Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

Пружанский мастер создал коллекцию из 30 тысяч резных человечков

2 23  Мая 2010 г.  в 13:02, показов: 3868 : Виртуальная экскурсия

Василий МАТВЕЕВ, Рэспубліка

Самобытный мастер из Беловежья создал свой мир, который живет по законам Божьим и человеческим. 

Одиночество – удел сильных натур. И это о нем, Николае Васильевиче Тарасюке, 78-летнем чудаке-старике из затерявшейся в беловежских лесах деревни. Охотник, рыбак, крестьянин в десятом поколении, философ и редкого дара мастер, он не собирается уезжать из обезлюдевшего хутора "до гробовой доски". Горбачев подарил ему черную "Волгу". Глава Пружанского района помог с новой квартирой в райцентре… Но не в этом смысл жизни престарелого отшельника. На кого ж он оставит свой 30-тысячный деревянный народ и чудо-музей? Пока, увы, не на кого.

Стойлы – деревня одного человека. Дорога здесь давно заросла травой. На подворьях – тишина, густо перемешанная с комарами. Лишь в одном доме теплится жизнь. Это усадьба Солопы, как называет ее сам хозяин Николай Тарасюк. У калитки – гнездо аистов. Над забором, как армейская хоругвь, возвышаются лопата, грабли, метла и коса – здесь живет труженик. И тонкий художник: только вплотную подойдя к гнезду, я увидел, что буслы искусно вырезаны из дерева.

— Птушкi жывуць там, дзе жывуць людзi, там, дзе грукае калодзежны ланцуг, дзе жнуць сярпамi жыта. Не стала тутака мужычка – i буслы адляцелi. А як жа мне без iх? Узяў ды зрабiў сабе, о! – щурит глаза дед Микола. – Усе свае 78 год я тут. Мацi нарадзiла мяне ў полi на жнiве, вунь там, за садам. Тут жылi мой дзед i мой бацька. Тутака нарадзiлiся трое маiх дзяцей, тут пахаваў сваю жоначку. Куды ж я, стары небарака, падамся? Да гэтых мясцiн прыкiпеў душою i сэрцам.

Судьба хранила его и будто говорила: живи, у тебя в этом мире особая миссия. В войну всю их деревню каратели выстроили у ямы, зарядили пулемет. Но не расстреляли: вмешался случай. В 1945-м он пошел во второй класс и окончил четырехлетку. В 11 лет уже пахал и бороновал сам, но надорвался, заболел и слег. От уколов пропало зрение, 16 лет он молил Бога о выздоровлении и плакал ночами. Дома, лежа на печи с закрытыми глазами, один за другим вспоминал яркие эпизоды детства. Будни. Праздники. Горести и радости. Этот мир был более реальным, живым. Здесь его не называли "нягоднiкам" и "лайдаком".

— Саветы аднялi ўсё, што складала сэнс жыцця мужычка. Веру, зямлю, жывёлу, прылады… Раскулачылi маво бацьку. Пасразалi крыжы з цэркваў. У калгасе я працаваў пастушком за нейкiя палачкi, а ў канцы месяца на рукi атрымлiваў усяго 3 рублi, о! Год за годам родная вёска з яе традыцыямi i гонарам мянялася на вачах. Голас унутры мяне казаў: "Ты павiнны вынесцi ўсё гэта на сцэну, не дай гэтаму загiнуць", — вспоминает дедушка Тарасюк. – З таго часу я раблю свой драўляны люд. Размаўляю з iм, не даю яму ленавацца, сумаваць i пiць. За столькi год я парадзiў 30 000 мужычкоў, дзетак, кабет, папоў... Многiя з iх зараз жывуць у розных музеях Беларусi i Польшчы. Для астатнiх пабудаваў у сядзiбе асобны дамок — "Успамiны Бацькаўшчыны" завецца.

