Мост, который лопнул. Почему объездные пути нужно готовить заранее

18  Мая 2018 г.  в 17:05 : Недвижимость

Не успели дорожники перевести дух, обустроив временную переправу у треснувшего моста через Припять под Житковичами, как новая напасть. В Лунинецком районе закрыли аварийный путепровод на развязке двух дорог: М-10, которая ведет от границы России до Кобрина, и Р-13, что соединяет Клецк с Лунинцем.

Мост, который лопнул. Почему объездные пути нужно готовить заранее

Плановая реконструкция сооружения началась в апреле этого года. Заказчиком выступило РУП “Бреставтодор”. Проектное решение на капремонт было утверждено еще в 2016 году, но работы откладывались. Однако во время очередного осмотра было выявлено, что несущая способность конструкции стала уменьшаться. Дальше откладывать было некуда. 

Первоначально движение автомобилей не перекрывали, но во время работ дорожники заметили, что одна из опор путепровода лопнула и накренилась. Мост тут же закрыли. 

В первые часы машины с оживленной трассы пошли как через Лунинец, так и по дороге местного значения, пролегающей вдоль деревень Боровцы и Дятловичи. Позже именно второй маршрут стал основным. 

Дорога через Боровцы и Дятловичи для таких нагрузок не предусмотрена. На этом крюке в 10 с лишним километров не везде есть даже асфальт. Сельчане стали задыхаться от пыли и выхлопных газов. Водители испытывают серьезный стресс, а лунинецкие дорожники прилагают неимоверные усилия, чтобы обеспечить безопасность и минимизировать дискомфорт. Посыпались жалобы в различные инстанции, в том числе и к нам в редакцию. Корреспондент “НГ” протестировал эту “дорогу жизни”, получив немало впечатлений. Далеко не самых приятных.

На М-10 в сторону Гомеля — гравийка, ведущая мимо пригородных дач. Доезжаю до перекрестка с трассой. Пара километров асфальта и — снова гравий. Поток машин взбивает пыль так, что дорогу не видно уже в каких-нибудь двух-трех метрах. 

Чувствую себя героем мультфильма “Ежик в тумане”. Только сказка какая-то страшная. Машины ревут со всех сторон. То упираюсь в попутку, то вижу чье-то авто у самого багажника в зеркале заднего вида, то чуть не натыкаюсь на фуру, идущую на обгон и вылетающую мне прямо в лоб. Конечно, здесь стоят знаки “40”, но соблюдают это ограничение скорости не все. А ГАИ, как позже сказали дорожники, не поставишь, ибо тормозить нарушителей тут не безопасно. При такой видимости легко собрать “паровоз” из идущих сзади машин.

Так и ползу до поворота на деревню Боровцы. Сворачиваю в частный сектор, чтобы перевести дух. На остановке, глотая пыль, сидят дачники из Лунинца — Нина Соц и Федор Богдан.

— Столько машин тут отродясь не было, — вздыхают они. — Посмотрите на деревья и траву на участках у дороги. Все, как в побелке. Какой там урожай будет? 

У переезда, что за деревней, разговорился с дальнобойщиками. Максим, водитель одной из компаний-перевозчиков, сетует:

— Вроде бы крюк небольшой, но это нервы и потраченное время. А время — деньги. Вот некоторые и “топят” на гравийке. Конечно, это не здорово. 

Объездную дорогу обслуживает Лунинецкое ДРСУ-101. И, надо сказать, выкладываются его работники на все сто. На очередном гравийном участке попадаю в небольшой затор. Работает грейдер. Дмитрий Дуньчик, старший дорожный мастер управления, в сердцах говорит:

— Машины разрезают дорогу, образуются колеи, выбиваются ямы. Постоянно ведем подсыпку, грейдирование, поливаем водой, чтобы было меньше пыли. 

Начальник ДРСУ-101 Александр Трухнов говорит, что с момента закрытия путепровода на гравийку ушло более 2 тысяч тонн резервного щебня. За неделю на обслуживание объезда потрачено уже около 50 тысяч рублей. Нагрузка, продолжает руководитель предприятия, колоссальная: 

— Раньше тут в час проходило около 20 машин. В основном днем. Сейчас за сутки — примерно 4 тысячи. Эта дорога не рассчитана на такой поток, тем более что едут и легковые, и фуры. Местные жители жалуются, мы просим их потерпеть и отнестись к ситуации с пониманием. Скоро будет открыт переезд в районе аварийного путепровода, и жизнь частично вернется в привычное русло. 

