Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Беседа с героем нашего времени за чаем: «Сейчас время болтовни. Я продукт своего времени»

27  Февраля 2018 г.  в 18:32 : Здоровая нация, спорт

Беседа с героем нашего времени за чаем: «Сейчас время болтовни. Я продукт своего времени»Рубрика «Разговор с Неизвестным Героем Нашего Времени», гость - брестчанка, 38 лет, образование - высшее, воспитывает ребенка, не замужем, работает сама на себя. 1 часть «Сейчас время болтовни. Я продукт своего времени»

БЛИЦ

- Начнем с легкого блица с вашего позволения. Первый вопрос: цветы, розы или ромашки?

- Ромашки.

- Актеры: Сергей Безруков или Максим Аверин?

- Я даже не знакома с Аверином, но догадываюсь кто это. Безруков, ну однозначно Безруков.

- Праздники: Пасха или День Победы?

- Конечно, День Победы.

- Четвертое, работа. Детский сад или рынок?

- Конечно, рынок.

- Пятое. Вино или мартини?

- Вино.

- Шестое. Федор Тютчев или Николай Гоголь?

- Ну, очень сложный выбор, потому что каждому свое… Толстой.

- Седьмое. Мультики: Котенок по имени «Гав» или «Лунтик»?

- Конечно «Гав».

- Восьмое. Владимир Жириновский или Геннадий Зюганов?

- Владимир Ильич Ленин.

- А если все-таки если из двух выбирать?

- Я не могу их выбирать вообще никак, ни одного, ни второго, потому что это – яркие представители того класса потребителей, которые спекулируют желаниями, поэтому для меня это вообще не персоны.

- Если бы ты пришла на президентские выборы и у тебя было две галочки?

- Я бы на такие выборы не пошла. Вот там, где такие люди я туда не пойду… Никто из них.

- Девятое. Франция или Италия?

- Италия.

- Десятый вопрос. Шахматы или шашки?

- Шахматы.

- Ну и заключительный вопрос. Брест или Минск?

- Брест.

БЕСЕДА ЗА ЧАЕМ

Теперь переходим к основным вопросам. Итак, начнем.

Беседа с героем нашего времени за чаем: «Сейчас время болтовни. Я продукт своего времени»

фото - иллюстрация

- Меня всегда волнует вопрос, когда люди жили в Советском Союзе, они к друг другу относились добрее и лучше, чем сейчас в настоящее время. Правда или неправда и объясни, по какой причине?

- На мой взгляд - это правда, ну по крайней мере я так вижу, и я считаю, что достойное было время и не важно, чем оно там закончилось. потому что была идея и люди были действительно искренне сплочены этой идеей.

- Они были сплочены этой идеей или они были зомбированы?

- Нет, они были сплочены как раз-таки идеей, потому что «зомбирование» не подразумевает каких-то эмоциональных состояний. А в Советском Союзе, ты вспомни, я не знаю, помнишь ты или нет, но моя память до сих пор хранит походы на эти Первомайские демонстрации, это же был праздник, это была чистая радость, это было счастье. Девятое мая, это же было действительно праздником. У тебя в блице был вопрос, ну конечно девятое мая, потому что ни одна церковь, ни одна религия в наше время сейчас не дают того чего давало СССР в свое время. И я очень счастлива на самом деле, что мне повезло прожить почти 12 лет в те времена и еще захватить хоть какой-то хвостик.

- Что бы составить мнение, нужно брать информацию из разных источников. А когда по радио, по телевизору, по газетам, с транспарантов, везде говорят одно и тоже кроме некоторых представителей рок-н-ролла, тяжело было даже думать. Даже люди, которые живут в современном мире говорят, что были частично зомбированы пропагандой того времени.

- Перед такими людьми у меня есть чудесный бонус, мне повезло прожить там всего лишь десять лет. Всего лишь десять лет, но это десять лет детства. Знаешь, какой бонус есть у детства? Дети намного честнее взрослых, им или нравится, или не нравится, у них проще восприятие, они не задумываются, они не выстраивают логических цепочек, это не есть сухая болтовня твоего сознания и подстраивая куда-то чисто механическим способом выбирания более удобного, комфортного. У детей прекрасное восприятие в плане того что если что-то нравится оно нравится, почему какая разница, если не нравится, то не нравится никакое зомбирование - тут не поможет. Так вот все, о чем я говорю, что вызывало во мне прелесть… И книги, и музыка, и рассуждения, и отмечание праздников, и сам быт, и отношение между людьми, оно мне нравилось, оно было честным, чистым, искренним и я не беру уровень высокой политики, я не хочу об этом рассуждать. Я рассуждаю тем, что я там жила.

