия для движения транспортных средств и пешеходов. Одновременная проверка технического состояния двух и более транспортных средств на улицах и дорогах не допускается;
36.2. контроль за техническим состоянием и правомерностью переоборудования автобусов, следующих по установленному маршруту, производится на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и в иных местах, специально отведенных для остановки и стоянки. При этом, осуществляя контроль автобусов, движущихся по экспресс-маршрутам, особое внимание следует обращать на соответствие их конструкции требованиям Правил ЕЭК ООН №52(01)/Пересмотр 2;
36.3. основаниями остановки транспортных средств для контроля за техническим состоянием и правомерностью переоборудования транспортных средств при осуществлении контроля за дорожным движением являются:
- отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении;
- наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, не читаемых или установленных с нарушениями требований СТБ 914-99 "Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний" регистрационных знаков, а равно их отсутствие;
- наличие видимых неисправностей транспортных средств согласно приложению 5".

Как все просто... Казалось бы, этого уже достаточно для того, чтобы понимать, какие действия ГАИ будут явно незаконными. Однако и этого мало. Та же ст.33 Закона РБ "О дорожном движении" предусматривает единственный случай проверки техсостояния - государственный технический осмотр. Следовательно, любая принудительная проверка техсостояния "в период между государственными техническими осмотрами" будет незаконна! А значит, может быть обжалована.

Удивляет другое. Закон "О дорожном движении" и КоАП готовились, обсуждались, согласовывались с МВД. Почему же не предусмотрели возможность таких проверок? Или посчитали заранее, что подготовленный закон придется нарушать? Или просто не продумали, если уж считали такие проверки необходимыми?

Кстати, Закон РБ "О защите прав потребителей" прямо запрещает принуждение потребителя к приобретению продукции ненужного ему ассортимента. Между тем в данном случае имеет место именно это: под угрозой проверки техсостояния на дороге потребителя фактически принуждают обращаться за ненужной ему услугой. Фактически это принудительный ассортимент услуг, что запрещено.

Более того, при проверках непосредственно на дороге невозможно обеспечить соответствие этих проверок требованиям ГОСТов 17.2.2.03-87 и 21393-85. Даже при беглом ознакомлении с ними видно, что обеспечить соответствующую им проверку на дороге нельзя... Тогда в чем смысл такой принудительной проверки? Ну если, конечно, не считать возможности, как говорится, "развести" водителя.

Таким образом, приходится констатировать: данное начинание, в преамбуле которого содержатся ссылки на ряд законов, фактически не соответствует законодательству Республики Беларусь, а действия, совершенные сотрудниками ГАИ, и последующие за ними постановления по ст.15.50 КоАП Республики Беларусь могут быть обжалованы в установленном порядке.

В конце концов, это Ваш выбор - идти в кассу или терять время, отстаивая свои законные права. Каждый выбирает свое. А вообще, откройте книжку ПДД - там можно почерпнуть, какие действия водитель обязан совершать при остановке инспектором. Помогать инспектору Вы не обязаны... Просто предъявили сертификат о прохождении технического осмотра - и все...

Начинаются попытки "развода" - поворачиваете ключик, достаете из замка зажигания, кладете в карман и слушаете ахи-охи про то, какие все умные стали, начитались Интернета, про тяготы и лишения нелегкой службы и прочую дребедень...

По поводу приостановления движения - такого понятия в законе нет. Есть остановка по требованию инспектора и задержание. Где грань между первым и вторым, законом не определено. Грамотный и знающий закон гражданин имеет возможность указать инспектору на свои права (заметьте - на свои права, тогда как многие пытаются вместо этого указывать на обязанности инспектора и учить его их исполнять). Звоня по номеру 102, не надо кричать, что у вас изъяли документы и не отпускают, так как вы отказываетесь от проверки СО. Надо спокойно и твердо объяснить, что вас остановили, ни в чем не обвиняют, причину задержания объяснить отказываются (ведь так? С СО вопрос решается в секунду: "Заведите двигатель". - "Не хочу". И все - вопрос решен), документы изъяли, а вы спешите. Пусть разберутся в ситуации или пришлют лицо, которое уполномочено это сделать, так как двигаться дальше без документов вы не можете, а инспектор вернуть их отказывается без объяснения причин. Требуйте назвать основания вашего задержания. Кроме того, инспектор, видя грамотного гражданина, вспоминает о том, что жалобы на действия не украшают послужной список, даже если "факты не нашли подтверждения"...

ПДД не содержат ОБЯЗАННОСТИ водителя предоставлять автомобиль для измерения СО и СН

Действия, совершенные сотрудниками ГАИ, и последующие за ними постановления по ст.15.50 КоАП Республики Беларусь, могут быть обжалованы в установленном порядке

Александр СТАРИЧЕНКО.
 

Источник информации: http://www.abw.by




Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации и авторизации на сайте


AK-74 2011-06-04 21:05
Тут всё просто, инспектор не вправе приказать вам завести двигатель для измерения СО и СН, но он может выписать предписание на прохождение ТО...
-2

Максим_гость 2011-06-03 08:19
Браво.
-1

михалыч_гость 2011-06-02 20:08
...пипец, менты вас проклянут...это ж сколько вкуснятины обломалось.
+2


Страницы: [1]