Мост, который лопнул. Почему объездные пути нужно готовить заранее

Но полностью напряженность в этом районе переезд вряд ли снимет, ведь здесь идет довольно интенсивное движение грузовых и пассажирских поездов, следовательно, очередей перед закрытым шлагбаумом не избежать. Однако тем не менее водители и сельчане вздохнут свободнее. Продолжаются и работы на аварийном путепроводе. Михаил Непочелович, генеральный директор РУП “Бреставтодор”, заверяет: его сдадут в срок, как и планировалось. К ноябрю. 

Как известно, после истории под Житковичами была создана специальная комиссия, которая проверяла все подобные конструкции в Беларуси. В Минтрансе еще зимой признали, что несколько мостов в стране требуют серьезного внимания и солидных финансов.

В разрезе конкретного региона ситуация плачевная. К примеру, в Брестской области, по словам Михаила Непочеловича, требуется обновить примерно сорок мостов и путепроводов:

— Ремонт одного моста стоит от 1,5 до 2 миллионов рублей. Реконструкция потянет в пять раз больше средств. Капитальный ремонт необходимо провести на 30 с лишним сооружениях. Семь нуждаются в реконструкции. А денег у меня на полтора! Этим все сказано. Из всех объектов я взял самый худший, под Лунинцем. Но по остальным тоже будут вопросы. Они не молодеют, а нагрузка увеличивается. Взять тот же Лунинец. По нормативным документам ремонт должен производиться через 25 лет, а он стоял без ремонта 45. И это проблема не только в Брестской области. 

“Бреставтодор” получает деньги из бюджета. Бюджет наполняется из разных источников. В том числе и за счет дорожного налога, который платят автовладельцы. Когда его вводили, продолжает Михаил Непочелович, считалось, что эти средства будут дополнением к уже существующим сметам. Однако суммы остались прежними, а мосты трещат.

И здесь надо понимать, что строительство, обслуживание и ремонт дорог — это та инфраструктура, которая влияет на экономику страны в целом. Пресловутые Житковичи — самый характерный пример, когда закрытый мост парализовал экономику двух районов. Сейчас сотни тысяч рублей уходят только на строительство переезда и содержание объезда под Лунинцем. 

А ведь мостов на важных направлениях сегодня кое-где даже не хватает. Например, если завтра, не дай бог, что-то случится с мостом через Припять в Пинском районе — коллапса не избежать, ведь объездные пути лежат по дорогам местного значения через паромные переправы. Их в области 10. И все — на Полесье, юг которого отсечен от страны Мухавцом, Днепровско-Бугским каналом, Пиной и Припятью.

Обновляют мост через Мухавец и под Брестом на “Олимпийке”. Если он треснет, поток машин, идущий по одной из главных транспортных артерий страны, хлынет через Жабинку. Для этого будет одно слово — кошмар.

Оборудование запасных путей стоит немалых денег. Ту же дорогу вокруг Лунинецкого путепровода через Боровцы и Дятловичи можно было бы укрепить и полностью заасфальтировать. Но, по словам Александра Трухнова, стоить это будет свыше 2 миллионов рублей. Таких средств предприятию никто не выделит. Значит, нужна республиканская программа, предусматривающая строительство объездных путей. А пока в случае ЧП приходится латать рваные раны дорог в авральном режиме. Но разве это стратегический выход?

МНЕНИЕ 

Мост, который лопнул. Почему объездные пути нужно готовить заранее

Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте

— Подобные ситуации приводят к огромным потерям. В первую очередь экономическим. Увеличивается путь — груз “висит” в дороге, пассажиры теряют время. Растет расход топлива, износ автомобиля. Страдает экология, поскольку временные объезды на такие нагрузки не рассчитаны. Создается проблема безопасности движения, повышаются социальные риски. Попросту к пациенту может не успеть та же скорая помощь. Кроме того, это удар по имиджу страны. Когда иностранный автомобиль попадает на разбитую пыльную гравийку — о каких высоких технологиях можно вести речь?

Проблема в том, что в вопросах строительства, ремонта или реконструкции дорог, мостов, путепроводов не хватает бизнес-плана. Каждый хозяйственный объект должен иметь окупаемость. Нужно просто сесть и просчитать ее, тогда все встанет на свои места. Кроме того, есть технологии строительства тех же мостов, например, в Нидерландах, которые дешевле, чем наши. И такой опыт нужно перенимать.