- Тем человеком, в том возрасте?

- Да. Не буду переводить в объектив истории, потому что там было детство, и я могу судить только о том куске, который я воспринимала лично.

- Ты вообще, с какого примерно возраста себя помнишь в детстве?

- Ой, с очень раннего. Кажется, я помню, у меня есть такое воспоминание, мне.. наверное, было года три… папа плавал в рейсы… мама поехала к нему.

- Расскажи где плавал?

- Папа выходец с Гродненщины. Закончил школу и ну тогда же было легко и просто, он уехал в Питер. Поступил, по-моему, в училище, потом он поступил в высшее учебное заведение к политике привязанное. Папу распределили в Севастополь. Мама после техникума тоже была распределена в Севастополь работать. Жили там до 87 года, то есть почти десять лет.

 И когда мне было 3 года…я очень хорошо помню... как меня оставили у бабушки. Это, наверное, была первая мамина такая отлучка от меня на долгий срок. И я хорошо помню как я сидела на заборе, ждала маму…это было мое самое первое воспоминание. Такая зеленая зеленая трава, синее синее небо и я прям жду маму. Наверное…. поэтому я так не люблю ждать до сих пор……

- Теперь же твой ребенок ждет тебя?

- Мой ребенок. Ну я надеюсь он ждет не так как я ждала тогда, но да, ждать на самом деле полезно. Хотя считается, что в таком возрасте дети еще не фиксируют события.

- Твое самое яркое воспоминание?

- Это было самое раннее воспоминание. А самое яркое воспоминание из детства нет, не это, другое. Самое яркое воспоминание из детства: знаешь, наверное, когда я первый раз ехала на мотоцикле. Вот из детства это самое яркое.

- Первое чувство адреналина?

- Да. Это, наверное, первое такое ощущение движения непривычное тебе, страшно… (смеется) хочется… все летит и это была скорость …влетело же тому, кто меня катал…очень яркое ощущение.

- Перейдем к следующему вопросу. Генетика от родителей. Что тебе по твоим личным ощущениям досталось от мамы, что-то от папы? Внешность, характер, мировоззрения?

- Знаешь я внешности, всегда очень мало уделяю значения. Наверное, даже слишком мало. Поэтому я про внешность рассуждать не буду, тем более сейчас очень сложно сказать. Потому что своими руками много сделала для своей внешности не хорошего поэтому чего тут на родителей. А в плане характера я такой немножко выбракованный слепок, это мое видение. Потому что у мамы однозначно есть черты, которыми я так и не научилась не прижились они во мне. Мама очень пунктуальная, мама очень педантична, мне этого не хватает. Я с большим трудом собираюсь в кучку, я с большим трудом могу организовать себя вот четко знаешь надо, для меня это слово «надо» …и все пропало, то есть ну не может быть надо может быть как-то шлеп… и сделал, а вот такое вот как у матери… надо. но это больше я тебе отвечаю сейчас на вопрос что бы я хотела? это такая основная мамина черта поэтому и выбор профессии бухгалтер соответствует ей полностью, сколько из меня не пытались «слепить» бухгалтера, так и не получилось. А то что взяла и то что есть от мамы, наверное, внимание к мелочам. То есть… отсутствие такой организованности как она обладает, но в тоже время я умею отмечать нюансы. И они у меня играют потом в картине. Даже не ловить суть, а именно детали, мелочи, оттенки, запахи, то как человек на тебя смотрит… цвет книжки, там … ну вот для меня это бесценно потому, что иногда какие-то вещи окрашиваются именно этими вот мелочами. Вот это от мамы. От отца, наверное, такая легкость отношения ко всему: будь это злободневный вопрос или это что-то легкомысленное.

- Коммуникабельность это от него?

- Я не могу сказать, что кто-то из моих родителей достаточно коммуникабелен. Нет.

- То есть в этом ты переплюнула своих родителей?

- Да. Сейчас время болтовни. Я продукт своего времени. Но я не считаю это своим достижением.

- Что еще?

- От отца ну еще раз повторю легкость восприятия, легкость на подъем. знаешь как очень многим мешает какая то проблема…… человек включается так… что он забывает обо всем на свете …а мне от отца досталась легкое отношение. Может быть иногда это плохо, поверхностно вот так к чему-то подходить. А может это и бонус мой. Не знаю…

- А если такие вот вещи, ты сказала, что... он на воде плавал …любовь к воде тоже передалась запах, шум моря?

