"Товар низкого качества и сомнительный ИП" Как обманывают в белорусских интернет-магазинах

28  Декабря 2017 г.  в 14:04 : Интернет, высокие технологии

Одной из жертв хитрых дельцов стал Влад Филиппов, лидер известной в Бресте и за его пределами рок–группы «Слайды». Музыканту не могло прийти в голову, что дорогая покупка в интернет–магазине с белорусским доменом обернется головной болью:

"Товар низкого качества и сомнительный ИП" Как обманывают в белорусских интернет-магазинах

Телефон Влада Филиппова, в котором постоянно садится батарея.

— Я в телефонах не сильно разбираюсь. Долго не менял свой старый мобильный, а тут решил найти что–то новое. Искал в интернете соответствие цены и качества. В начале мая заказал новый iPhone 5 на сайте ProdazhaiPhone.by за 400 с лишним рублей.

"Товар низкого качества и сомнительный ИП" Как обманывают в белорусских интернет-магазинахВлад Филиппов

Влад забрал мобильник у курьера, вставил свою симку и хотел активировать телефон. Тут–то и выяснилось, что аппарат уже давно активирован, гарантия на него закончилась, а само устройство изрядно побито жизнью. Батарея в нем садится после пяти коротких звонков. Такой вариант музыканта не устроил, однако вернуть покупку он не смог.

Водитель маршрутки Минск — Брест, который передал телефон, чек Владиславу не выдал. В коробке его тоже не оказалось. Вместо него — сомнительный гарантийный талон с плохо читаемой печатью некоего ООО «ПятьДЖ». Влад сначала позвонил по номеру, через который связывался с продавцом. И получил от ворот поворот: мол, мобильник новый. Менять не будем. Музыкант обратился в суд. Тут–то и выяснилось, что фирма «ПятьДЖ» не продавец. Она лишь раздает распространителям свои гарантийные талоны. И ответственности ни за что не несет.

"Товар низкого качества и сомнительный ИП" Как обманывают в белорусских интернет-магазинах

Сервисная карта непонятного происхождения, которая находилась в телефоне Валерия Алчакова.

Дальше — больше. Продавец, с которым связывался Влад, отключил свой телефон и закрыл сайт. Суд установил, что та страница вообще не являлась легальным интернет–магазином, а зарегистрирована была на подставное лицо. В общем, концы в воду. Впрочем, председатель Брестской областной организации Белорусского общества защиты потребителей Ирина Маркова, к которой обратился потерпевший, точку в этом деле ставить не спешит. Она написала заявление в УДФР по Минску и Минской области, считая, что Владислав стал жертвой мошенников.

А брестчанин Валерий Алчаков заказал в сентябре через сайт shopgsm.by iPhone 7 — 8–ядерный процессор со встроенной памятью на 64 гигабайта. Цена вопроса — 310 рублей плюс 12 за доставку. Вопросы возникли уже при встрече с курьером:

"Товар низкого качества и сомнительный ИП" Как обманывают в белорусских интернет-магазинахВалерий Алчаков

— Ему я заплатил уже 340 рублей. Чек на руки не получил. Перевозчик сказал, что все документы на телефон внутри. Вскрывать на улице и проверять там дорогостоящую вещь не было смысла. Ее как минимум нужно подключать к компьютеру. В посылке обнаружил телефон с маркировкой iPhone, зарядное устройство, наушники и сервисную карту со штампом «интернет–магазин». По печати не определишь ни учетного номера налогоплательщика, ни наименования предприятия. Еще в упаковке находился прозрачный чехол, упаковочные пленки. Но не было паспорта на изделие, договора поставки, товарно–транспортных накладных, кассовых чеков и сертификатов соответствия Таможенного союза, которые необходимы при ввозе товара на территорию Беларуси.

В итоге вместо заявленных 64 гигабайт встроенной памяти в телефоне компьютер высветил 8. А ведь во многом именно от этого параметра зависит цена аппарата. Наушники и громкоговоритель работали одновременно, причем громкая связь при подключении гарнитуры не отключалась. В общем, Валерий потребовал у продавца забрать товар назад.

