Поехали? Или как Брест выполняет постановление Совета министров

25  Декабря 2018 г.  в 16:21 : Брест - велосипедный

2018 год стал достаточно заметным для велодвижения. То поляки обещают - будем велотранспорт через “Варшавку” пускать, то россияне ПДД для велосипедистов грозятся улучшить. Даже местная БЧ начинает потихоньку приспосабливать вагоны для пассажиров с двухколёсным транспортом. Ко всему этому “велобеспределу” была принята Концепция развития велосипедного движения в Беларуси.

Поехали? Или как Брест выполняет постановление Совета министров

Этот год был 999 для нашего города, а уже в следующем году Брест покажет, что сделано к 1000-летию. Пройдемся по велотеме и начнем с приятного - велодорожки на проезжей части. Они появляются. Разрозненно, неожиданно, но появляются.

Велодорожка на ул. 17 сентября

Из хорошего: место размещения (проезжая часть), применена “тактильная разметка”. На перекрестках обозначена соответствующей разметкой (1.15) и зеленым цветом - знакомый Бресту “крокодил”

Из плохого: знаков “велодорожка”, насколько известно, всё еще нет. Поэтому велодорожка получилась из ниоткуда в никуда. Ширина тоже оставляет желать лучшего. Минимальный “1 м. в стесненных условиях” беларусский стандарт.

Велодорожке на ул. К.Маркса по соседству повезло меньше. Ее создание столкнулось с некомпетентностью и простой глупостью. Итак, есть город. В нем есть личный транспорт (автомобили), а есть общественный (троллейбусы/автобусы). Бесконечное удовлетворение всё растущих потребностей первых ведет к уничтожению нормального состояния города: пробки, ухудшение экологии и здоровья, парковка на “зеленках” и пр. Кроме того, большую часть времени авто просто стоят, занимая общую городскую землю. Для современного города это слишком дорого (но мы то можем себе это позволить).

Развитие же общественного транспорта способствует и развитию города: за меньшие деньги можно переместить большее количество людей. Бресту особенно повезло с наличием троллейбусной сети. Общественный транспорт 21 века должен быть быстрым и удобным (к сожалению, пока это не про нас).

И есть велосипеды. Это такие маленькие мобильные устройства, сочетающие плюсы личного транспорта и дешевизну общественного. И мы сейчас не говорим о “а как отвезти жену в роддом или перевезти мебель?” К сожалению, оба случая - явления нечастые, поэтому об этом в другой раз:)

Так вот, находясь по одну сторону баррикад в борьбе за светлое городское будущее, между вело и общественным транспортом каким-то образом возник конфликт. Виноваты, конечно, не троллейбусы или велосипеды. И даже не автомобили (которые в городе всё ещё нужны, кстати). Проблемы вечные и их две - дураки и дороги. А вторые обычно создаются и организовываются первыми (это не про Брест:).

В данном случае администрация троллейбусного парка осветила всё: и собственный страх перед “проблемой”, и слабость ответственных за организацию и безопасность движения, и неуважение одной из групп (чей транспорт большую часть времени стоит) ко всем остальным. Ситуация выглядит смешной ровно до момента, пока к мнению троллейбусников не прислушаются “свыше” и не остановят создание велодорожки, а вместе с ней и велокольца, которое до сих пор не появилось…

Из центра перемещаемся восточнее

Реконструкция Кобринского путепровода изначально вселяла надежды, ведь “ширина велодорожки с каждой стороны будет по полтора метра”, однако на деле вылезли типичные “беларуские” велопроблемы. Пешеходная часть не отделена от велосипедной ничем, кроме плитки, а по отзывам велосипедистов спуск получился очень крутым, (а следовательно будет высокая скорость велосипедиста на спуске). В то же время, эксперты считают, что проблем с шириной и местом в городе у нас нет.

Приятно, что интересы велосипедистов пытаются учесть при реконструкции таких элементов города. Но жаль, что результат далек от “вау, как круто сделано”.

Партизанский проспект можно рассматривать отдельно

Хаотичные велопереезды (через одну улицу есть, через другую нет), велодорожки, “перезающие” остановки и поворачивающие под прямым углом. Кроме того, велодорожки всё ещё могут вести “в никуда”, а тротуар обозначен знаком “велодорожка” без всякого разделения. И конечно парочка из рекламного щита и открывающихся на велодорожку дверей ларька. К счастью, первый уже перенесли. К “ларечной” проблеме подключилась и Вулька, где табачный ларек установили прямо на велодорожке. Да, сам ларек уже перенесли, но открывающаяся на велодорожку дверь всё еще представляет опасность (как и сама идея размещения подобных торговых точек в городе).

В то же время места, где есть переезды, с каждым разом получаются лучше и лучше (ту же разметку 1.15 научились наносить правильно).

К сожалению, вопрос, почему при полной реконструкции улицы нельзя сделать велодорожку, ПОЛНОСТЬЮ отделенную от тротуара, остается открытым.

В окрестностях обновленного путепровода на Варшавском шоссе появились непонятные знаки “уступи дорогу”. Пешеходный переход здесь регулируется светофором (т.е. велосипедист должен спешиться), если он не работает, то, соответственно, “при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам” (а как мы помним, велосипедист уже спешился и стал пешеходом), т.е. знак снова не нужен. Если же дело происходит вне перекрестка, то “на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге” (п.150 ПДД). Сам путепровод тоже изменился. С обеих сторон вместо тропинки появились тротуары.

Из хорошего можно выделить Брестскую крепость, мнение администрации которой меняется быстрее, чем переписывается история. Радует, что от “директор категорически не согласен пускать велосипедистов на территорию мемориала” в 2013 г. перешли к “руководство крепости пошло на компромисс. Были определены места, где разрешается езда на велосипедах” в 2018 г.

Судя по ранее установленным знакам и сложившейся ситуации, велодвижение было запрещено на всей территории крепости. Но из официального ответа, полученного летом, следует, что движение запрещается только на экскурсионных маршрутах (об этом же говорят Правила, утвержденные приказом директора крепости от 26.12.2016 г.). В общем, стало чуточку понятнее, но всё же велодвижение - это еще одна неразгаданная тайна Брестской крепости.

Поехали? Или как Брест выполняет постановление Совета министров

Ул. Я.Купалы и ул. Пушкинская отметились молчанием. Недостатки на ул. Я.Купалы так и не были исправлены, а сплошная разметка на Пушкинской так и осталась непонятной разметкой. Пока нет знака “велодорожка”, указанная полоса велодорожкой не является.

Из положительного можно отметить:

● растущее количество велопереездов, значительно упрощающих жизнь велосипедистов

● принятие Концепции развития велосипедного движения в Беларуси

● появление Плана мероприятий по реализации Концепции развития велосипедного движения в Республике Беларусь на территории Брестской области до 2030 года

● решение Комиссии по межведомственному взаимодействию и контролю по созданию безбарьерной среды “о выполнении сопряжения тротуаров с проезжей частью только с понижением аппарельного (пониженного) борта, с использованием тактильной плитке на тротуаре. Исключить выполнение данных работ при помощи пандусов из асфальтобетона и цементобетона”, а еще весной претерпели изменения некоторые бордюры в центре города.

● неоднозначен вопрос с велодорожкой на Варшавском шоссе: если раньше она была на широкой обочине, то сейчас ее переносят с дороги. Соответственно, пешеходы будут ходить там же.

Виталий Плисюк, учреждение “За вело Брест”

Источник: За вело Брест
Автор: фото - иллюстрация