- Когда ты растешь и это часть твоей жизни сказать о том, что ты любишь либо не любишь, нравится или не нравится сложно…, это становится частью тебя. Я ровно и одинаково люблю как пресную воду, так и море…… да море приятные воспоминания. Сказать, что я туда рвусь? Да нет, я чудесно себя чувствую вот… на красном дворе.

Беседа с героем нашего времени за чаем: «Сейчас время болтовни. Я продукт своего времени»

- Ну если бы был выбор, куда бы ты поехала отдыхать: на море - на берег лазурный или в санаторий куда-нибудь в лесной чаше?

- Ты знаешь, наверное, я уникум, меня не тянет ни на лазурный берег, ни в санаторий. Если мне нужно отдохнуть я могу просто выехать на «красный двор» или могу просто в лес, могу выехать с друзьями пообщаться на заправке и очень безумно люблю… уже десять лет практически каждый вечер я хожу пешком вот это и есть отдых. Отдых — это состояние…. А не окружающее тебя условия… придуманные тобой для того чтобы тебе было как-то не так как обычно. Ну так ты нигде не отдохнешь…а если Твои ожидания не оправдаются и что…. Это все иллюзии. ….

- Переходим к следующему этапу твоей жизни - школа. Насколько ты себя помнишь и твои ощущения тогда, ты уже понимала, что это учреждение сыграет роль в твоей судьбе, тебя научит знаниям.

- Нет. С детства говорилось о том, что есть садик — это твоя работа. Есть школа — это твоя работа, потом будет в зависимости от выбора училище, институт твоей работой. То есть каждый должен выбрать для себя что-то делать какой-то труд. Да, то есть это труд. И отношение у меня было как к труду.

Какого-то предвосхищения чего-то нет не было… момент того… что была форма, что это было… нарядно…было понятно и правильно учиться-трудиться и собой что-то представлять. Было так красиво и грамотно вложено в детей, в людей, во взрослых, что тогда было что ли модно учиться. Модно…… и еще это имело огромную ценность учиться и хорошо учиться. Это было важным и ценным. И ты собой что-то представляешь уже, если ты к этому так относишься.

Но мне было очень тяжело, потому что мне дисциплинарные все «штуки» давались очень сложно. Усидчивость, но в саду это было нормальным. Я шла где-то немножко с «тяжелым» сердцем плюс накануне я там удачно улетела с дерева, побила колени. И первый класс первого сентября я выслушала нотацию о побитых коленях, оборванных платьях. Меня подстригли накануне, мне очень не нравилось. То есть я немножко была в детстве «пацанкаватого» характера - такая барышня, У в друзьях у меня были только мальчишки, у меня были какие-то пистики, фантики ладошкой с асфальта перевернуть. Я не помню девочек в своем окружении, очень долго не помню. Как-то дружба с девочками мне далась после 20-ти лет. Я каких-то таких и целей даже не ставила. У меня были девочки с кем я общалась, но сказать, что такое дружба я не смогу тебе. Короче …на первое сентября шла я немножко – при-печаленная, не было у меня никакого предвосхищения, я понимала, что это должное, что так надо, причем это было прочное внутреннее ощущение, не навязанное, так должно быть. И каких-то приятных сверх ощущений не было, как и неприятных тоже, но помню, что мне было очень тяжело, потому что «пестрил» мой дневник замечаниями о том, что я самовольно встала и ушла, не услышала задания …..не могу усидеть….и так далее…

- То есть красный цвет твоего дневника - не последний?

- Он у меня был всю жизнь и фактически всю школу и связан был с поведением. Потому что с учебой у меня вопросов не было, а вот с поведением было много нюансов.

- По ходу ты уже ответила на этот вопрос отношения с одноклассниками. Ты рассказала о том что была мальчишеская компания… преобладала, а с девочками дружбы не было..???

- Нет, у меня были девочки-подружки потом уже… когда мы переехали жить в Брест, но это второй класс…. Шахматам меня научили мальчики, фантикам меня научили мальчики, мальчики ездили на великах, на мотоциклах…. Мне это было очень интересно.

- Целоваться тебя мальчики научили? Я вот к этому подвожу.

- Ой, это такая тема, знаешь… Мальчики были моими друзьями, товарищами, единомышленниками.

- С какого класса примерно заводились серьезные или не серьезные дружеские отношения с девчонками. Когда у тебя компания немного поменялась? Когда немного разбавилась подружками?

