Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Штраф дешевле дорожного сбора. Не обернется ли игнорирование техосмотра валом ДТП?

23  Ноября 2017 г.  в 20:45 : Разное: обо всём понемногу

С 2014 года автомобилисты разделились на два лагеря: те, кто прячется от инспекторов ГАИ, боясь штрафа за непройденный техосмотр, и те, кто оплатил. Камнем преткновения в бесконечных спорах в автомастерских и гаражах стала необходимость уплаты госпошлины за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении. Одни считают ее слишком высокой, другие не согласны с тем, что деньги направляются в общий дорожный фонд, третьи сталкиваются с проблемами, когда им приходится платить по два раза. С апреля темой активно занимаются депутаты. Андрей Рыбак, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания, вместе с коллегами из профильных министерств проработал уже не одну версию, предложенную заинтересованными органами и гражданами.

Автотранспорт

Одна из самых популярных – идея включить сумму сбора в стоимость топлива. Казалось бы, предложение справедливое. Ездишь больше – плати больше. Однако Андрей Рыбак видит ситуацию так: «Этот вариант, с одной стороны, очевидный, с другой – имеет минусы. Мы подсчитали, что в таком случае стоимость топлива из-за дорожного сбора увеличится примерно на 10 процентов. При этом «Белнефтехим» также имеет планы по повышению цены. В результате бензин у нас будет дороже, чем, к примеру, в России, к тому же страна станет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков». Еще один вариант – включить стоимость сбора в страховку. Но здесь мнение экспертов однозначное: водители перестанут покупать страховки. Так же как это произошло с прохождением техосмотра.

Еще один вариант – превратить госпошлину в налог. Однако тогда, по мнению Андрея Рыбака, квитанции придут и тем, чьи авто не используются и давно гниют в гаражах. Несправедливо.

В долгих обсуждениях депутаты пришли к решению, которое выглядит достаточно революционно. «Мы предлагаем объявить уплату сбора по заявительному принципу. Не государство выявляет водителя и принуждает: заплати. А гражданин сам принимает решение: завтра я поеду на дорогу, поэтому нужно заплатить», – говорит депутат. Как это будет работать? «Мы не станем ни к чему привязывать сбор и не будем его администрировать», – предлагает Андрей Рыбак. Водитель оплачивает взнос на расчетный счет в банке. Автоматически номер его машины попадает в базу авто, которым проезд по дорогам разрешен. Фиксировать машины, выезжающие без оплаты, будут камеры фотовидеофиксации. А.Рыбак уверен, что их можно без особых технических сложностей настроить на беспрерывное наблюдение. С каждым годом камер появляется все больше. Значит, водителям будет сложнее избежать их. Так как сбор отвяжут от прохождения техосмотра, оплачивать его можно будет не сразу на год-два, а по частям: раз в месяц или реже, при необходимости.

Но этот вариант пока остается идеей. А что думает на этот счет автомобильная общественность? Отчасти ее мнение выражает Белорусское общество автомотолюбителей. Его председатель Владимир Борбат пояснил корреспонденту «СБ»:

– Многие владельцы автомобилей считают, что более справедливо было бы привязать плату за право пользования дорогами к количеству пройденных километров. Введение оплаты дорог в стоимость моторного топлива представляется более объективным, многие согласны на подорожание бензина при отмене госпошлины. По некоторым прикидкам, при пробеге около 7 тысяч километров в год то на то и получится. Это лучше, чем введение отдельного дорожного налога с последующим контролем оплаты с помощью фотофиксации. Ведь на технику потребуются немалые средства, и взять их неоткуда, кроме как у автовладельцев.

Председатель БОАМЛ сообщил и о вовсе парадоксальной ситуации с оплатой дорожной пошлины на учебные автомобили. Если им больше 5 лет, то проходить техосмотр необходимо дважды в год. С этим понятно, безопасность превыше всего. Однако почему каждый раз приходится вновь оплачивать в полном размере госпошлину на право за допуск к участию в дорожном движении, недоумевает Владимир Борбат.

Уже отмечалось: чтобы избежать уплаты дорожной пошлины, иные автовладельцы игнорируют техосмотр. Это их чадящие, гремящие и проржавевшие до дыр машины встречаются на дорогах. По данным УГАИ МВД, за 10 месяцев нынешнего года выявлено 168.648 случаев несвоевременного прохождения техосмотра. За тот же период прошлого года таких фактов было 143.178. Одна из причин – штраф за нарушение всего 1-3 базовые величины, а то и предупреждение. Это в разы меньше, чем дорожный сбор и стоимость самого техосмотра. Нужно отдать должное принципиальности инспекторов ГАИ, не закрывающих глаза на мелкие нарушения. Отчасти благодаря этому игнорирование техосмотра пока не обернулось валом ДТП из-за плохого технического состояния транспортных средств. Но снимет ли проблему отвязка техосмотра от платы за право пользоваться автодорогой?

Подобные коллизии сейчас тщательно анализируются в правительственных инстанциях. К обсуждению проблемы обещают привлечь и общественность. Но пока говорить о конкретных вариантах платы за дороги преждевременно. Ожидается, что новый порядок не будет введен в действие ранее 2019 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По данным Министерства транспорта и коммуникаций, за январь-сентябрь 2017 года в счет средств, полученных за право на допуск к участию в дорожном движении, израсходовано:

  • на строительство и реконструкцию автодорог – 39.059 тыс. рублей;
  • на капитальный ремонт автодорог – 25.236 тыс. рублей.

А КАК У НИХ

В Сингапуре плата за проезд по автодорогам благодаря техническим средствам взимается практически за каждый километр пробега, примерно так же, как мы платим за электричество или за воду. Аналогичные эксперименты проводятся в США и ряде стран Европы, на очереди – Москва. Наряду с этим развивается сеть платных скоростных магистралей в городах и между ними.

Источник: СБ Беларусь Сегодня
Автор: Владимир Бибиков
Светлана Исаенок