Вторник, 10 утра, центр Бреста. На перекрестке Советской и Пушкинской многолюдно – горожане спешат по своим делам, успевая немного отдохнуть на лавочках.
Вокруг столько звуков, что из них впору составить музыкальный сингл под названием «Брестское лето». Неожиданно эту городскую рапсодию прерывают торжественные фанфары. Осмотревшись, я пытаюсь определить, откуда струится эта удивительная музыка. На первом этаже здания бывшего кинотеатра «1 Мая» вижу вывеску: «Брестский городской духовой оркестр».
На втором этаже нахожу репетиционный зал. Все стены в нем пестрят афишами, грамотами и благодарностями, которые этот коллектив заслужил за двадцать с небольшим лет. География его выступлений уходит за пределы ближнего зарубежья. Маэстро Валерий Коваль за дирижерским пультом и с палочкой в руке дает советы музыкантам: «Здесь нужно снять, а затем сделать внезапный переход и усиление звука, играем с плавным переходом, аккорды бархатные». Когда музыка зазвучала снова, всё стало понятным. Я представила, что нахожусь в огромном концертном зале – настолько проникновенно и торжественно играл оркестр.
Владимир Дывак, труба:
– Я знаю Валерия Борисовича больше двадцати лет, мы вместе в армии служили и играли в оркестре, городской духовой оркестр тоже вместе начинали. Здесь отдыхаешь душой: ведь музыка границ не имеет, мы исполняем произведения широкого репертуара, стараемся радовать слушателей и зрителей. Я сюда прихожу всегда с удовольствием, хоть и труд музыканта не из легких.
Представить себя на месте одного из духовиков я так и не смогла, потому что музыкальное образование получила по классу фортепиано, но я понимаю, какой концентрации требует их работа. «Секрет успеха у исполнителей на духовых инструментах – это их слух и губы. Могу привести много примеров, – рассказывает маэстро Коваль, – когда флейту или трубу передавали от одного музыканта другому – и второй не мог играть, инструмент не звучал. То есть первый знал тонкости своего инструмента и подстраивался под него. Плюс важна ежедневная тренировка: день не поиграл – неделю потерял».
Эдвард Максимович, кларнет:
– Моя история в оркестре началась с 2011 года, хорошо помню свой первый день в коллективе. Я тогда еще на третьем курсе музыкального колледжа учился, мне было 17 лет, оставалось несколько дней до совершеннолетия. Валерий Борисович дал мне ноты, предложил сыграть, а на следующий день я уже выступал с оркестром в Достоево. Первое время привыкал к коллективу, а сегодня уже чувствую себя его полноценной частью. У нас нет дискомфорта в общении из-за разницы в возрасте, мы вместе как одна семья, и в этом заслуга нашего дирижера.
Вторым произведением для репетиции стала чарующая румба «Вечер в Гаване». Снова получилось погружение в музыкальную реальность: на мгновение показалось, что вокруг не бетонные стены, а легкий кубинский бриз, яркие краски и тропические цветы.
Татьяна Бобына, флейта и белорусские народные духовые инструменты:
– Десять лет назад я окончила Белгосуниверситет культуры и приехала с мужем в Брестский городской духовой оркестр по распределению. Здесь смогла реализоваться полностью в профессиональном плане. Очень благодарна Валерию Борисовичу за то, что в многообразном репертуаре коллектива есть и мои сольные номера с белорусскими народными духовыми инструментами. Среди коллег чувствую себя комфортно, мне всё нравится, и менять что-либо не хочу.
«А сейчас небольшой перерыв», – объявил дирижер, и музыканты вышли на свежий воздух, чтобы немного развеяться. Решив не терять времени, я поинтересовалась у маэстро о концертной программе оркестра ко Дню города. «Она будет называться «Лучше Бреста нету места» – по одноименной песне Игоря Пашечко. Мы хотим через песни и инструментальные произведения представить разные уголки мира, а закончить концерт –жизнеутверждающим произведением, посвященным родному городу. Приходите на наш праздник 28 июля к площадке у здания Белтелекома.
Источник: Брестский Вестник Автор: Татьяна СВИНТИЛОВА фото: Алексей ГАНЧУК
Автор: Татьяна СВИНТИЛОВА
фото: Алексей ГАНЧУК