- Наверное, с класса пятого. Да, после пятого класса. Я очень много читала и у меня убралась какая-то такая невидимая граница, я даже не знаю, не то что это была какая-то граница, но как-то у меня стало 50х50. То есть я ровно одинаково общалась, как и с мальчиками так и с девочками.

- Ну ты начала уже и мальчиков по-другому воспринимать?

- Нет, мальчиков я начала воспринимать по-другому намного-намного позже, потому что опять таки это наверное бонус того.. что детство прошло в советские времена и вот это все было вложено совсем иначе чем сейчас …межличностные отношения были ценны… И в 11, и в 12, и в 14, и в 15, я не воспринимала как мальчики - девочки.

- Я в плане того, что после того как ты начала читать книжки, обратила внимание, что начала общаться с девочками. Может ты начала читать рассказы, возможно какие-то там романы, советского плана, появилось ощущение любви в книжках, появилась потребность общаться с девочками на эту тему?

- Да нет, это я просто повзрослела и может быть каких-то интересов круг стал шире, а соответственно не все сферы интересов мои покрывали общение с парнями, то есть где-то, что-то какие-то вопросы, на них мне могли ответить, либо услышать чье то мнение я могла только от девочек, например, ну и отсюда и круг общения стал шире. Не более того.

- «Щелчок» по выбору профессии произошел именно в школе?

- Да.

- А при каких обстоятельствах. Помнишь ли то время, это было планомерно или это был момент, когда «щелкнуло»? Что стало основополагающим фактором? Опиши ту ситуацию…

- Очень хорошо помню, совсем недавно раздумывала над этим, уже в более сознательным возрастом. Скажу так, ты прав в том, что был определенный «щелчок» …История меня неимоверно втянула, потому что я видела, что там есть система… что там есть цикличность, что там есть принципы, что там есть законы и история... с большего - включает в себя знания о всех сферах человеческой жизни. То есть невозможно быть более-менее адекватным историком, если ты не знаешь о каких-то открытиях в плане медицины, о изобретениях технических, которые сопутствовали техническому прогрессу…меня вот это, вот просто сводило с ума…, наверное, юношеский максимализм …То есть были вот такие вот рассуждения. Мое такое вот видение. Плюс я не видела себя ни медиком, мне нравилось шить, я тогда помню, что у меня была швейная машинка, она до сих пор есть. Я очень как-то быстро все это освоила, причем научилась шить я раньше, чем читать. Но при всем при этом меня вот эти размышления тянули и не отпускали… докопаться все-таки…. так есть ли Бог или нету и какой он? Какое идеальное государство? Почему же люди не придумали до сих пор, какое-то идеальное...такое вот где всем было бы хорошо?

- Ну было бы скучно, наверное, тогда?

- Я не знаю, как было бы, но мне тогда эти вопросы казались очень важными. И был такой еще момент, который меня окончательно утвердил в выборе. Наверное, класс восьмой был, что-то средние века и мне просто не ложилась тема. Я понимаю, что меня вызовут… сидела день… ночь …пыталась зазубрить, у меня ничего не получалось, никогда не получалось ничего выучить зубря…, вот просто…если я не понимаю – все-мне не дано, бесполезно. И я силилась понять и не могла… понимаю, что есть какая то система… есть принцип, который я не могу раскусить и вот …что я это добью, я это пойму, что это станет моим. Вот это был «щелчок» …... Под учебниками географии «нычковала» переписку Ленина и Крупской. У меня географию вел директор школы, который у меня постоянно эти книжки вытягивал, но даже не ругал, а улыбался и шел дальше по ряду. … Я понимала, что поступаю на истфак. Это в девятом классе уже было однозначно…

- Хотя еще учиться было два года?

- В девятом классе я как раз то и начала учиться…. Начала понимать…зачем...

- То есть мнение за два года не «шелохнулось» в какую-то другую сторону?

- Нет, чем больше я что-то читала, тем больше понимала, что мне - туда. Была возможность поступать в политехнический институт на экономический факультет…реально такие хорошие возможности были, и я отказалась. Даже был конфликт дома потому, что я так целенаправленно шла на истфак прям сама занесла документы. Никто не знал, когда экзамены, поступила с одного экзамена и училась в принципе неплохо и легко. И то что я хотела получить от своей учебы, я получила в конце концов. То есть мой выбор был на самом деле оправдан.

- То есть он был осознан на тот момент? Это не был - эмоциональный всплеск?

- Нет, это было осознано. Я считаю, что это дало мне очень многое в жизни.

