Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Почему в одной из средних школ Каменецкого района дети часть урока проводят на ногах

3  Декабря 2017 г.  в 09:48 : Здоровая нация, спорт

На окнах — изображения-символы. Под потолком в углах — пронумерованные цветные картинки. Рядом с привычными партами — конторки для обучения стоя. Добро пожаловать в Пограничную среднюю школу Каменецкого района. В этом учреждении образования пять лет назад начали внедрять здоровьесберегающие технологии и ни разу об этом не пожалели. Более того, у администрации много планов, ведь эксперимент продолжает давать положительные результаты. Корреспондент «Р» провела день в необычной школе и убедилась: если очень захотеть, то обучаться и укреплять здоровье можно одновременно.

Почему в одной из средних школ Каменецкого района дети часть урока проводят на ногах

Группа продленного дня тоже занимается на конторках

Передовики на границе

Пограничная средняя школа находится на самом краю страны. Выйдешь за калитку, а на том конце улицы видны огни международного автодорожного пункта пропуска «Песчатка». Вот в таком тихом местечке уже пять лет успешно внедряют технологии, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей. Инициативу запустили зимой 2012 года, когда учреждение образования открыли после капитального ремонта. Директор Жанна Авдей вспоминает: 

— По итогам углубленного медицинского осмотра детей в 2012 году у 37% учащихся нашей школы были выявлены какие-либо заболевания. Недуги опорно-двигательного аппарата отметили у 15% школьников, 9% имели проблемы со зрением. 

Жанну Ивановну и ее коллектив цифры встревожили. Если ребенок проводит в ученической среде полдня, значит, школьная система существенно влияет на состояние молодого организма. Значит, в компетенции учителя сдерживать развитие уже имеющихся заболеваний, а в каких-то случаях предотвращать их появление. Но как? 

Решили перераспределить нагрузку на глаза, спину и нервную систему через проведение специальных физкультминуток в режиме урока. В каждом кабинете появились тренажеры для глаз. В обязанности учителя включили зрительные «кофе-паузы». На столах поселились опорные конспекты. Еще один важный компонент — эрг-упражнения. Совершенно простые в исполнении, не отнимающие много времени, эти нехитрые движения удивительно быстро повышают выносливость и продуктивность работы ученика. Открыли в школе и комнату психологической разгрузки с удобным креслом и спокойной музыкой. Здесь можно спрятаться на переменке и поговорить по душам с психологом, сделать «ореховую» и «каштановую» гимнастику для рук и стоп. 

Останавливаюсь возле следующего ноу-хау — конторки. Этот элемент школьной мебели скорее напоминает трибуну для выступлений, но предназначен для обучения в школе. В положении стоя. Сейчас в каждом классе начального звена по три конторки. Сельской школе с 68 учащимися вполне достаточно, чтобы каждый ребенок 1—4-х классов за урок несколько раз сменил позу. При этом за конторкой учащийся находится без обуви на массажном коврике для профилактики плоскостопия. Жанна Авдей результатами довольна: 

— За пять лет в нашей школе общий уровень заболеваемости снизился на 7%. Количество учащихся с пониженным зрением уменьшилось почти на полтора процента, с проблемами опорно-двигательного аппарата — на пять процентов. На столько же упал показатель пропуска занятий по причине болезни. 

Всем встать! 

Методика обучения в Пограничной средней школе основана на принципе «дать образовательной среде больше движения». Ребенок — решает он задачу или читает стихотворение — должен постоянно менять позы. Жанна Авдей знает наверняка, при организованном построении урока включить в образовательный процесс конторки можно в классе с любой наполняемостью: 

— Эффект от смены поз колоссальный. При регулярном использовании конторки со временем в два—четыре раза снижается заболеваемость опорно-двигательного аппарата. Проявление нервно-психических срывов, агрессий, драк в пять-шесть раз меньше. Снижается уровень заболеваемости сердечно-сосудистой системы в два—четыре раза, на столько же — репродуктивной системы. 

Чтобы понять важность движения для поддержания жизни человека, достаточно вспомнить эпизод из советской космонавтики, когда в июне 1970 года Андриян Николаев и Виталий Севастьянов работали на орбите 18 суток. В историю космонавтики этот полет вошел неожиданным результатом: после приземления у космонавтов резко ухудшилось самочувствие. Самостоятельные шаги они сделали через неделю. Позже ученые выяснили причину: в непривычной замкнутой обстановке мышцы быстро атрофировались, потому что их не нагружали. Тогда наука предположила: чтобы космонавты чувствовали себя хорошо после приземления, на протяжении полета они должны каким-то образом компенсировать нагрузки, которые имеют на земле. Был разработан двухчасовой блок упражнений для человека в космосе. Гипотеза оказалась верной. 

А теперь спустимся на землю и посчитаем, сколько в день сидят наши дети. Ученик начальной школы проводит за партой пять часов, час-полтора уходит на прием пищи, на выполнение домашнего задания — с мечтаниями и подсчетом пролетающих за окном птиц — отмотаем еще часок. Потом приходит время телевизора, компьютера, игр в смартфоне… Старшеклассник прикован к стулу еще дольше. 

Вернемся в Пограничную среднюю школу. Местные учителя, понимая, что многие проблемы современного школьника связаны с недостаточной опорной нагрузкой, просто увеличили двигательную активность школьников. Там, где она, казалось бы, не предусмотрена. На уроках. Режим смены рабочих поз с использованием конторки (к слову, разработано техническое средство российским ученым, врачом и педагогом Владимиром Базарным) — один из принципов, который используют учителя в образовательном процессе. А сколько внедрений в планах! Из ближайшего — установка автоматизированной системы сенсорно-координаторного тренажера для профилактики заболеваний органов зрения. 

Источник: Рэспублiка
Автор: Анна ПЕТРОЧЕНКО