Угольников объяснил, почему в Беларуси не показывают "Брестскую крепость" везде, как в России

9  Ноября 2010 г.  в 09:50 : Брестская крепость

Игорь Угольников в программе "Синемания-2. Высшая лига" с Давидом Шнейдеровым

Угольников объяснил, почему в Беларуси не показывают "Брестскую крепость" везде, как в РоссииВ.КАРПОВ: Сегодня по случаю праздника у нас гость, редкий гость в программе «Отбой», я представляю Игоря Угольникова. Здравствуйте, Игорь Станиславович. 

И.УГОЛЬНИКОВ: Добрый вечер.

В.КАРПОВ: Как вас сегодня представлять? Как продюсера фильма «Брестская крепость» или как председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии?

И.УГОЛЬНИКОВ: Представляйте меня просто продюсером и все. В.КАРПОВ: Сегодня у нас в студии продюсер Игорь Угольников, с которым мы будем говорить и про Телерадиовещательную организацию Союзного государства, и про фильм «Брестская крепость». С фильма и начнем, поскольку сегодня он, по сути, вышел в прокат.

И.УГОЛЬНИКОВ: Да, счастливый для меня день. Сегодня фильм «Брестская крепость» вышел в широкий прокат 500 копиями. Завтра он будет представлен в Минске. Получается, что у нас вчера и завтра всесоюзная премьера, как это было раньше в союзные времена. А поскольку у нас Союзное государство, получается союзная премьера.

В.КАРПОВ: Ура, осталось только народных артистов давать союза, вернуть.

И.УГОЛЬНИКОВ: Неплохо было бы.

В.КАРПОВ: Все, мне кажется, в ваших силах, поскольку вы же председатель Телерадиовещательной организации.

И.УГОЛЬНИКОВ: К сожалению, не все в моих силах. Если бы было все в моих силах, Союзное государство было бы уже построено, и мы с вами жили бы в нем, и у нас были бы новые союзные праздники, не дай бог, и так этих достаточно, по-моему.

В.КАРПОВ: Игорь Станиславович, давайте о фильме. Наверняка сейчас изучаете и прессу, и блoгосферу, ищете какие-то отзывы о фильме. Что пишут?

И.УГОЛЬНИКОВ: Я абсолютно рад тому, что пишут. Большей частью пишут умные спокойные люди. Они воспринимают фильм от поэтики, когда пишут, что это прорыв российского кино, до четкого разбора полетов, что сделано правильно, а что нет. Но в целом все отзывы более чем хорошие. Для меня это все ошеломляющая история.

В.КАРПОВ: Я сразу хотел бы уточнить. Вы говорите об отзывах от умных людей. А для кого вы этот фильм делали? Вот как продюсер, как вы представляли того зрителя, для которого этот фильм?

И.УГОЛЬНИКОВ: Для зрителя, который способен сопереживать. Такого зрителя у нас немного, потому что молодежь любит только развлекаться или бояться чего-то, или ржать над чем-то. Вот здесь придется сопереживать, потому что прежде всего фильм о выборе, о выборе героев, защитников Брестской крепости, который они сделали. И хотелось бы, чтобы зрители ставили себя на их место. А как бы они, то есть мы сейчашние, если можно так сказать, поступили бы в этой ситуации.

В.КАРПОВ: Погрузились в атмосферу. Судя по откликам, такое ощущение, удалось. Потому что отклики именно такие я примерно и читаю, о том, что под впечатлением выходят от эффектов, от атмосферы самого фильма. Кто-то там пытается искать изъяны в исторической правде или еще, но вы, я так понимаю, старались сделать максимально близко именно к документалистике?

И.УГОЛЬНИКОВ: Да. Изъяны там найти крайне тяжело, потому что фильм создан с документальной точностью. Вообще, работая над сценарием, фильмом, я перелопатил большое количество всякой литературы, в том числе документов немецких, российских и белорусских. В этом смысле мне помогли и архивы ФСБ России, и КГБ Белоруссии, пограничных войск. И могу сказать, что с небольшими огрехами, которые может понять только специалист, фильм создан, повторю, с документальной точностью. Что же касается создания всей атмосферы, лучше сказать не атмосферы, а экранного действа, мы уже понимаем, что этот фильм захватывает зрителя и не отпускает его до конца. Особенно мне приятно после вчерашней премьеры, которая прошла в кинотеатре «Пушкинский», получить отклики от моих коллег – кинопрофессионалов. Наш брат скуп на похвалу, а тут уж наконец-таки произошло.

В.КАРПОВ: Что-то скупое, но сказали?

И.УГОЛЬНИКОВ: Не скупое, даже были эпитеты серьезные совсем. Я перед вами абсолютно счастливый и абсолютно усталый человек - я осуществил свою мечту.

В.КАРПОВ: По лицу Игоря Угольникова и не скажешь, что он абсолютно счастливый человек в этот момент. Первое, что бросается в глаза – это дикая усталость.