- Еще немного остановимся на школе. Какие еще были увлечения в плане музыки, спорта?

- Да, музыка у меня всегда. Спорт нет, я вообще не спортивная, я ленивая.

- The Beatles?

- Конечно. Я не могу сказать что это какая то ключевая группа в моих музыкальных пристрастиях.

- Иванушки Интернешенел?

- Ну был момент и Иванушек.

- Нирвана?

- И момент Нирваны был, то есть в общем то все что на слуху.

- То есть ты не придерживалась одного?

- Слушала все…, наверное, вот… никогда не воспринимала такой жанр как шансон… ни в детстве, ни сейчас. И не очень реп … Но все что рок, полу-рок-с детства….. в общем то первая группа с которой все началось так, что я прям залипла на музыку - это был Roxette, который я до сих пор люблю и слушаю. Ничего сверх в музыке, то есть сказать, что это какая-то интеллектуальная музыка - нет. Но я в ней в любом состоянии, в любом возрасте что-то для себя нахожу. По сей день это любимая группа.

- Банальный вопрос: под какую песню первый раз поцеловалась?

- Scorpions - Wind of Change. Это Дом культуры профсоюзов, второй этаж, дискотеки, девятый класс.

- Король и Шут?

- Вот Короля и Шута никогда не слушала, люблю Depeche Mode и люблю очень Aerosmith. Это вот три таких штуки которые… И еще такой момент есть U2, не все конечно, но да. В плане музыкальных пристрастий то что я перечислила оно всю мою жизнь меня так и сопровождает

- Ну а касаемо спорта?

- Ой, это не ко мне, пожалуйста.

- Ну а родители пытались тебя отдать, определить в секции или кружки?

- Боже куда меня только не пытались водить. В этом есть корень моих сложных взаимоотношений с родителями. Почему…? потому что ты должна, а я не могла понять почему я должна. мне вообще никак не понятна была акробатика, но я была должна …мне это было вообще не интересно. Потом меня отправили на музыку...класс аккордеона. Я мечтала о скрипке…аккордеон у меня вообще ни в каком виде не катил и в общем то закончилось все тем что однажды я решила: «ходить не буду». Во втором классе это было. Я такое решение самостоятельно приняла, и я просто перестала туда ходить. Родители узнали позже, конечно у нас был очень серьезный разговор, мягко говоря.

- Без ремня?

- Знаешь. огромное спасибо, за всю мою жизнь меня ни разу не ударили родители.

 Мне была интересна фотография, но мне туда не разрешили ходить. Мне был интересен кружок шитья и кройки мягких игрушек, мне тоже не позволили туда ходить. умение сопротивляться этим кружкам дали мне то…что, наверное, должен был дать спорт… конечно я жалею, что он не стал частью моей жизни... я пытаюсь как-то … хожу на плавание (смеется). То есть уже понимаю умом что это надо.

- Научилась плавать в школе?

- Мне кажется я всегда умела плавать. Я не помню, чтоб меня учили плавать, честно. Я не помню момента что меня учат плавать. Я помню, что я плаваю, может это как-то в детстве очень быстро и не отложилось.

- Еще один вопрос, очень важный. Вот этот момент …который многих детей «ломает» … когда до пятого класса один учитель, все-таки одна тактика, проще. и когда в пятом классе уже несколько учителей. Этот момент конечно необходим для учеников, но не все с ним справляются. На тебя это оказало какое-то влияние? Может по каким-то предметам сразу стала хуже успеваемость, может наоборот стало лучше?

- Нет, для меня это вообще никакого значения не имело. Мне учиться было достаточно легко, я успевала делать все уроки на перемене, но мне кажется наоборот, мне после пятого класса от того что они разные и от того что подход разный наоборот, стало все интереснее. Не безумно интересно, но интереснее. Не знаю, мне давалась вообще без всяких сложностей любая учеба, единственное что у меня какая то врожденная безграмотность - я о русском языке…все остальное легко и просто.

Именно после пятого класса и были преподаватели, которые сыграли огромнейшую роль в устроении меня…, например, учитель русской литературы…благодаря ему – окрепла моя потребность в чтении, мы вырастаем и после 17,18 без лишней необходимости особо не читаем. А вот благодаря своему педагогу - я продолжаю читать по сей день. Вот он сумел это довести до необходимости. Благодаря ему чтение стало….ты без этого не можешь как без еды… Это все благодаря ему.

