Гран-при достался «Волкам»: В Бресте завершился VII Республиканский фестиваль белорусских фильмов

28  Июня 2010 г.  в 11:51 : Музыка, кино, музеи, выставки

Уже второй день режиссер Александр Колбышев принимает поздравления. В четверг вечером на торжественной церемонии закрытия фестиваля белорусских фильмов стало известно: его картина «Волки» завоевала Гран-при форума. Ему же ушла и вторая по важности и престижности награда – диплом за лучшую режиссуру.

Триумфатор фестиваля в этот вечер дважды поднимался на сцену. Сперва ему вручили режиссерский приз. И он хотел было взять слово. Но к микрофону не пустили ведущие, пошутив: еще скажете. Таким образом, интриги не получилось. Когда после долгой вереницы вручения дипломов и специальных призов председатель жюри Пеэтер Симм должен был наконец назвать обладателя Гран-при, все уже точно знали: он произнесет – «Волки». Так и получилось... Впрочем, обо всем по порядку.

Первым, кого в этот вечер чествовали на сцене кинотеатра «Беларусь», оказался молодой режиссер Александр Кананович. Его международное жюри под председательством эстонца Пеэтера Симма удостоило специального диплома «За поиск в жанре эксцентричной комедии». О картине Канановича «Дастиш фантастиш» его прибалтийский коллега отозвался весьма тепло: «Фильм очень энергичен, эксцентричен, полон фантазии и энергии».

Вслед за Канановичем на сцене появился актер Александр Кашперов, сыгравший в его фильме «Дастиш фантастиш»... женщину. Однако награду артист получал вовсе не за этот необычный образ. Дипломом «За лучшую мужскую роль второго плана» Кашперова отметили за фильм «Стая».

- Вот парадокс - снова на брестском фестивале получаю награду за роль второго плана. И снова за фильм режиссера Дмитрия Зайцева, - приятно удивился актер.

А вот в аналогичной, правда, женской номинации победа досталась актрисе Тамаре Мироновой (фильм «Волки»). К сожалению, в этот вечер ее не оказалось в зале, как и многих других награжденных. Но такова специфика работы в кино: пока предыдущий фильм собирает призы, его создатели уже вовсю трудятся над очередной картиной...

Не приехал, увы, в Брест и российский актер Сергей Безруков. И зря. Ведь он, по мнению жюри, стал лучшим исполнителем мужской роли. С его участием в конкурсной программе шел телефильм «В июне 41-го» режиссера Александра Франскевич-Лайе.

Любопытно, но победа в номинации «Лучшая женская роль» также ушла к телевизионному проекту. Молодая актриса Анна Полупанова (на фото) получила награду за многосерийный фильм «Трамвай в Париж» режиссера Дмитрия Лося, которого, кстати, жюри также не обделило вниманием, наградив призом в номинации «Дебют в режиссуре».

Сразу двумя наградами был отмечен и фильм об обороне Могилева «Днепровский рубеж» Дениса Скворцова. Здесь на славу поработал оператор Виктор Бондарович и звукорежиссер Сергей Шункевич. «Лучшее музыкальное решение» - у картины «Кадет». Невероятно тонкую и лиричную музыку к этому фильму написал композитор Владимир Кондрусевич. А вот за изобразительное решение жюри искренне похвалили режиссера Елену Турову, вернее, ее фильм для детей «Новогодние приключения в июле», на съемках которого были широко применены компьютерные технологии.

Приз «За лучший сценарий» ушел к картине Ренаты Грицковой «Инсайт». Этот фильм с участием приглашенных артистов Ирины Розановой и Богдана Ступки был признан также лучшей игровой лентой. А в номинации «Лучший телевизионный фильм» лавры достались Александру Ефремову и его картине «Снайпер. Оружие возмездия» - этот фильм многие уже имели возможность видеть по телевидению.

Среди неигровых картин в этот вечер также определились победители. Но прежде чем назвать лучший документальный и анимационный фильмы, жюри раздало с десятка два специальных дипломов, причем с весьма оригинальными формулировками. Так, мультфильм Александра Ленкина «Птаха» получил диплом «За нежность и грусть», документальная лента Юрия Горулева «Фотограф Ульяна», кстати, снимавшаяся в Пинском районе, - «За открытие таланта, потерянного во времени», картина Ирины Волох «Жестокий романс» - «За изящество и легкость режиссуры». Необычным дипломом «За оптимизм» был отмечен также фильм «Земля» Сергея Катьера. Получая свой приз, режиссер заметил:

- Главное - не диплом. Главное - те люди, о которых я рассказал в своем фильме. Моя картина о замечательном хозяйстве СПК «Остромечево» Брестской области, о людях, которые сегодня там работают. Мы обязательно съездим туда, и эти призы я передам именно им...