Сайт shopgsm.by работает до сих пор. Контактов, кроме двух мобильных номеров, я не увидел. Как не нашел ни адреса фирмы, ни кода налогоплательщика и платежных реквизитов. Зато в глаза сразу бросились тайваньские копии iPhone с предложением выбрать цвет, мощность, встроенную память. Накликал себе восьмиядерный на 64 гигабайта. Стоит 260 рублей. Осталось нажать кнопку «заказать».

Параметры устройства описаны внизу страницы мелким шрифтом. Интересная строка. Встроенная память: «16 GB (Поддержка microSD до 64GB)». А ведь изначально привлекают именно встроенные (!) 64 гигабайта, а не те, что на карте. Набираю номер, указанный на сайте. Трубку снял человек, представившийся директором магазина Игорем Ковалевичем. Напоминаю ему историю с Валерием. Слышу ответ:

— Я помню эту ситуацию. Покупателю пошли навстречу, вернули деньги. Хотя телефон был рабочий, без дефектов. Он не мог разобраться с памятью. Если она заявлена на 64 GB, мы устанавливаем карту памяти внутрь. Я видел, что замена его не устроит, и решил просто вернуть деньги. Телефоны сами по себе качественные. По внешнему виду идут как айфоны, но полностью под своими данными. Покупаем их у поставщиков по накладным. Так же и продаем.

Ирина Маркова в таком ответе сомневается и уверяет, что фирма забрала телефон назад после того, как Валерий стал обращаться в финансовую милицию и Следственный комитет:

— Его сначала пытались обвинить в том, что он якобы утопил телефон в ванне, и пытались направить в некий сервисный центр, который должен был дать заключение. Верить таким «экспертам», по–моему, нельзя. Лучше сразу обращаться в суд, который назначит независимую экспертизу. По телефонам в последнее время вообще идет всплеск обращений. Правда, в основном покупатели только звонят нам. Заявления не несут. Видимо, не хотят тратить время и деньги на судебные издержки. Хотя проблем с решением вопроса через суд нет. Только придется долго ждать результатов независимой экспертизы. Но ее выводы всегда будут в пользу потребителя.

Белорусские сетевые форумы пестрят отзывами на нечестных продавцов. Как правило, пользователи рисуют основные составляющие схемы: товар низкого качества и сомнительный ИП с регистрацией в любом месте страны. Он связан с сервисным центром, который продает ему гарантийные талоны и по возможности аннулирует гарантию при первом же обращении. Вот такая игра на грани фола. Выходит, при том, что сегодня всю ответственность возложили на бизнес, покупатель в первую очередь должен сам быть начеку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли:

— Потребитель имеет право получить в полном объеме достоверную информацию о товаре, продавце, импортере и изготовителе. Все интернет–магазины должны быть зарегистрированы в Торговом реестре, который находится на сайте МАРТ. Продавец также обязан представить документы, подтверждающие качество и безопасность товара, по требованию покупателя.

Прежде чем совершить покупку в сети, необходимо ознакомиться со всей информацией, которую предоставил продавец на сайте своего интернет–магазина. Убедиться, что он работает открыто и добросовестно. Изучить отзывы, размещенные на форумах о его работе. Получая товар, нужно потребовать, чтобы вам продемонстрировали его работоспособность. И не принимайте никакие отговорки, например, что курьер торопится. Следует внимательно осмотреть внешний вид изделия, проверить наличие марки на упаковке, ведь ее отсутствие говорит о том, что телефон либо был в употреблении, либо «серый».

Обязательно требуйте кассовый чек, который продавец обязан выдать покупателю. Кроме того, при оформлении покупки продавец заполняет гарантийный талон установленной изготовителем формы. Если же все–таки товар оказался некачественным, то при грамотном поведении покупателя во время покупки ему будет проще восстановить свое право на качество и безопасность как в досудебном порядке, так и в суде.