И.УГОЛЬНИКОВ: Усталость и от подготовки к премьере, вообще, работы над картиной. Усталость от ежедневных тренировок в проекте «Лед и пламень» на Первом канале. Усталость и от необходимости ежедневно бороться за развитие телеканала ТРО и так далее, поэтому усталость есть. Но счастья от этого не убавилось.

В.КАРПОВ: Это гора с плеч или завершили труд, который можно, например, назвать трудом вашей жизни?

И.УГОЛЬНИКОВ: На нынешний момент это, безусловно, труд моей жизни. Могу сказать четко и ясно, не знаю, что там после меня останется, но вот фильм «Брестская крепость» останется, надеюсь, надолго и будет нужен людям.

В.КАРПОВ: Вы имеете возможность написать свои вопросы через SMS или через наш интернет-портал. SMS: +7-925-101-107-0. Вопросы по телефону будем принимать позже, но, в любом случае, не отключайтесь. Сегодня продюсер Игорь Угольников в студии «Русской службы новостей». Мы разговариваем с ним пока о фильме «Брестская крепость». Много вопросов сейчас приходит от слушателей. SMS, Ваня Ерш, это даже не вопрос, а реплика: «Я думаю, правильный фильм, явно не «Хай, Германия». 83: «В США или в Германии фильм будет идти?»

И.УГОЛЬНИКОВ: Посмотрим. Во всяком случае мы предложим им этот фильм для проката, но надежды у меня на то, что патриотическое российское кино будет востребовано на Западе, у меня небольшая. Наша патриотика там не нужна. Хотя я не мог бы сказать, что это такое вот патриотическое кино, но в нем существует эта направленность, но главное – это та задача о которой я вам говорил раньше – поставить человека перед выбором.

В.КАРПОВ: Фильм о выборе. 22 июня уже была премьера этого фильма в Брестской крепости. Потом была премьера на Московском международном кинофестивале. До 4 ноября сознательно оттягивали премьеру, до праздника, до Дня народного единства?

И.УГОЛЬНИКОВ: Между 22 июня и 4 ноября еще были показы на фестивалях в Смоленске, в Выборге, в Благовещенске. Везде, естественно, вне конкурса, потому что, я считаю, что эта картина не должна конкурировать, не потому, что она такая удивительная, а потому, что тема не должна конкурировать с другими. Фильм был показан несколько раз, что касается проката, то здесь все было очень просто – выпускать в прокат летом этот фильм бессмысленно. Хотя у нас нет задачи собрать много денег, как это сейчас говорят «собрать большой бокс-офис», фильм государственный, создан на государственные деньги.

В.КАРПОВ: Союзного государства.

И.УГОЛЬНИКОВ: Союзного государства. И весь доход за исключением дистрибуционного процента, должен идти в доход Союзного государства, поэтому вот так заботиться о том, чтобы он много собрал, не нужно. Но Владимир Владимирович Путин, который поддержал картину дважды и 16 марта этого года на совете министров Союзного государства в Бресте, когда мы просили дополнительные средства, чтобы успеть закончить картину к 22 июня и ее смонтировать и сделать достойную компьютерную графику и звук, он выделил нам эти необходимые деньги. И вот сейчас (15 октября) посмотрев картину, он сказал о том, что картина важная, достойная и очень важно решить все организационные вопросы для того, чтобы большее количество зрителей, особенно молодежь, увидели этот фильм.

В.КАРПОВ: То есть в праздничные дни? Все равно к дате?

И.УГОЛЬНИКОВ: Да. Сейчас длинный уик-энд, каникулы, это лучшее место для начала проката фильма «Брестская крепость».

В.КАРПОВ: Если этот фильм делался на деньги Союзного государства, если к нему было такое внимание со стороны Путина, наверняка со стороны Лукашенко тоже было?

И.УГОЛЬНИКОВ: Да, безусловно.

В.КАРПОВ: Трения какие-то в связи с этим наблюдались? Потому что пока этот фильм снимался, мы пережили массу конфликтов именно на уровне Союзного государства, какие-то «молочные войны» и с газом… И.УГОЛЬНИКОВ: Я скажу вам так, трения были и на стадии подготовки фильма, и на стадии съемок, потому что белорусская сторона все время настаивала на праве обладания фильмом в дальнейшем и на возможности управлять процессом. Раз мы вкладываем деньги, утверждала Беларусь, то мы тоже имеем право. Но Беларусь вкладывает деньги не фильм, утверждали мы, а вместе с Россией вкладывает в бюджет Союзного государства, а в свою очередь бюджет Союзного государства уже вкладывает деньги в фильм. Поэтому фактически фильм «Брестская крепость» является первой собственностью Союзного государства и управлять этой собственностью должно ТРО Союза, то есть организация Союзного государства. Мы бодались с белорусами и по сценарию, и по правам и это будет еще дальше продолжаться. Мало того, вот сейчас в России в прокат выходит фильм «Брестская крепость», а Белоруссии-то нет.

