В Бресте открылась выставка микроминиатюр «Русский Левша»

14  Апреля 2011 г.  в 13:17 : Музыка, кино, музеи, выставки

В этом году исполняется сто тридцать лет знаменитой повести Лескова «Левша». История про оружейника, подковавшего блоху, - не более чем красивая легенда. Однако нашему современнику российскому художнику Владимиру Анискину удалось повторить «подвиг» хрестоматийного героя. И даже перещеголять его! Сибиряк Анискин не только «обул» крошечные лапки блохи в подковы, но и провел целый караван верблюдов через игольное ушко. А также «приземлил» на спину колорадского жука американские авианосцы. Смастерил из самых обычных пылинок розу. Усадил на кончик заточенного волоса космический спутник, чей лучик оказался в три раза меньше размера кровяной клетки эритроцита. Не верите? Тогда поспешите в Брестский областной краеведческий музей - здесь все эти диковинки вы сможете увидеть своими глазами! 

Выставку «Русский Левша», где представлены микроминиатюры Владимира Анискина (на фото), Международная гильдия мастеров привезла к нам после недолгого пребывания крохотных произведений искусства в белорусской столице и Гомеле. В Бресте экспозиция также не задержится. Уникальные работы мастера с мировым именем можно будет лицезреть всего лишь две недели. После чего выставка отправится домой - в Санкт-Петербург. В городе на Неве она уже пятый год экспонируется в музее микроминиатюры «Русский Левша», аналогов которому нет не то чтобы в странах СНГ - во всем мире!

- Микроминиатюра - довольно редкий вид искусства, поэтому в России и ближнем зарубежье сегодня едва ли насчитается более десятка человек, занимающихся таким интересным делом. И Владимир Анискин, у которого даже нет художественного образования, один из них, - отмечает организатор выставки, представитель Международной гильдии мастеров в Беларуси Оксана Гатальская.

В Бресте открылась выставка микроминиатюр «Русский Левша»Анискин - кандидат физико-математических наук. Для 37-летнего ученого создание микроскопических работ, помещающихся на половине макового или рисового зернышка, - всего лишь хобби. Но любимое занятие отнимает у Владимира немало сил и времени. Чтобы сотворить очередной свой шедевр, мастер проводит долгие часы у микроскопа или за миниатюрным токарным станком, который легко умещается даже на ладони ребенка. На создание одного произведения может уйти от недели до полугода. Но, бывало, филигранная работа занимала гораздо больше времени – целых шесть лет мастер пытался поместить крошечную розу внутрь волоса.

- Рождение микроминиатюры - очень тонкая работа. Одно неосторожное движение руки может разрушить все, что создал мастер на протяжении нескольких лет, - говорит Оксана Гатальская. - Владимир Анискин научился «ловить» момент между ударами сердца и подчинять дыхание. В этих паузах он делает наиболее ювелирную работу...

В жанре микроминиатюры художник-самоучка из Новосибирска работает уже более десяти лет. Начинал осваивать это сложное ремесло с баловства - новогоднего поздравления на рисовом зернышке для своей матери. А сегодня в его коллекции уже полсотни работ, с половиной из которых смогут познакомиться и брестчане. В городе над Бугом гостят двадцать две миниатюры.

- Деликатные экспонаты мы привезли в специальных боксах, - отмечает организатор выставки, - для которых сам автор придумал хитрые крепления, не позволяющие нанести вред хрупким миниатюрам при их транспортировке...

К слову, путешествовать выставка «Русский Левша» начала не так давно. Но она уже побывала во многих российских городах, а также в Литве, Чехии и Китае. В Брест организаторы привезли самые известные работы Анискина. Это так называемая «классика жанра» - легендарная подкованная блоха, «надписи» на рисовом зернышке и человеческом волосе, караван верблюдов в игольном ушке (мы насчитали семь горбатых зверей!) и роза из частичек пыли.

- Нам, обывателям, только кажется, что пыль серого цвета, - говорит Оксана Гатальская, - но если рассмотреть ее под микроскопом, как это сделал Анискин, можно обнаружить пылинки всех цветов радуги.

Из зеленой пыли художник обычно создает стебельки и листья, из красной и желтой - цветки. Но в дело мастер, помимо обычной бытовой пыли, пускает и драгоценные пылинки - серебряные, золотые, платиновые.

- Выставка уникальна и тем, что большинство экспонатов - «невидимки», - не устает восхищаться талантом русского художника Оксана Гатальская. – Ведь размер некоторых рукотворных произведений не превышает даже сотых долей миллиметра!

Анискин создал самую маленькую матрешку в мире (высота 0,19 мм), самую маленькую лягушку (0,3 мм), самый маленький российский флаг (0,03 х 0,05 мм). Невооруженным глазом его миниатюры увидеть просто невозможно. Главный инструмент на этой необычной выставке - микроскоп. Лишь с его помощью можно разглядеть, что на срезе малюсенького рисового зернышка автор умудрился нарисовать три карикатуры, а на половинке крохотной виноградной косточки разместил целый «натюрморт» - кувшин, две рюмочки и спелую гроздь.

Однако увидеть картинку - одно. А заметить мельчайшие детали - совершенно другое. Далеко не все зрители способны узреть и раскрыть тайны микроминиатюриста. Например, гвоздики на подковах легендарной блохи можно увидеть лишь при большом увеличении и если смотреть сбоку, да под заданным углом. Пристального внимания требует и другая работа художника – аэродром, размещенный на спинках колорадского жука и божьей коровки. Присмотритесь: самолетики тут трехмерные, и у каждого из них есть все главные и важные детали - фюзеляж, двигатели, хвостовое оперение...

- Но самая сложная из всех миниатюр, представленных на выставке, - это, пожалуй, акварель на срезе яблочной косточки, - отмечает организатор экспозиции. - Для ее создания художнику понадобились специальные кисточки: из беличьей шерсти и из лапки бабочки. Труднее всего было донести микрокапельку краски до поверхности - акварель мгновенно засыхала. Но художник нашел выход: ему пришлось так ускориться, что за доли секунды он успевал и макнуть, и мазнуть...

А вот знакомство с миниатюрами, напротив, не терпит спешки и суеты. Чтобы увидеть микромир во всем его многообразии, зрители вдумчиво рассматривают изысканные и элегантные экспонаты через окуляр микроскопа. Поражаются игре масштабов, сравнивают крохотные размеры с оригинальными. И, конечно, не могут сдержаться от восторженных «ахов». Даже самая искушенная публика щедра на комплименты - только жаль, что сам автор не приехал в Брест. Здесь он обязательно услышал бы в свой адрес: «самородок», «уникум» и даже «гений». А его творчество еще раз признали бы доказательством того, что человеческие руки способны творить чудеса!
 

Елена ДАНИЛОВА