Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

4 14  Сентября 2018 г.  в 14:53, показов: 2465 : Разное: обо всём понемногу

В детстве Александр Ясинский из Барановичей мечтал играть на гитаре. Но родители решили по-другому — и отдали его «на баян». Сколько раз над этим по-доброму шутили друзья и знакомые, Александр посчитать не берется. Уже восемь лет он живет в Праге, играет концерты, пишет музыку и собственным примером утверждает, что баян — это перспективный инструмент, созданный не только для музыкальной подложки крикам «Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала».


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

Фото: Viktar Lom

О переезде в Чехию, работе уличным музыкантом, учебе в Пражской консерватории, вкусах слушателей и отношениях с отделом по идеологии в Орше баянист Александр Ясинский рассказал TUT.BY.

«У нас считается, что музыканты — бедный народ, который играет на свадьбах и любит алкоголь»

Александр вырос в Барановичах, музыкой занимается с восьми лет. Сейчас ему 29. Баян Александр выбирал не сам — за него решило стечение обстоятельств.

— Как нормальный парень, я хотел играть на гитаре. В первом классе мы ходили на хор, и только затем нас распределяли по музыкальным инструментам. В конце первого года родителям раздали анкеты, в них были вопросы вроде «Какие музыкальные инструменты есть дома?» и «На каких музыкальных инструментах играют родители?». Папа играл на баяне, гитаре и фортепиано, дома были баян и гитара. Так совпало, что аккомпаниатором в хоре была учительница по баяну. Она меня заметила и попросила завуча записать к ней. Та позвонила матери, и, как человек довольно мягкий, мама согласилась.

Отец, вспоминает Александр, возмутился: «Что ты наделала? Он же через пару лет будет нас упрекать, что хотел играть на гитаре, и забросит музыку!» Получилось ровно наоборот — без единого упрека или обиды.

— У меня были прекрасные преподавательницы: Елена Владимировна Залетова и Ирина Сергеевна Жухавцова. Это люди, которые полностью отдавали себя и ничего взамен не просили. Разве что старания.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

Фото: Viktar Lom

О том, чтобы связать профессиональную жизнь с музыкой, Александр задумался лет в 13−14. Родители-врачи сомневались насчет выбора сына. Не отговаривали, но предупреждали о возможном несовпадении мечты и реальности.

— У нас считается, что музыканты — бедный народ, который играет на свадьбах и любит алкоголь. Поэтому родители спрашивали, осмысливаю ли я, что меня может ждать в будущем. На тот момент мне казалось, что я готов ко всему. Хотя откуда мог знать, с чем столкнусь в будущем? Естественно, когда ты начинаешь, тебе кажется, что все получится. Что будешь играть суперконцерты за супергонорары с супермузыкантами в суперзалах. Что, если будешь много заниматься, тебя обязательно найдет хороший менеджер, который усыплет жизненную дорогу самыми классными предложениями. Родители предупреждали о реальности и последствиях, а я же… Когда ты молод, кажется, что все — эх-х-х! — получится.

— На сколько лет хватило этих мечтаний?

— До сих пор они есть. В музыке мне нравится то, что это бесконечный путь самосовершенствования, развития и поисков новых дорог, что и как можно сделать лучше: лучше сыграть, собрать большее количество людей на концерте, написать более совершенное произведение или сделать лучшую запись. Мечты всегда должны быть немного впереди. По сравнению с тем, как я начинал профессионально заниматься музыкой, теперь мне есть чем гордиться. Но это все в прошлом. Всех интересует то, что происходит сейчас и может произойти в будущем.

Видео: Aliaksandr Yasinski

Александр презентует на TUT.BY одну сбывшуюся мечту — собственное произведение для баяна с оркестром «Космическое путешествие», в котором принимали участие симфонический оркестр Пражской консерватории, белорусский мультипликатор Роман Бумаков, чешский актер Jiří Hejbal, польская певица Natalia Grosiak и шведский гитарист Roine Stolt. Видео сделал Александр Кот-Зайцев.

Путь к своей мечте — к суперконцертам с супермузыкантами за супергонорары — Александр начал с Республиканского музыкального колледжа при Академии музыки.