В.КАРПОВ: Почему?

И.УГОЛЬНИКОВ: Потому что они хотели, чтобы они сами управляли прокатом фильма «Брестская крепость». Юридическое право, которое они пытались навязать, еще не согласовали, а у нас теперь нет прав на Белоруссию и ТРО Союза не может прокатать там фильм. В общем, целый круг проблем с нашими братьями.

В.КАРПОВ: Наверное, там тоже должна быть какая-то дата, к которой нужно выпустить фильм? Там же не отмечают сейчас праздник День народного единства.

И.УГОЛЬНИКОВ: У них сейчас есть правильная дата – выборы президента Белоруссии, под это можно выпустить в том числе и этот фильм.

В.КАРПОВ: Придется подождать.

И.УГОЛЬНИКОВ: Немного.

В.КАРПОВ: Давайте примем один телефонный звонок. 788-107-0 – телефон прямого эфира. Алло. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

В.КАРПОВ: Алло.

И.УГОЛЬНИКОВ: Мы вас слышим.

В.КАРПОВ: А он нас нет. Тогда я спрошу. Вы сами говорили о том, что были конфликты на уровне еще сценария, не могли договориться. При этом вы утверждали, что максимально близко делали к документалистике, к документам.

И.УГОЛЬНИКОВ: Я скажу, о чем речь шла. Первый вариант сценария, к сожалению, был предан огласке и ветеранские организации, главным образом белорусские, присылали письма возмущенные: как это так, в фильме «Брестская крепость», сценарий которого мы прочитали, советский солдат сдается в плен (в начале). Как это вообще могло быть? Зачем Угольников позорит подвиг советского солдата? Но ведь оно так и было. И этот фрагмент в фильме надо было оставить, потому что около половины солдат, убоявшись первого штурма, сдались в плен. И надо было это показать для того, чтобы показать тех, кто остался и кто сделал свой выбор – защищать свою крепость, свою родину, причем, защищать тогда, когда уже начальства нет, когда фронт ушел далеко, когда ты брошен, когда в подвале у тебя погибают женщины и дети, когда у тебя нет воды, нечем сражаться. Почему-то какие-то люди остались защищать свою родину, вот об этом наш фильм.

В.КАРПОВ: То есть приходилось отстаивать даже документальное право?

И.УГОЛЬНИКОВ: Ну да, скажем так.

В.КАРПОВ: «Битва за Брестскую крепость–2», получается так? И.УГОЛЬНИКОВ: Ну да.

В.КАРПОВ: 788-107-0 – телефон прямого эфира. Еще одну попытку делаем. Слушаем вас внимательно. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Это Иван. Вопрос к Угольникову такой у меня. Просто интересно, а почему выбрана именно такая дата – начало войны, июнь 1941 года, а, допустим, не Сталинград, не блокада Ленинграда или не взятие Берлина?

В.КАРПОВ: Иван, спасибо за вопрос.

И.УГОЛЬНИКОВ: Вполне понятно. Когда я согласился 4 года назад стать председателем Телерадиовещательной организации Союзного государства, я ведь согласился еще и потому, что это был реальный шаг к осуществлению моей мечты, давней мечты, с той поры, когда я прочитал книгу Сергея Сергеевича Смирнова о защите Брестской крепости. Мы, к сожалению, мало знаем о Великой Отечественной войне. Многие эпизоды этой великой войны, я думаю, уже утеряны навсегда. И хотя бы то, что мы знаем, необходимо экранизировать. Поэтому для меня выбор был не случаен – именно Брестская крепость. Изучая в дальнейшем все документы, я в своем решении еще более и более укрепился. Мало того, это очень кинематографично, ведь прошло всего несколько дней (3-4 первых дня) и все было очень ярко в проявлении человеческих характеров, в решении людей. Думаю, что эта работа для меня еще была важна, я уверен в этом, не думаю, а уверен – еще я теперь могу работать экскурсоводом в Брестской крепости. Как говорит наш главный консультант генерал Губаренко: «Ты теперь столько знаешь, что даже позволяешь себе со мной спорить». Да, иногда по мелочам спорю с ним.

В.КАРПОВ: Вы рассказали о реакции Путина на эту картину. Путин сказал, что очень важно, чтобы этот фильм показали в уик-энд, чтобы как можно больше людей посмотрели его. Про реакцию Лукашенко? И.УГОЛЬНИКОВ: Александр Григорьевич имеет свой взгляд на то, как должна складываться история в нынешних взаимоотношениях России и Белоруссии. Но он отметил, что фильм сильный. Я даже видел, что во время просмотра этого фильма в Минске Александр Григорьевич пару раз вытер глаза. Он, конечно, использовал этот момент, чтобы еще раз российско-белорусскую тематику зацепить и говорит: вот, смотрите, вот покажите, Игорь, в Москве этот фильм, чтобы там опять увидели, что мы в одних окопах сидели и не торговались с нами по случаю и без случая. Он имел в виду торговлю…

В.КАРПОВ: По энергоресурсам.

