История брестской Берёзовки: не та, что раньше

23  Декабря 2018 г.  в 11:07 : История города Бреста

Берёзовка почему-то считается одним из самых загадочных микрорайонов Бреста. Может, оттого, что когда-то около Бреста располагалось несколько деревень с таким названием.

История брестской Берёзовки: не та, что раньше 

В стремительном вихре городcкого ритма они слились в одно целое, получили иное очертание, зародили новую историю…

Богатства и находки

О Берёзовке сохранилось немного сведений. В письменных источниках впервые она упоминается в 1529 году в связи с тяжбой её собственника Ивана Калиховича с епископом Владимировским и Берестейским. Затем встречается запись за 1759 год, в которой говорится, что прихожанами-униатами церкви Архангела Михаила были и жители Берёзовки. Сама по себе деревня всегда была небольшой. Местность слыла заболоченной, но, несмотря ни на что, людей манили эти земли. Может, и оттого, что здесь росло много берёз. Дерево это всегда ценилось как древесина и широко использовалось в хозяйстве. Это и лучина для освещения дома, деготь для смазки колёс, банные веники, березовый сок, листья для изготовления желтого и зеленого красителя, лекарства.

Береста заменяла бумагу, использовалась для обвивания разбитых глиняных горшков, ещё как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. В строительстве её применяли при устройстве кровли и подкладывали под нижний венец дома, чтобы предохранить его от загнивания. Также она надежно защищала зерно от грунтовой влаги. Чтобы его сохранить, выкапывали глубокие ямы, выжигали их соломой, затем обивали берестой, приколачивая ее к обожженным стенам деревянными гвоздями. Из неё плели короба, корзины, солонки, обвивали деревянные пастушьи рожки. Вероятно, всё это использовалось не только для себя, но и на продажу, чему способствовали водные пути рек Мухавца и Буга. Отсюда деревня получила и своё название – «Берёзовка». 

Наверное, это разъясняет многочисленные находки монет на территории Берёзовки. В свое время их было найдено 1968 экземпляров: 1 солид, 1,5 грошовики, двойной грош, 6-грошовиков Речи Посполитой, драйпёлькеры Германской империи, Пруссии, Шведской Прибалтики и даже одна монета времен Римской империи, спрятанная приблизительно в XI веке. В истории Берёзовки есть и такой факт: в её окрестностях находили несколько номеров «Мужицкой правды», которую издавал Кастусь Калиновский. 

Первая и вторая

С появлением железной дороги изменились окрестности деревни. На юге Берёзовки размещалось старое кладбище. С постройкой нового движения кладбище и несколько домов оказались отрезанными от основной части деревни и получили название Берёзовка 1-ая. Бывшая главная улица стала продолжением улицы Герцена, которая со временем слилась с Киевкой. В 1958 году стала частью города, застроилась домами, включила в себя улицу Якуба Колоса, ту же Герцена, Скрипникова…
 
Имелась ещё и Березовка 2-я. Это территории былого маёнтка с пятьюдесятью жителями, который стал продолжением улицы Фортечной, Угловой, Инженерной и других. В начале XX столетия Березовка 2-я и просто Берёзовка входят в состав Косицкой волости Брестского повета, последняя имела сорок шесть дворов и триста жителей. С 1940 года становятся центром Берёзовского сельсовета, а с 1954 - по 1958 год входят в Тришинский сельсовет Брестского района. С 1958 года в черту города входит Березовка 2-я, а с 1968 и просто Берёзовка.

В одну улицу

Понять, какой была Берёзовка до военного времени и после, мне помогла коренная её жительница Вера Шелевиля. Родилась она в 1942 году. В её памяти деревня имела только одну улицу: «Это сегодняшняя улица Гагарина (авт.: здесь она родилась и живет сегодня), а раньше была просто Березовка. При оформлении документов писали: деревня Березовка. Ещё, где сейчас улица Строительная, было три дома с правой и два домика с левой стороны. Дальше было болото. Все друг друга знали, жили не богато, но дружно, помогали, чем могли». Здесь более всего преобладали фамилии Драгун, Котович, Савчук, Новик. В основном, каждая семья держала хозяйство, засаживали огороды. Семье Драгун было проще, в своё время отец Веры Павловны, Павел Адамович, купил надел земли, с него и жили. Выращивали огородину, рожь, пшеницу, просо… Сами молотили зерно, из льна мама Веры, Акулина Сельвестровна, ткала полотна, затем шила одежду, постельное белье и всё необходимое для домашнего обихода. 

С самого детства родители приучали детей к труду. Например, маленькую Веру будили в пять утра, чтобы она шла на рынок, сегодняшний «Колхозный», чтобы занять место на весы, где взвешивали товар перед продажей. Там девочка продавала молоко и яблоки из своего сада. 