— Было довольно сложно туда попасть: там действительно учатся самые талантливые дети со всей страны, которые занимаются музыкой с малых лет. Я счастлив, что удалось поучиться в колледже три года, а после поступить в Академию музыки. Студенческое окружение было невероятным. Это люди, которые действительно любят музыку, очень глубоко ее чувствуют. Это преподаватели — профессионалы своего дела, которые классно разбираются в материале и так же классно его подают.

Там Александр впервые узнал, что среди музыкальных инструментов есть разделение на «аристократов» и «народников». Но не сильно обращал на это внимание и тем более не обижался.

— Считалось, что самый топ — это струнники, пианисты, потом — духовики, и лишь затем народники. Какая-то градация действительно существует. Но я не люблю делить людей по национальным, религиозным или каким угодно признакам. Для меня каждый человек — это индивидуальность, которую нужно любить, уважать и т.д. Я никогда не чувствовал, что струнники смотрят на меня свысока. Мне кажется, все начинается в тебе самом. Если человек видит вокруг себя зависть, значит, она есть не снаружи, а внутри.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Скриншот видео

Скриншот видео

Когда я поступил в колледж, там уже был сформированный коллектив людей. Народников — баянистов, домристов, балалаечников — было немного. Я чувствовал, что надо завоевывать авторитет, так как смотрели на меня как будто «ты какой-то баянист из Барановичей».

Такое отношение скорее характерно молодым людям, у которых много амбиций и которые измеряют мир вот такими категориями. Если человек занимается работой серьезно, то знает, насколько она непростая, и не будет делить людей по признакам, кто откуда приехал или на каком инструменте играет.

После колледжа Александр логично продолжил выбранный путь — поступил в Академию музыки. Во время учебы пытался подрабатывать в школе, центре детского творчества, выступать в кафе. Играл с группами «Босае сонца», The Unlimited Trio, Tratrez, время от времени — со Змитром Вайтюшкевичем и Алесем Камоцким.

Затем его ждало распределение в одно из государственных учреждений. Но Александр решил пойти по другому пути — в 21 год уехать работать в Чехию. Причин для этого было две.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Фото: Patrick Marek

Фото: Patrick Marek

— У меня есть группа The Unlimited Trio. Она состояла из трех музыкантов: гитариста Никиты Крейна, альтиста Ильи Черноклинова и собственно меня. Так вот, Никита и Илья уехали учиться в Прагу. Я остался один в Минске. А группу хотелось развивать. Ребята меня звали, мол, приезжай, посмотри, в Праге все очень активно в плане музыки, обязательно найдешь себе больше применения и будешь играть музыку, которая нравится.

Вторая причина — это возможность себя испытать в другом культурном, языковом окружении, найти новые контакты.

— Честно, до последнего момента колебался. В те времена, когда я учился, среди большинства музыкантов преобладало мнение, что из Беларуси надо уезжать, ничего хорошего здесь не произойдет. У меня такого отношения не было. Я понимал, что нигде ничего готового не дадут, — все надо делать самому. Что ты сам найдешь для своей реализации, то и получишь от жизни. Жизнь в Минске я старался наполнить по максимуму. Меня она устраивала, поэтому я колебался, стоит ли менять ее на неопределенность в Чехии. Но решил рискнуть. Как видите, не жалею.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Фото: Patrick Marek

Фото: Patrick Marek

«В Праге уличных музыкантов не воспринимали попрошайками»

Жизнь в Праге Александр начал с изучения чешского языка. Параллельно искал работу, которой в первые месяцы почти не было. Но Александр не отчаивался — вместо этого соглашался на любые «музыкальные» предложения.

— Я очень экономил в первые месяцы, когда работы почти не было. Затем узнал, что знакомые ищут преподавателя музыки в частную школу. Сначала на один урок в неделю, потом на 6−10 уроков. Этого уже было достаточно, чтобы себя содержать. Весной, через полгода после моего приезда, пражские улицы открылись для уличных музыкантов. И это было прекрасно. Можно было зарабатывать хорошие деньги. Я ходил почти каждый день, когда были свободное время и хорошая погода.