И.УГОЛЬНИКОВ: Здесь фильм должен быть вне политики, и я уверен, что его зрители воспринимают именно так – вне политики.

В.КАРПОВ: Удалось быть вне политики в итоге?

И.УГОЛЬНИКОВ: Вы понимаете, я нахожусь вне политики каждый день. Ведь помимо того, что заботился о фильме «Брестская крепость», ежедневно я забочусь о телеканале ТРО, который создал с нуля, это телеканал Союзного государства. А там, как вы понимаете, в ежедневных новостях этого канала приходится обходить острые углы во взаимоотношениях наших лидеров. С другой стороны – в том же выступлении Владимир Владимирович Путин 15 октября, когда говорил о Брестской крепости, еще затронул тему вообще строительства Союзного государства, спокойно сказав: это как в семье бывает, знаете, ссорятся взрослые, а нам с вами Союзное государство строить, вот мы и будем заниматься этим. Пожалуйста, фильм «Брестская крепость» как нельзя кстати.

В.КАРПОВ: Продюсер Игорь Угольников в студии «Русской службы новостей». Говорим пока о фильме «Брестская крепость». В качестве блиц давайте несколько вопросов от наших радиослушателей. Ника на «Мерседесе» пишет: «Игорь, я, например, знаю вас как гламурного телеведущего, шоумена и вдруг «Брестская крепость». Почему?»

И.УГОЛЬНИКОВ: Я, по-моему, никогда шоуменом не был. Мне было обидно, что меня так называют, просто я работал на телевидении, скажем так, развлекающим ведущим. Что же касается такого изменения, наверное, каждый человек меняется, но желание создать серьезный фильм о войне было у меня всегда. Просто я тогда занимался другой работой, мне нравилось тогда просто неистово веселить людей. Я чувствовал, когда мы начинали делать новые программы с Владом Листьевым, чувствовал в необходимости в развлечении такого рода. Было эпическое время, ниспровергались старые правила и законы советского телевидения, мы творили, не думали о деньгах, о рейтинге, просто занимались творчеством. Впоследствии все это ушло, мне стало телевидение мало интересным, и я ушел в продюсерскую работу, ушел за кадр, но вынашивал свою идею. Может быть я повзрослел.

В.КАРПОВ: Жесткая довольно реплика от дяди Стасика, тоже про метаморфозу: «Игорь Станиславович сам в лихие 90-е научил молодежь ржать и глумиться. Теперь он пожинает плоды равнодушия и безыдейности к своему творению».

И.УГОЛЬНИКОВ: Секундочку, минуточку. Вспомните-ка над чем мы смеялись и ржали с молодежью. Вспомните мои программы. Разве над тем, что у нас ниже пояса? Или о наркотиках, о девицах и так далее? Мы разве над этим смеялись с вами тогда? Нет, друзья мои, не надо меня обвинять в том, что я виноват в том, что сейчас молодежь развлекается и выходит огромное количество юмористических программ с юмором ниже пояса.

В.КАРПОВ: Тогда был идейный юмор, сейчас безыдейный?

И.УГОЛЬНИКОВ: Нет, мы тогда над самими собой смеялись. Мы смеялись над своим настоящим, прошлым и подшучивали над будущим. И все-таки тогда было другое время, я еще раз вам скажу.

В.КАРПОВ: Василий пишет: «Какое-то время назад были на слуху русско-патриотические фильмы, такие как «Крепость Баязет», «Адмирал», «Грозовые ворота». Фильмы оказались так себе». Ваш фильм отличается? Сравнения не избежать, понимаете, тем более что этот фильм к дате.

И.УГОЛЬНИКОВ: Зачем я буду вам отвечать на этот вопрос? Идите в кино и посмотрите, отличается этот фильм от других или нет.

В.КАРПОВ: 788-107-0 – телефон прямого эфира. Вас внимательно слушаем. Сергей пишет: «Современной молодежи лишь бы ржать…». Это то же самое, что и Дядя Стасик. «Игорь, спасибо вам заранее. Вы себя реализовали как блестящий комик на ТВ 90-х годов. Обязательно пойду на ваш фильм, потому что ваш талант, как актера, по-моему, не реализован. Но вы себя смогли реализовать на более важном поприще – вы способствуете единению наших народов, так как общая история у нас одна. Спасибо вам. Сергей».

И.УГОЛЬНИКОВ: Спасибо, Сергей.

В.КАРПОВ: Вы мессией себя чувствуете?