Меж тем жители Брестчины могут порадоваться и за еще одну победу. Ведь цикл мультфильмов «Аповесць мінулых гадоў», рассказывающий об истории возникновения гербов белорусских городов, в том числе Бреста и Пружан, назван “Лучшим анимационным фильмом”. А награду в номинации “Лучший документальный фильм” получила картина Николая Князева “Сэрца Перамогі”.

- На самом деле у нас просто-напросто не хватило дипломов, чтобы отметить всех, - отдавая хрустальные призы в руки победителей, отметил председатель жюри неигровых фильмов литовский режиссер-сценарист Альвидас Шляпикас. - Это говорит лишь о высоком качестве белорусского документального и анимационного кино...

И, словно подтверждая его слова, специальные награды двум ведущим отечественным студиям неигрового кино вручили хозяева фестиваля. Так, диплом Брестского облисполкома достался студии анимационных фильмов киностудии “Беларусьфильм”, а дипломом городского исполнительного комитета был награжден “Белорусский видеоцентр”.

Кинематографисты тоже не остались в стороне. Все, кто выходил в этот вечер на сцену, в адрес города Бреста, принявшего гостеприимно и радушно фестиваль, произносили лишь самые теплые слова. А председатель кинофорума режиссер Александр Ефремов, закрывая фестиваль, отметил:

- Я надеюсь, следующий форум пройдет также на этой прославленной и роскошной в плане своей истории земле.

Подводя итоги, Александр Васильевич особо подчеркнул и слегка видоизменившийся в этом году формат фестиваля отечественного кино:

- Все фильмы, которые производятся на киностудии «Беларусьфильм», участвуют в этом фестивале. Так было раньше. За последние два года мы сделали гораздо больше картин. И не все фильмы вошли в программу фестиваля. Это говорит лишь о том, что теперь сюда и впредь будут попадать лишь только самые лучшие картины.

Кстати, о лучших... Дождавшись наконец слова, обладатель Гран-при фестиваля Александр Колбышев не стал произносить долгих речей. Он просто поблагодарил тех людей, благодаря которым состоялась его картина «Волки»:

- Путь к этому фильму был нелегким. Спасибо всем тем, кто помог мне это сделать... Сейчас я скажу то, что знают только единицы. В финале картины звучит молитва. Эту молитву написал (видимо, надо было указать в титрах) генеральный директор «Беларусьфильма» Владимир Заметалин. Он как-то пригласил меня к себе и сказал: «Посмотри, куда это можно вставить». Я и нашел... И еще. Фильм «Волки» состоялся благодаря появлению когда-то моего фильма «Охота жить». «Волки» - продолжение той ленты. Если не видели - посмотрите!

О чем говорят за кулисами? 

Александр КАРПОВ, главный режиссер «Белорусского видеоцентра»:

- Я всегда с огромной радостью приезжаю в Брест. У нас, знаете, как в столице говорят? Брест – город «скверный». От количества скверов. Куда ни пойдешь – везде аллеи и скверы. Поэтому он такой уютный. А на фестивале такое ощущение, что ты все время на улице. И это очень приятно. Некоторая курортность ощущается...

Что касается фестивальной афиши, то в большинстве своем я это уже все видел. Фильмы-то не новые. Но нет! На фестивале все равно интересно, потому что в букете все эти картины по-другому смотрятся. Складывается совсем иное впечатление. Вот за этим впечатлением мы и приезжаем каждый раз в Брест!

Людмила САЕНКОВА, заведующая кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики БГУ:

- У меня очень хорошее впечатление от города, от атмосферы, от приема и даже от уровня белорусского кино. Несмотря на то, что мы его сегодня можем пожурить, покритиковать, сказать: белорусские фильмы не очень высокого уровня, не мирового стандарта, но мы все же постепенно набираем высоту. Даже по тому количеству и качеству представленных фильмов на фестивале заметно: белорусское кино развивается, и я думаю, в будущем оно наберет силу, и мы, выдохнув, скажем: «Ребята, мы способны делать хорошее кино». К тому же у нас есть сегодня авторы, которые чувствуют жизненный нерв: что волнует, что тревожит людей. У нас есть сегодня очень достойные фильмы, за которые не стыдно. Например, фильм «Волки». Я считаю, это картина высокого изобразительного уровня, высокой эстетической культуры и глубокого проникновения в суть непростой ситуации, которая происходила в послевоенное время. Эта картина сделана языком кино. В ней есть понятие категории времени, атмосфера, среда и живое пространство.

Елена ДАНИЛОВА