Со сменой власти, начали образовываться колхозы, а земли и домашний скот забирали. Часть жителей вступила в него, а вторая – работала в Бресте. Так, например, мама Веры осталась в колхозе, а отец нашёл место в городе. Вначале он работал дорожником и выкладывал улицу Ленина брусчаткой, затем трудился в депо. В город в основном добирались пешком, на лошадях ездили мало. В школу тоже приходилось идти пешком через железную дорогу. По словам Веры Павловны, дети железнодорожников, в том числе и она, обучались в школе, которая размещалась на углу Пушкинской и Сикорского. Остальные ходили на Киевку и Граевку. Позже на Берёзовке была построена школа, но относилась она к Плоске.

От печали до радости

Сложности жизни разбавлялись и приятными моментами. То время не давало всего того, к чему мы привыкли сегодня. Однако, несмотря на бедность, люди умели свадьбу сделать так, чтобы на ней присутствовала почти вся деревня, родственники до третьего колена. Вот что рассказала Вера Павловна: «Свадьбы были очень интересные – с песнями, танцами под баян или гармошку. Начиналось торжество в воскресенье, а заканчивалось во вторник. В субботу невеста обязательно созывала к себе подружек и детей – делать веночки. Ими украшали каравай, который пекли в этот же день каравайницы. Пекли ещё и маленькие, приблизительно с ладошку, каравайчики, которые раздавали на свадьбе всем детям. Каждый из гостей обязательно приносил испечённую булку, кольцо домашней колбасы, если кто побогаче, то два». На столы же ставили лучшие блюда того времени: запеченное мясо, паштет, домашнюю колбасу, сальтисон, кровянку, пироги, соленья, из спиртных напитков – самогонку. 

Была во время свадьбы и своя особенность. Например, когда одаривали молодых, то женщина-жена должна была положить подарок: простыню, скатерть, отрез на пальто, покрывало или что-то другое, а мужчина-муж – деньги. Родители в большинстве дарили деньги в сумме ста рублей, что считалось щедрым даром. К слову, у Веры Петровны до сих пор хранятся свадебные подарки. Рассказала она, что невесте обязательно собирали приданное. В него входило всё необходимое для быта и не только. Правда, не всегда его получалось легко собрать: «В приданое давали ватное одеяло, а его не так просто купить. Тогда шили, узнавали, где лучший мастер и заказывали», – вспоминает она.

Детские забавы

В то время дети не знали игрушек, поэтому играли в «Прыгалки», «Классики», «Прятки»… Ёлку на Новый год и Рождество украшали мишурой, вырезанной из цветной бумаги. Ещё вешали печенье, которое прокалывали иголкой с ниткой, также украшением служили конфеты: «Так хочется конфету, но нельзя. Их снимали, делили всем поровну, когда елку убирали. Мне доставалось меньше всех, умудрялась сорвать конфету раньше, – рассказывает Вера Павловна. – Мы заранее готовились к Колядкам. Разучивали песни, шили костюмы, делали звезду. Колядовали: «Новая радость встала, яко не бывала. Звезда на небе по-светлому засияла», а нам давали кто булку, кто – конфету, двадцать копеек…» 

Традиции

На Рождество праздничный стол вмещал блюда из всего домашнего. Интересно стало узнать, что кровянку готовили только после Рождества, на Крещение. Меню было в зависимости от возможностей семьи. Но на праздник старались приготовить лучшее. Вспоминая о блюдах, Вера Павловна рассказала, что ей очень хотелось попробовать картошки с лебедой, которую ели у соседей. И она умудрилась украсть кольцо колбасы и обменять его на желанное блюдо.

Берёзовцы ходили в Свято-Николаевскую церковь на Советской или в Свято-Симеоновский собор на Московской. В советское время делали это тайно. На Пасху в деревню приезжал священник и освещал пасхи, яйца и другие яства. Столы для этого выставляли в небольшом переулке, от улицы Гагарина, сейчас он застроен домами.

С течением

Берёзовка сегодня – новый мир. Коренных жителей осталось совсем немного. Но те, кто есть, помнят тех, кого уже давно нет с ними. Вспоминают дни, когда приезжали на свою малую родину те жители, кого судьба однажды забросила на новое место. Гордятся известными выходцами – моряком Володей Якубовским, лётчиком Александром Столярчуком, лётчиком первого класса Геннадием Шелевилем и многими другими. И по-своему жалеют, что Берёзовка давно уже не та, что была раньше в одну улицу… 

Фото автора и из домашнего архива Веры Шелевиль

Источник: Брестский вестник
Автор: Наталья Шляжко