И.УГОЛЬНИКОВ: Нет, ни в коем случае. Я просто с удовольствием, с душой делаю свое дело. И на вопрос моих коллег «а как тебе удалось за эти небольшие деньги снять такой фильм» я им отвечаю и вам скажу: если делать это как следует, собрать уникальную команду коллег, а команда была уникальная, и не стараться переть деньги с производства, а чтобы они были видны в кадре, то можно кое-что создать.

В.КАРПОВ: Бюджет, кстати, 8,5 миллионов долларов?

И.УГОЛЬНИКОВ: Да.

В.КАРПОВ: Это небольшие деньги?

И.УГОЛЬНИКОВ: Для такой картины небольшие. Если сравнить ее с другими картинами масштабными, в том числе и про войну с бюджетом много большим, то сравнение будет налицо.

В.КАРПОВ: 788-107-0. Сегодня у нас не хотят слушатели разговаривать. Слушаем вас внимательно. Алло. Здравствуйте.

И.УГОЛЬНИКОВ: Сказываются праздники, я думаю. Вы знаете, я так рад, что сегодня в Москве дождь. Потому что, если бы было солнышко, люди бы пошли гулять, тепло, солнышко. А так, в дождь, что делать? В кино идти.

В.КАРПОВ: Загоняет в кинотеатр погода всех. Давайте еще одну попытку совершим поговорить с нашими слушателями. Алло. Здравствуйте. Как зовут вас?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер….

В.КАРПОВ: Откуда брали материал?

И.УГОЛЬНИКОВ: Спасибо за вопрос. Мы отталкивались от книги Сергея Сергеевича Смирнова, но это было не главное, главное – это документы, которые мы читали, свидетельства, в том числе и немецкие. И сравнение этих свидетельств с документами и с книгой Сергея Сергеевича Смирнова дало нам возможность сделать в результате тот сценарий, по которому был снят фильм. В.КАРПОВ: 788-107-0 – телефон прямого эфира. Слушаем вас внимательно. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Елена Ивановна. У меня есть предложение к Игорю Угольникову. Я – вдова ветерана войны. Мой муж – участник войны и участник французского сопротивления, очень легендарная есть биография, рассказы подлинные и подлинные документы. Если заинтересует эта страничка военной истории, свяжитесь со мной, пожалуйста, Игорь.

И.УГОЛЬНИКОВ: Есть ваши координаты, надеюсь. Но могу сказать вам и всем нашим радиослушателям, с которыми мы сегодня общаемся, я в ближайшее время не хотел бы делать фильм о войне. Во-первых, считаю, что уже на эту тему я высказался. А, во-вторых, я хотел бы от войны отдохнуть и снять небольшую комедию в преддверии еще одного большого кинопроекта, который никак не будет связан с войной и с историей.

В.КАРПОВ: Я-то думал, что после такой эпической картины вы захотите просто выдохнуть.

И.УГОЛЬНИКОВ: Вот я хочу выдохнуть, снять семейную комедию небольшую.

В.КАРПОВ: В эфире программа «Отбой». У микрофона Владимир Карпов. Телефон прямого эфира: 788-107-0. SMS: +7-925-101-107-0. Наш сайт: rusnovosti.ru. Через него можно задавать вопросы в прямой эфир. С нами сегодня продюсер Игорь Угольников, с которым мы сейчас говорим о фильме «Брестская крепость», который сегодня вышел в прокат. От Якова сразу несколько вопросов через SMS пришли довольно конкретные: «Владимир Бешанов, например, принимал участие в создании фильма?»

И.УГОЛЬНИКОВ: Владимир Бешанов? Может быть. Съемочная группа очень большая, среди основных фамилии такой нет, но, наверное, принимал участие.

В.КАРПОВ: Опять же от Якова: «На западном острове разрешали проводить съемки?» Имеется в виду сама Брестская крепость.

И.УГОЛЬНИКОВ: Декорация построена в Брестской крепости, это для нас было принципиально. Причем я говорил, что декорация уникальная, она трехслойная. Сначала надо было снять мирное время, потом «раздеть» как бы декорацию, сделать разрушения, а потом разрушения окончательные.

В.КАРПОВ: То есть уже можно и без декорации?

И.УГОЛЬНИКОВ: Нет, как же. Жители города Бреста снимались в этом фильме. И для нас это было также принципиально, потому что у них другой взгляд, другие глаза. И для всего города это было очень важно. Даже таксист, который меня вез после съемок, он говорил с сожалением, что не успел сняться в фильме, а для него это очень важно. Я сейчас вижу мне пришло сообщение, для меня безумно радостное, Шаман сообщает мне: «Работаю в киноцентре. Хочу поздравить Игоря. Второй сеанс аншлаг, в основном молодежь. После фильма у всех глаза на мокром месте». Ура! Сегодня, пожалуй, выпью как следует. Можно?

В.КАРПОВ: Да, да, да, но только после эфира.

И.УГОЛЬНИКОВ: Хорошо.

