Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брестский мастер создает уникальные гитары на заказ

13  Марта 2018 г.  в 08:56 : Тайный покупатель

Кастомный (сделанный на заказ) инструмент – то, о чем каждый гитарист говорит с замиранием сердца. Разве не круто обладать уникальной гитарой, сделанной специально для тебя? Важно лишь найти хорошего мастера, который способен изготовить инструмент твоей мечты. В Бресте такой человек есть. А зовут его Андрей Посохин.

Брестский мастер создает уникальные гитары на заказ

С чего всё начиналось? Советский Кишинев 70-х годов, школьный ансамбль. Каверы на песни любимых групп, попытки собственного творчества. Причем не только песенного.

– Первый инструмент я собрал, когда мне было лет 14, – вспоминает Андрей Александрович. – Пришлось это сделать, поскольку отечественная торговля тогда не могла предложить ничего выдающегося. Продавались всякие «Уралы», «Тоники»... Звучали они ужасно. Большим счастьем было купить что-то типа болгарского «Орфея» или чехословацкой «Иоланы»...

Дебютная гитара по сути оказалась «конструктором». Андрей Посохин собрал ее из двух недобитых «Орфеев», обнаруженных в школьной подсобке, и покрасил в невероятный серебристый цвет. Была такая советская краска: масляный лак плюс алюминиевая пудра. Все это смешивалось и получалось почти красиво.

Кастомный инструмент достался гитаристу школьного ансамбля. Сам Андрей Александрович играл тут же на басу. Наверное, он смастерил бы гитару и себе, но ему улыбнулась удача. В одном из небольших кишиневских магазинчиков нашлась настоящая чешская «Иолана». 

– Этот инструмент хранится у меня до сих пор, – улыбается Посохин. – Правда, от оригинала там мало осталось, разве что датчики и гриф. Остальное заменил. Звучит, кстати, классно.

Дорога в Брест лежала через Москву. В столице Андрей Александрович учился в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Ныне это РУДН. Завязались новые знакомства. И не только музыкальные. Будучи студентом, Посохин познакомился с будущей супругой, уроженкой Бреста, которая и «переманила» его к западным рубежам СССР.

В Бресте он начал работать по основной специальности – преподавать русский язык. Сначала в школе. Потом в пединституте, нынешнем БрГУ имени А.С. Пушкина. Друзья-музыканты остались в Москве. Казалось, с творчеством пора завязывать. Но нет. 

– Видно, музыкальные гены взяли свое, – улыбается Посохин. – Моя прабабушка и бабушка играли на семиструнной гитаре, мама хорошо пела. Причем все были самоучками...

Брестский мастер создает уникальные гитары на заказ

К музыке Андрей Александрович начал приобщать и своих детей – дочку и сына. Те сопротивлялись. Но однажды сын Иван сам подошел к отцу и попросил показать пару аккордов. Оказалось, он не хотел отставать от друга, который учился играть. Потом друг гитару забросил. А Иван «подсел» на инструмент основательно.

Через несколько лет родилась группа, где отец отвечал за бас, а сын – за гитарные партии. А вскоре в университете нашелся и барабанщик Николай Семитко, тогда игравший в известной брестской группе ONEGIN.

Новое трио назвали YOUS. Сейчас у группы уже три альбома инструментальной музыки. Выступления и репетиции редки, поскольку Иван переехал жить в Братиславу. Но материал потихоньку пишется.

Возвращение к музыке стало толчком и к постройке гитар. Сначала знакомые просили что-то починить, поправить и настроить. Ну а потом Андрей Александрович начал делать инструменты «с нуля». 

Сегодня на его гитарах играют музыканты известных не только в Бресте групп. Это, например, Юрий Корогода из ONEGIN и Андрей Белый из «Слайдов» и «Дай дарогу»... 

Брестский мастер создает уникальные гитары на заказ

О любимом деле Андрей Посохин готов говорить часами. В хорошем инструменте мелочей нет. Важно, например, из какого материала он сделан. Дерево – основа звука. Каждая порода имеет свой тембр. Так, знаменитый «стеклянный» звук электрогитар Fender Stratocaster достигается в том числе за счет корпуса из ясеня. А плотные соло с хорошим сустейном великолепно звучат на Gibson из махагони.

Кроме того, дерево должно быть хорошо подготовлено. Читай: хорошо высушено, чтобы избежать серьезных деформаций. Ведь если инструмент «поведет» – беда.

– Даже спиленное дерево «помнит» годовые циклы: зима, весна, лето, осень, – объясняет Андрей Александрович. – Это влияет на его характеристики. Чем больше циклов пройдет, тем стабильнее станет древесина. Вот почему самый лучший и самый дорогой материал тот, что правильно сушился годами...

С возрастом звук дерева улучшается и уже на готовой гитаре – если она хорошо сделана и бережно используется. Недаром среди музыкантов так ценятся старые инструменты. Кастомные электрогитары середины прошлого века могут стоить десятки тысяч долларов! Впрочем, это справедливо не только для гитар. 

– Не исключено, что причина великолепного звучания скрипок Страдивари кроется именно в их возрасте, – говорит Андрей Посохин. – За столетия акустические характеристики древесины многократно улучшились. Ну и конечно, до нашего времени сохранились только те скрипки, которые изначально хорошо звучали. Смысл столько лет хранить плохие? 

Брестский мастер создает уникальные гитары на заказ

Тот, кто интересуется гитарным звуком, знает, какие ожесточенные споры на форумах ведут «аудиофилы». Многие уверены, например, что звук инструмента формируется исключительно в «электрической» части. Но, по мнению Андрея Посохина, хорошие датчики лишь помогают раскрывать потенциал материала, из которого сделана гитара.

– Если дерево не дает каких-то частот, никакой датчик их не добудет, – уверен Андрей Александрович. – Я всегда советую тем, кто выбирает электрогитару, сначала послушать ее, не подключая. Если все устраивает, включайте усилитель...

Музыканты – народ капризный. Многие хотят найти свой, неповторимый саунд. Отсюда и интерес к кастомным гитарам. Правда, не все четко представляют, что конкретно они хотят получить «на выходе». 

– Нужно понимать, что звук – это не цель, а средство. Он помогает ярче, качественнее донести свою музыкальную мысль до слушателя, – считает Посохин. – Некоторые музыканты «загоняются» на звуке как таковом. Бесконечно совершенствуют инструмент, усилители, примочки. А до музыки у них так дело и не доходит. И тогда возникает вопрос: а ради чего все это? Если ты в поисках звука потратил годы и не написал или не сыграл чего-то стоящего, то, по-моему, время потрачено зря... 

Долго ли делается кастомная гитара? Мастер всегда предупреждает: придется потерпеть. На изготовление хорошего инструмента уходит до года. Это же не конвейер – ручная работа.

– Я никогда не берусь за инструмент, если у меня нет соответствующего настроения и вдохновения, – рассказывает Андрей Александрович. – Это тоже отличает мастеровые инструменты от серийных. А еще всегда стараюсь добиться такого результата, который понравится не только заказчику, но и, прежде всего, мне самому. Тут я перфекционист.

При таком графике сложно поставить производство инструментов «на поток». Впрочем, мастер этого и не планирует. 

– Вряд ли у меня получится конвертировать свои работы в бизнес, – признается Посохин. – Да мне это и неинтересно, поскольку есть риск потерять дух творчества. Каждый новый инструмент – это особый проект, можно сказать, особое событие в моей жизни. И мне это нравится. 

Источник: Газета Заря
Автор: Сергей МАГДЫСЮК