За час, вспоминает Александр, можно было заработать от 30 до 50 долларов.

— Можете посчитать. Если вы играете четыре дня в месяц, это 200 долларов, что уже как обычная белорусская зарплата. Плюс музыкальная школа — и вот у вас уже нормальная белорусская зарплата. Конечно, выходить на улицу всегда тяжело. Что, здесь ходят люди, и я просто начну играть? Но нужно, потому что «кушать хочется». К счастью, в Праге к музыкантам относятся хорошо. Никто не воспринимает тебя как попрошайку или нищего.

Параллельно Александр учился в Пражской консерватории. Затем поступил на композитора, сейчас учится в музыкальной академии на звукорежиссера.

Имея такой опыт, Александр с полной ответственностью за свои слова сравнивает две модели музыкального образования — белорусского и чешского. В обеих находит как преимущества, так и недостатки.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Фото: Patrick Marek

Фото: Patrick Marek

— В Беларуси существует определенный средний уровень, к которому стараются дотянуть каждого. В Чехии, если ты не хочешь, можешь учиться лишь бы как и при этом все равно получить диплом. Но какой из тебя получится профессионал, зависит исключительно от тебя.

Если ты устраиваешься куда-то на работу, никто на диплом не смотрит. Все обращают внимание исключительно на то, что и как ты умеешь. Даже если у тебя 500 ученых званий, но ты не можешь сыграть определенное произведение, ты никому не будешь интересен.

Было бы классно, если бы в Беларуси учебный процесс совместили с практикой. У нас он выглядит так: сначала мы будем долго-долго учиться и только потом начинать работать. На мой взгляд, эти процессы должны идти рядом. Здесь, в Чехии, у 16-летних студентов уже есть собственные проекты, подработки. У нас же до первого курса консерватории у единиц были концерты, за которые они получали деньги. Конечно, здесь очень важно соблюсти границу: сразу не погрузиться в жизнь подработок-халтур, когда еще почти ни на что не способен, но и не остаться только в учебе и после выпускного понять, что ничего, кроме нее, ты не умеешь.

Чешская среда импонирует мне тем, что можно работать, и преподаватели к этому относятся хорошо. У нас же сразу: «Ты будешь где-то выступать? Надо играть Бетховена, чтобы все серьезно было».


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

Фото: Viktar Lom

«Отдел по идеологической работе запретил песни на стихи Короткевича. В городе Короткевича»

Постепенно благодаря учебе Александр «оброс» нужными контактами и интересными проектами.

Проект, который сейчас занимает большую часть времени, — это выступления с Радкой Фишаровой. Здесь Александр реализует себя как исполнитель-инструменталист, композитор, аранжировщик и иногда как звукорежиссер.

Еще один проект — с Ивой Марешовой, для которой Александр пишет «рок-музыку для баяна с вокалом. Иногда с альтом».

— Еще есть группа Shum Davar, с которой мы играем балканскую и цыганскую музыку в джазовой аранжировке. Также занимаюсь сольным творчеством и композицией. Так, 30 сентября одно из моих произведений для баяна со струнными будут играть в Америке. Буквально на прошлой неделе закончил другой большой проект — писал музыку для кукольного фильма «Воздушный змей».


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

Фото: личный архив Александра Ясинского

Выступает Александр повсюду: от церемонии вручения премий в чешском сенате до концертов с симфоническим оркестром. Была ли бы у него такая насыщенная жизнь здесь, в Беларуси, Александр однозначно сказать не может. Как и ответить на вопрос, была ли бы востребована в Беларуси его музыка.

— Здесь важно образование слушателя и зрителя. Например, вы живете в чешском городе Крнов с населением в три тысячи человек, где у вас два раза в месяц проходит концерт классической музыки, столько же — гастрольные выступления театра и три раза в год проходят музыкальные фестивали. При этом вы понимаете, что можете просто сесть на поезд и доехать до Остравы, где проходит один из самых крупных фестивалей Colours of Ostrava и где есть свой симфонический оркестр, оперный театр и прочее.