В.КАРПОВ: Вы сами говорили о том, что много каких-то уникальных случаев произошло на съемочной площадке, прежде всего, конечно, наверное сами жители Бреста, которые принимали участие в съемках? Что у них было на лицах, когда они снимались в этой картине? Они действительно сопереживали? Это так же близко для них сегодня? И.УГОЛЬНИКОВ: Абсолютно. Мы даже шутили с Сашей Котом (режиссером-постановщиком фильма): представляешь, если бы мы сейчас снимали с тобой под Москвой и декорацию Брестской крепости поставили в Москве, какие были бы глаза у людей вот этих вот московских? Да, да, самое главное – это ощущение того, что даже маленькие дети вместе со взрослыми по-другому смотрели в камеру. Это для нас было и радостно, и очень ответственно.

В.КАРПОВ: У самого Игоря Угольникова отношение вообще к Брестской крепости, к истории изменилось каким-то образом или нет по мере работы над этим фильмом?

И.УГОЛЬНИКОВ: Это место стало для меня еще более святым с каждым месяцем работы над фильмом «Брестская крепость». И когда мы показывали фильм 22 июня ночью в этом году первый раз, мы установили огромный экран около Холмских ворот и пригласили на фильм прежде всего брещан - ветеранов с их семьями, и Андрюша Мерзликин (исполнитель роли лейтенанта Кижеватого) толкнул меня в бок, говорит: «Слушай, это какое-то 3D. Это для меня 3D. Мы в Брестской крепости показываем фильм о Брестской крепости 22 июня». В.КАРПОВ: Для жителей Бреста.

И.УГОЛЬНИКОВ: Да.

В.КАРПОВ: Еще один звонок примем. 788-107-0 – телефон прямого эфира. Алло. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Георгий. Фильм обязательно посмотрю. Очень рад за режиссера, за продюсера. Симонов же первый написал, да? Вы к его творчеству обращались?

И.УГОЛЬНИКОВ: Вы правильно задаете вопрос. Симонов действительно писал о Брестской крепости. Мы смотрели материалы, какие там были, но, конечно, больший объем информации мы изначально почерпнули в книге у Сергея Сергеевича Смирнова. Мне очень были интересны немецкие донесения, когда немцы сами писали, что такой град артподготовки, который они использовали в Брестской крепости, они впоследствии практически нигде не использовали, через каждые четыре минуты огонь переносился на 100 метров дальше. Они не собирались брать Брестскую крепость, они собирались ее просто разбомбить и идти дальше, но Брестская крепость сопротивлялась и 45-я дивизия немецкая, это дивизия, которая так нравилась Адольфу Гитлеру, это австрийская дивизия, застряла в Бресте надолго. И 26 августа, когда Гитлер приехал в Брест посмотреть, что же там такое случилось, привез Муссолини с собой, устроили целую инсценировку для Гитлера, навезли вооружение со всего фронта, пытались доказать, что здесь был серьезный очаг сопротивления. А Гитлер посмотрел на Отто Скорцени, который его пытался обмануть, и сказал: что вы меня обманываете, да еще Муссолини, вы так мне и не объяснили, что здесь произошло. А произошло следующее: советский солдат здесь вгрызся зубами в камень и не пускал врага дальше.

В.КАРПОВ: Конечно, одно дело фильм, но от себя уже, те, кто не был в Брестской крепости, просто обязаны в нее съездить, хотя бы раз в своей жизни.

И.УГОЛЬНИКОВ: Если не съездить, то хотя бы посетить исторический музей в своем городе, почитать книжки, и вообще, больше интересоваться тем, что происходит вокруг и до нас. Мы все живем каким-то странным ощущением презрения к самим себе, а уж тем более к окружающим. Надо начать себя любить, надо начать тем самым любить окружающих. Уважать себя надо и надо искать то, за что можно себя уважать.

В.КАРПОВ: Для того, чтобы подвести черту под разговором о фильме «Брестская крепость», я предлагаю послушать песню из этого фильма. И.УГОЛЬНИКОВ: Эту замечательную песню. Она звучит в конце фильма на титрах, ее написал Леонид Агутин, чем меня совершенно потряс. Он посмотрел фильм и сказал: слушай, я напишу то, что нужно будет. И в 4 утра позвонил и сказал: я закончил. В.КАРПОВ: Почему Леонид Агутин? Почему, не знаю, не Иосиф Кобзон, не Лев Лещенко?

И.УГОЛЬНИКОВ: А вы послушайте песню и поймете почему Агутин.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

В.КАРПОВ: Совсем коротко про Брестскую крепость. С нами по-прежнему продюсер Игорь Угольников. На дисках будет?

И.УГОЛЬНИКОВ: Будет на дисках обязательно. И будет на Первом канале весной 2011 года, 22 июня 2011 года будет полная телевизионная 4-серийная версия на том же Первом канале.