Учительница математики…тоже... Не столько математика, сколько принцип. Умение вначале выделить суть. Из этого всего ухватить суть. Помню - заниженные оценки. знаешь за что??? решено все правильно… оригинальный способ даже решения. Все в четыре действия, я в два. Но почерк отвратный, просто курица лапой. Сидела после уроков переписывала все в чистовик. Она сидела надо мной и постоянно тыкала мне, что должна эта циферка быть в клеточке и не касаться даже краев. Она должна быть ровно по середине. … ты потом поймешь, как важно иногда в жизни соблюсти вот такие вот мелочи… ей спасибо потому, что я эту клеточку вспоминала не в одной ситуации, как важно иногда чтоб оно было действительно оптимально упорядочено, в идеальном виде.

Я очень благодарна всем преподавателям которые были в нашей школе. Они ушли вместе с нами. таких учителей сейчас смотрю …единицы. Это были учителя, это были не педагоги, а разница огромна. И опять-таки это бонус советского времени, там умели учить и учили учиться в течении всей жизни. Сейчас дают знания, а смысл…?

- Сейчас дают знания, но не учат думать?

- Я думаю, что даже не том, что не учат думать. Ты или умеешь думать, или не умеешь думать.

- А есть люди, которые не умеют думать? Или есть люди, которые не хотят думать?

- Любая ситуация, любой человек, любые обстоятельства учат тебя чему-то. Так вот советская школа учила учиться, не только через учебник, но и через все что вокруг.

- Согласна ли ты с таким моим предположением, что люди которые не читают книжек более тупее чем те, которые читают?

- Конечно, это несчастные люди.

- Согласна ли с тем что, если взять по соотношению процент тех людей, которые читали раньше, в советское время, в 90-е и сейчас, даже включая молодежь, это две большие разницы?

 - Согласна.

- Ты согласна, что - это путь в никуда?

- Конечно. Это путь в никуда. Потому что чтение на самом деле это не только получение информации. Чтение это тысячи жизней, которые ты можешь прожить живя свою одну…конечно зависит, что ты читаешь. Я очень убиваюсь по поводу того, что мой ребенок не читает, пыталась с маленького привить ему любовь к чтению, рвение. Но увы, это сейчас не востребовано, это печально, это дорога в никуда. Потому что ты живешь в узких рамках своего, того что ты видишь. А тебе дают возможность расширить эти границы и получать что-то еще кроме. Это же состояния…, это же шаблоны поведений, это эталоны поведений…, это качества… которых у тебя нету… и нету у тех, кто живет рядом с тобой, но есть в этой книге. Очень много хороших авторов, очень много бесценных произведений. Ключевые книжки которые жизнь переворачивают, учат совершенно по-другому видеть, воспринимать.

- Посоветуй нашим читателям три книжки, которые на тебя повлияли. Может они их прочтут и что-нибудь для себя «возьмут»

- Те, которые на меня действительно повлияли? Книжка, наверное, номер один, она по сей день остается номером один, для меня она очень тяжелая…да… ключевая и которая совпала …возраст, книжка, поиск...мой внутренний и в общем-то она сделала много для меня: Эрих Мария Ремарк (тут две книги будет, автор один) «Триумфальная арка» и «Жизнь взаймы». Это когда ты вдруг понимаешь, что могут в секунды обстоятельства перевернуться так, что кроме себя взять с собой больше нечего, да и незачем. Вообще. очень люблю этого автора, я бы сейчас включила в рамки школьной программы, потому что наше всеобщее стремление потреблять и то в чем растут наши дети …они растут, именно в насаждении потребительства со всех сторон. А эта книжка как раз показывает о том, что какой в этом смысл?

Вторая книжка, меня никто не понимает… и не разделяет, но я искренне говорю о ней…. У многих людей прям сборниками стояли дома полное собрание сочинений В.И.Ленина…для меня и личность и его труды выдающееся события последних 100 лет. хотя бы что-то из этого почитать в оригинале, не в том, как нам доносили сквозь призму, а именно в оригинале найти и почитать… скажем так… прочищает мозг… желание жить, желание творить. Я до сих пор помню свое внутреннее состояние от книги — вот это «идти делать», «все в твоих руках» вот прямо она заряжает этим, поэтому я ее считаю такой нужной.

Третья книга, все просто, Экзюпери «Маленький принц» ….

- Я знаю у тебя есть брат?

- Да

- Младший?

- Да…

- Немаловажная тема твоей жизни: отношения с родным братом.