Это другой контекст в отличие, например, от города Барановичи, где живет 180 тысяч человек, но где проходит один фестиваль в год и куда, возможно, заедет какая-нибудь Лолита. Если с детства тебя водят в театр, на концерты классической музыки, ты, возможно, в этом не разбираешься, не можешь проанализировать симфонию Шостаковича, но все это влияет на твой вкус.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

Фото: Patrick Marek

В Барановичи Александр старается возвращаться каждый год. В том числе с концертами, которые могли бы повлиять на чей-то хороший вкус. Например, в феврале вместе с Сергеем Долгушевым он устроил небольшой концертный тур — по Барановичам, Бресту, Минску, Орше, Витебску, Могилеву. Выступал дуэт с песнями, записанными на стихи Владимира Короткевича и Анатолия Сыса (кстати, послушать альбом можно здесь.).

— В Орше наш концерт запретили, поэтому мы играли квартирник. Конечно, возмутились, что в городе Короткевича нам запретили играть музыку на его стихи. Притом что никаких политических и идеологических подтекстов в выступлении не было.

В Беларуси Александр не живет восемь лет, но уже отвык от явлений вроде отделов по идеологической работе.

— Такие отделы нужно расформировывать, такого не должно быть! Приказом отдела по идеологической работе невозможно достичь никакого идеологического поступка. Если вы хотите управлять людьми, придумайте что-то более интересное и замаскированное. Брать разрешение на концерт?! Присылать тексты перед выступлением?! Я понимаю: где-то может так случиться, что неадекватные расисты устроят концерт и будут пропагандировать что-то свое. Но в здоровом обществе они будут заметны, и люди обойдут их стороной.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news58858.php

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

Фото: Patrick Marek

Запретом не решишь вопрос — его надо решать через образование. Учить, показывать возможности, давать как можно больше всего начиная со школы. Это единственный путь к светлому будущему.

— Александр, в 21 год вы ехали в Чехию попробовать поработать. Прошло восемь лет — вы не вернулись. Уехали навсегда?

— Наверное, просто на какой-то длительный промежуток времени. Как получится в будущем, не знаю. Пока что я доволен своей жизнью здесь, в Чехии. Доволен, что время от времени могу вернуться домой и делать что-то для Беларуси. Я белорусский музыкант, как ни крути, сколько бы лет ни прожил в Чехии.

Источник информации: TUT.BY
Автор: Любовь Касперович
TUT.BY
  • Комментарии на сайте
  • Нашли ошибку? Crtl+Enter
  • Отправить свою новость

Внимание! Перед публикацией ознакомьтесь с правилами! Гадости писать тут!
captcha
Обновить

по хорошему завидую_гость 2018-09-14 19:21
красавец, вовремя свалил и возвращаться не собирается!!!
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+14

1969_гость 2018-09-14 19:04
во первых- архитектура.во вторых-атмосфера.в третьих-уровень жизни.там душа запоёт и без аккордиона.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+10

Гость_гость 2018-09-14 18:09
Был на концерте в Бресте. Незабываемые впечатления.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
0

ХАХА_гость 2018-09-14 15:36
Баянист наверно хотел добавить: "А ещё в Праге уличных музыкантов не называют тунеядцами или социальными иждивенцами. Ведь они привлекают туристов!" ;)
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+43


Страницы: [1]

Настройки Нашли ошибку в тексте?Если вы нашли ошибку в тексте, просто выделяйте её, и нажмите CTRL+Enter.

Доступны только для зарегистрированных пользователей. К примеру, можно отключить практически всю рекламу на сайте.
Система Orphus

Если вы располагаете информацией, которая касается города Бреста, вы можете отправить ее нам для публикации. Это может быть любое интересное событие, происшествие и т.д. К сообщению (текст) вы можете прикрепить несколько фотографий. Если укажите свой e-mail, у нас будет возможность связаться с вами, и задать вам несколько вопросов. Телефон нужен для более оперативной связи. Любое из полей может быть незаполнено.

Попробуйте прямо сейчас! - открыть загрузчик (в новом окне). Спасибо вам!