В.КАРПОВ: Не могу не спросить Игоря Угольникова, как только мне сказали, что придет Игорь Угольников, я тут же вспоминал Павла Павловича Бородина, который, наведываясь в студию «Русской службы новостей», я точно не буду говорить употреблял он слово «вор» или нет, но вокруг этого слова крутилось. Когда говоришь «Игорь Угольников», Павел Павлович Бородин сразу вспоминает какие-то нехорошие слова. В связи с чем? Вроде как один заведует экономической частью в Союзном Государстве, другой – телерадиовещанием и такой конфликт? Может ответить Павлу Павловичу?

И.УГОЛЬНИКОВ: Отвечать Павлу Павловичу, я думаю, не стоит, потому что прямых обвинений нет. А если вообще вслушиваться в то, что говорит государственный секретарь, получается, что все вокруг негодяи, сволочи, подонки, телевидение у нас ужасное, а только в Союзном государстве все хорошо: 5 миллионов рабочих мест и так далее, «мы построили», «мы сделали». Нет, там еще много чего делать и строить предстоит нам вместе с Павлом Павловичем. А говорит он обо мне нелестно, потому что считает меня таким же плохим человеком, как руководителя Первого канала и Второго. Но еще он считает, раз я председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства, то он – госсекретарь – должен руководить не только мной лично, но и всеми сотрудниками. И у него свое воззрение на то, как должно освещаться Союзное государство. А канал телевизионный, который создан был, кстати, при его усилии три года назад, он категорически смотреть не хочет, потому что считает, что мы неправильно работаем.

В.КАРПОВ: Слушатели интересуются: а где вообще можно посмотреть этот телеканал?

И.УГОЛЬНИКОВ: Телеканал ТРО идет в кабеле в системе «Стрим», «Акадо» и «Триколор». Если у вас есть такие приемные устройства или в ваших квартирах установлено «Акадо» или «Стрим», вы можете найти канал ТРО. А вообще, это спутниковый и кабельный канал, у него 23 миллиона потенциальных абонентов, и я этим тоже очень горжусь.

В.КАРПОВ: Про фильм я спрашивал - для кого. А для кого телеканал, если вы стараетесь избегать все-таки острых углов? В политике есть, а на канале нет?

И.УГОЛЬНИКОВ: Канал называется ТРО, если эти буковки немножко развернуть, получится ОРТ. А это то самое общественное телевидение, о котором мы когда-то мечтали с Владом Листьевым. Это позитивное телевидение и наши новости, ежедневные в том числе, направлены на позитивный настрой в строительстве Союзного государства и нашей с вами общественной жизни. Как только канал станет серьезным и действительно сможет окончательно претендовать на звание общественного, я эти буковки разверну. В.КАРПОВ: То есть это будет общественное СТ, Союзное телевидение? И.УГОЛЬНИКОВ: Это будет называться ОРТ – общественное российское телевидение.

В.КАРПОВ: Простите, а как же Союзное?

И.УГОЛЬНИКОВ: А будет наше Союзное государство к тому времени создано, чего о нем говорить?

В.КАРПОВ: В этом смысле? По вашим ощущениям, опять же обращаюсь к опыту Павла Павловича Бородина, он всегда рассказывает, что оно есть, что оно работает (Союзное государство) а по вашим ощущениям, как человека из медийной сферы?

И.УГОЛЬНИКОВ: Его нет. Оно есть де-юре, де-факто его нет. Для того, чтобы оно было настоящим государством, много еще надо чего решить. И при этом не только желание народов жить в едином государстве, но и большая политика должна правильно сойтись. А пока у нас есть хоть и союзный парламент, есть и совет министров союзный и бюджет какой-никакой, но есть союзные программы, они выполняются и в сфере таможни, и в военной сфере, но вот теперь еще и в социальной. И если говорить совсем просто, у нас есть еще буквально пару-тройку лет для того, чтобы его выстроить. И если мы этого не сделаем, надеяться на то, что Союзное государство будет таким, каким мы его себе фантазируем, уже не придется.

В.КАРПОВ: 788-107-0 – телефон прямого эфира. Слушателям дадим возможность высказаться. Алло. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Мне надо поблагодарить продюсера за этот фильм.

В.КАРПОВ: Вы его уже поблагодарили. Ради бога извините. Спасибо вам, Игорь, за фильм.

И.УГОЛЬНИКОВ: Спасибо большое.

В.КАРПОВ: Просто сейчас хотелось бы конкретики. Мы в темпе работаем. Слушаем вас. Алло. Здравствуйте. Прямо не судьба сегодня. Праздники. Слушаем вас внимательно. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Николай. Хотел бы конкретики добавить, если хотите. По фактам: защитники Брестской крепости боялись выйти потому что они не столько боялись немцев сначала, сколько местного населения…

И.УГОЛЬНИКОВ: Это ваша точка зрения.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Хочу продолжить. Еще первый случай, ведь случайно туда в плен попали 20 немцев и они сразу же были расстреляны защитниками Брестской крепости. И в общем-то в нарушение всех конвенций и правил ведения войны….