- Ну что тебе сказать? Разница в возрасте – это такое раннее материнство. Если он тебя младше – это раннее материнство, если ты младше, то ты его раннее материнство. У нас хорошие отношения с братом.

- Всегда были? Вы не дрались?

- Знаешь, мы дрались, но при этом при всем у нас отношения были хорошие. Потому что лично для меня мой брат — это часть меня. То есть неважно кто где находится, кто как живет, это часть меня. Это как твоя рука, твоя нога. У меня такое восприятие. Ну конечно люблю, конечно переживаю, чувство ответственности неимоверное. такое чувство ответственности только и есть по отношению к жизни моего брата и моего ребенка. Больше ни к кому такого чувства ответственности… ну может быть еще к одному человеку…. Но это уже с течением жизни. Знаешь, мы можем не созваниваться неделями, а потом просто вот два вопроса: «А что ты сейчас слушаешь?», «А что ты сейчас читаешь?». И этого достаточно что бы понять, чем и как он жил это время…

- То есть это твой старший сын в некотором роде?

- Знаешь, да. Хотя сейчас начинаем меняться ролями и у него какие-то поперли «штуки», пытается повлиять, помочь, изменить.

- Меня интересует один момент, твой брат офицер Вооруженных сил. Его был выбор?  Он хотел стал военным финансистом?

- Это был выбор его старшей сестры... Все дело произошло немножко нелепо и может быть не очень, но на выходе получилось очень даже ничего. Он выбрал ПГС (промышленное гражданское строительство) в Политехническом университете…как какой-то резиновый автобус куда то надо было влезть после школы… влезли в политехнический университет, в нем и едем, а зачем собственно, а вот… потому что. На тот момент рядом со мной был человек который учился в Ярославле и учился в той профессии, которой сейчас - мой брат и занимается. Все было слажено и сделано чтобы зацепить внимание, интерес… А слабо поступить? Поехал и поступил. А я втихаря пошла и забрала документы из политехнического... И не оставила ему вариантов. Но через полгода все оказалось чудесно. Приехал совсем другой человек.

- Вот ты хотела, чтоб он был - именно военным или финансистом?

- Я хотела, чтобы он был именно военным. Потому что в нем, как и в маме, есть вот этот педантизм к деталям, к мелочам. Он очень структурирован, он очень организован и это его. Но никак не тот выбор профессии, который был первый сделан им. внутреннее у него устроение соответствует вот - этой стезе. Финансы…видя, что он внутренне, как и моя мама педантичен обратила внимание на усидчивость, на вникание в детали. Я видела в нем потенциал в плане военного. Реализовать сочетание армии и бухгалтерии…. Это идеально. я училась на втором курсе, когда мне знакомые рассказали о том, что в Ярославле есть такое.

- Но брат тебе благодарен? Он хоть раз сказал тебе «спасибо» за то, что ты его перенаправила?

- Был момент, когда говорил «спасибо». Потом стал постарше был момент, когда мы обсуждали то, что это достойный выбор, он говорил о том что «а толку». Но это все, профессия наложила свои отпечатки…, потому что ответ был таков…, «что толку рассуждать, я там, где я есть». Вот коротко и ясно.

- Плюсы и минусы твоего обучения в институте?

- Не могу выделить ни плюсов, ни минусов. Закономерное продолжение школы, потому что еще состав преподавателей постсоветский, то есть умение учиться… благодарна очень..., сказать, чтоб плюсы или минусы не могу… но очень благодарна разно плановости. То есть была и архивная практика, и музейная практика, была работа археологическая и по сбору фольклора, то есть у меня была безумно интересная учеба, у меня были безумно интересные преподаватели.

- И скелеты в руках держала?

- Скелеты не держала. Чашки какие-то, пиалы какие-то находили, работали на Брестской крепости в запасниках музейных. Очень много впечатлений, очень классные преподаватели, очень классное время. Но назад я не вернулась бы ни в какое свое время, оно было тогда, когда было надо, сейчас у меня это не вызвало бы ничего уже.

- Ты начала работать во время учебы? Что начала преподавать?

- Со второго курса в школе. История в средних классах, седьмые восьмые - это была 29 школа.

- Первый приход в класс? Какой это был класс?

- Довелось мне работать и в-седьмых, и в-восьмых, и в-девятых, и в одиннадцатых…я так горела историей, я так была вот в этом всем, я ходила в архив, я занималась тогда просто с неимоверным наслаждением всеми этими вещами. Я говорила так, что была мертвая тишина. Конечно были личности которым ничего не надо. Они всегда и всюду есть. Особых проблем с классами в плане дисциплинарных у меня не было. Чтоб какое-то аховое состояние от того что я обучаю кого-то у меня тоже не было. Я шла на волне просто увлечения историей такой, что все это она мне перекрывала. Все совпало. Когда у меня начал сникать интерес к этому всему, я переключилась на другую сферу деятельности. Так и происходит.