В.КАРПОВ: Класс. Николай мне очень нравится, когда он начинает говорить про Великую Отечественную и вспоминает конвенции. Вот это супер.

И.УГОЛЬНИКОВ: Замечательно. А когда они сразу же убивали женщин и детей о конвенции никто не думал.

В.КАРПОВ: Николай – он известный у нас историк, который все время спорит со всеми общеизвестными историческими фактами. Это нормально. О Союзном государстве хотелось бы продолжить. Раз уж существует Телерадиовещательная организация Союзного государства, вы отслеживаете какую-то динамику или мы топчемся на месте в строительстве?

И.УГОЛЬНИКОВ: Я хочу сказать, что мы юридически, конечно, топчемся на месте, но практически есть хорошие сдвиги, есть правильные шаги. И наши новости, обзоры, общественно-политические программы на канале ТРО об этом и говорят. Другое дело, в том числе и Павел Павлович может нас обвинять в том, что мы крутимся вокруг одной и той же информации, нам иногда приходится высасывать новости из пальца.

В.КАРПОВ: Больше всего интересно – о чем вы рассказываете? Вот новости Союзного государства, они есть вообще?

И.УГОЛЬНИКОВ: Они есть. Есть же программы Союзного государства. Вот Таможенный союз, сейчас была встреча с нашими потенциальными партнерами по Союзному государству с Казахстаном, вот как выстраивается Таможенный союз, какие есть проблемы, какие перспективы, это обсуждается. А есть и практические вопросы: сколько стоит медицинское обслуживание в Москве и Минске? Где лучше покупать на московском рынке белорусские товары, потому что они пользуются большим спросом, особенно молочные продукты. Каким образом идет развитие сельского хозяйства в России и Белоруссии? Множество интереснейших вопросов, поверьте.

В.КАРПОВ: То есть вы стараетесь сравнивать?

И.УГОЛЬНИКОВ: Да.

В.КАРПОВ: При этом на чьей стороне? Когда происходят какие-то конфликты и столкновения, как вам удается?

И.УГОЛЬНИКОВ: Да вот сам удивляюсь, как нам удается. Канал еще не развивается потому, что в большой политике в России и в Белоруссии существует, ну, мнение, что на территории Белоруссии канал ТРО будет пророссийским, а на территории России он будет пробелорусским. Поэтому вы там, Угольников, с командой ковыряйтесь, ковыряйтесь, хорошо работайте, молодцы, хотите ордена дадим, но бюджет вам не повысим, и развивать особенно никто сейчас это не торопится. Кстати сказать, бюджет телеканала ТРО минимальный и сравним с бюджетом еженедельной одной программы на федеральном телеканале, а мы вещаем 24 часа в сутки. В.КАРПОВ: Еще один звонок успеем принять. 788-107-0. Слушаем вас внимательно. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Геннадий. Вы знаете, я против этого фильма.

В.КАРПОВ: Почему? Геннадий, самое интересно, что мы про фильм уже минут 15 как не разговариваем. 788-107-0 – телефон прямого эфира. Слушаем вас.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Ирина из Москвы. Дело в том, что этот фильм пришелся как раз на единство, которое было при советской власти. Единство действительно было. А сейчас никакого единства нет.

В.КАРПОВ: Спасибо. Это точку, крест поставили на Союзном государстве, но спрашивают вполне серьезно. Во-первых, про День народного единства. Отмечаете или нет? Можете коротко ответить: да или нет.

И.УГОЛЬНИКОВ: Я вообще отмечаю только Новый год и два православных праздника, больше никакие.

В.КАРПОВ: День Победы не отмечаете?

И.УГОЛЬНИКОВ: Отмечаю обязательно.

В.КАРПОВ: Новый год и День Победы – святые праздники. Второй вопрос про Союзное государство. Вы же общаетесь с теми людьми, которые его строят, они сами верят в то, что строят?

И.УГОЛЬНИКОВ: Есть люди, которые занимаются этим как своей работой, получают за это деньги, не думая о том, будет дальше оно или нет. Они выполняют свою работу, за что им отдельное спасибо. Что же касается моей уверенности, она у меня есть, потому-то я и фильм «Брестская крепость» снимаю, потому и занимаюсь телевизионным каналом. Я хочу жить в той стране, в которой я родился, она называлась Союз Советских Социалистических Республик. Этой страны, конечно, уже не будет, но я хочу гордиться своей страной, хочу, чтобы она расширялась. И когда-то она была великой империей, может быть мне удастся на старости лет жить опять в великой империи, стране, которая гордится собой и которая уважаема в мире.

В.КАРПОВ: С нами был сегодня продюсер Игорь Угольников. Спасибо, Игорь Станиславович. Приходите еще.

И.УГОЛЬНИКОВ: С удовольствием. Всем вам удачи. С праздником! 

Источник информации: http://rusnovosti.ru