- Учеников своих встречаешь?

- Конечно.

- Узнают? Благодарят?

- Да. Вот совсем недавно был момент. Буквально этим летом. Пришла девушка одеваться... смотрит на меня и говорит: «Такое у вас лицо знакомое, вы мне напоминаете одного человека». Я говорю «А что за человек?». А она говорит: «Знаете, однажды у нас заменяли в школе и говорили такие вещи которые до сих пор меня заставляют что-то делать с собой».

- А ты ее узнала?

- Знаешь, вообще не узнала. Я может даже забыла про этот момент, замен в 35 школе. У меня не очень приятные воспоминания - остались. Эта девочка говорит, говорит, смотрит на меня и улыбается, про Брест и про желание жить. И в тот момент я ее узнала.

- 23 года и 39 лет, есть ли принципиальная разница между тем и этим человеком?

- Есть. Это совершенно разные люди, с разными целями, с разными задачами, с разным восприятием мира. В 23 ты ни о чем не думаешь. Ты наслаждаешься моментом, тебе хочется везде и всюду успеть, тебя не особо заботят что там дальше, сейчас так классно, что еще? Общее только в том, что сейчас мне тоже классно. Но уже классно то, что моими руками, то есть результат, уже продукт есть. Это мой продукт и это классно, интересно.

- Что бы ты посоветовала той, 23 летней?

- Не начинать курить, срочно бросить. (смеется) На самом деле 23-25 года - ключевой момент. Каких-то таких напутствий, вернуться назад подойти к себе и сказать в ухо, ну реально, кроме как «не пыхти столько», нет. Все, что я делала - было у меня осознано. Не могу себя ни от чего предостеречь, потому что все «косяки» они - мои. И я бы их оставила. Мне надо было это. Все что было классного я бы оставила. Я бы прожила такую же жизнь, я не хочу назад.

- Что ты пожелаешь 20-летним читательницам? С целью предостеречь, чтобы они не совершили похожих ошибок, которые были у тебя...

- Я бы им сказала слушать себя. Думать о себе. Верить в себя и заниматься собой. У каждого периода времени свои какие-то ключевые точки, которые определяют это время. Это знаешь, а давайте будем, например, заваривать кофе так как его заваривали сто лет назад. Зачем, если есть - кофе машина. Давайте будем строить здания так как строили триста лет назад, потому что это круто, они были надежны. Есть куча технологий, которые позволяют производить еще более надежные, долгосрочные какие-то проекты. Есть ключевые принципы, которые вне времени, вне лет, вне моды, вне всего, и я их озвучила. Совет 20-летним - слушай себя, верить в себя! Это залог, тогда ты будешь виноват в своих «косяках», тогда ты будешь наслаждаться своими результатами. Тогда вся ответственность на тебе, не надо никого винить. И это твоя жизнь. Жизнь родителей — это жизнь родителей, а жизнь твоя - это жизнь твоя. Увы, так короток этот срок, когда родители в состоянии повлиять на это и если этого не случилось, не привилось, ну все….но выбор всегда за тобой.

- Веришь ли ты в продолжение жизни души после смерти человека?

- Да. Я знаю точно, что это есть. Я думаю, что есть момент, когда ты все еще помнишь эту жизнь, которая кончилась. Когда у тебя нет уже возможности контакта с физическим миром, но ты все еще тут. Ад и заключается в том, что ты не успел сказать, сделать, прожить, прочувствовать, поделиться, разделить. Так это и есть ад, когда ты уже не можешь.

- Есть ад и есть рай? Есть черное и белое?

- Если человек прожил в мире и гармонии с самим собой – это уже…рай. Есть чудесная песня у Высоцкого называется «Баллада о любви» вот всем 23-летним еще плюс к тому пожеланию, послушать эту - песню. Там все чудесно сказано, что если ты прожил в любви, если ты прочувствовал эту любовь, а в 23 как раз заниматься и надо поиском. Смысл в том для 20-30-летнего возраста любовь найти, и не только в плане мужского/женского тела рядом, а любовь в целом, это время поиска любви…

Продолжение следует…

https://vk.com/rsngnv
https://ok.ru/group/58931958644777

Автор: Георгий Гречук