Это миниатюрный музей, крохотный беловежский Лувр, чью экспозицию можно емко назвать энциклопедией крестьянского быта. Он густо населен простым сельским людом, который в нехитрых сценках или панорамных полотнах воспроизводит весь круговорот деревенской жизни. Рождение, крестины, работа в поле и по хозяйству, строительство дома, свадьба, венчание, похороны, церковь, домашняя скотина, сельские нравы, старики и молодежь… — десятки и сотни выполненных из дерева, лозы, коры и соломы работ. Полнокровная жизнь послереволюционной деревни, за стывшая в наглядных и простых образах. На стенах тут и там – плетеные лапти и десяток соломенных шляп, в которых так любит встречать гостей хозяин усадьбы.

— Ноччу да мяне прыходзяць успамiны. Я бачу во, як вас, сваiх аднавяскоўцаў, родзiчаў, размаўляю з iмi, яны жаляцца мне. Зранку ў галаве ўжо гатова новая калекцыя мужычкоў. Бяру чурбанчыкi, адмысловы тапорык, нож, простыя фарбы i прымаюся за працу. Два-тры тыднi — i сцэнка гатова. А вось ужо над буйным сюжэтам можна i некалькi месяцаў прасядзець, – объясняет суть своего творческого метода мастер. – Жонка-нябожчыца казала, што я зусiм дурны: у цацкi гуляюся. Аднавяскоўцы шуткавалi, што такое непатрэбства нельга нават у печ пакласцi. Але калi маiх мужычкоў пабачылi госцi з Miнска, дык за кожнае такое "непатрэбства" заплацiлi па 650 савецкiх рублёў,о!

Каждая работа деда Миколы – это короткометражный немой фильм, к которому обязательно прилагается текст. Без него сюжет не полон. Мудрые фразы венчают очередной шедевр, заставляют фигурки разговаривать со зрителем, открывают ему скрытый смысл и особую философию крестьянина. Только после этого можно понять, отчего радуется и почему плачет душа беловежского отшельника. "Мельница". "Папрадуха". "Вяселле". "Жнiво". "Пайшоў бы я ў белы свет, але свет мяне не прыме, бо я ўжо стары", — сокрушается деревянный дедушка с седой бородой и клюкой. "Як цяжка прыйшлося мужычку, калi яго раскулачылi", "Запусцiлi зямлю бур’янамi" — говорят о трагических событиях 1930-х годов очередные сценки. "Беззащитный мужичок весь век слугою", "Большая грамота погубила трудовое человечество", "Живой в землю не полезешь", "Анi ложкi, анi мiскi, толькi вicяць дзве калыскi", "Чиновник пузо наливает, а мужичок горба наживает" — это о тяжелой крестьянской доле, которую полной ложкой хлебнул в детстве сам Николай Васильевич.

В наивном деревянном мире Тарасюка есть место не только самозабвенному труду на земле, быту и любованию природой. Здесь обсуждаются самые острые проблемы последних десятилетий. Двое политиков сидят за столом, на котором стоит ядерная бомба: "Сделали бомбу, но кого они собираются убивать: всех подряд или по выбору?" — задается вопросом пытливый крестьянский ум. Три VIP-персоны в Беловежье с рюмками и бочками самогона на заднем плане. Название: "Трое в Беловежской пуще. 1991 год". И огромное количество работ, на которых изображены чиновники и политики разных рангов: они спят на заседаниях, не слушают президента, обманывают мужичка и никак не могут понять его простых просьб. "Узяў бы, здаецца, "тулку" i cтрэлiў у тэлевiзар. Але ж хто новы прывязець?" — грустно улыбается мастер.

Неизносимый деревянный народ, как называет дед Микола своих подданных, живет по законам Божьим и человеческим. И каждый здесь получает по заслугам. Неотвратимо. Тот, кто ломал кресты в 1930-х, изображен с рогами и копытами. Пьяница лежит в гробу, уставленном зелеными бутылками. Убийцы, насильники и самогонщики стоят на эшафоте. Их ждет расстрел.

— Гарбачoў даў мне ў 1987 г. залаты медаль лаўрэата Усесаюзнага фестывалю народнай творчасцi i "Волгу", о! Машыну тую я, дарэчы, так i не забраў – нашто яна мне ў лесе? Прэзiдэнт Лукашэнка ўручыў аднаму з першых прэмiю "За духоўнае адраджэнне". Вось i дыплом аб гэтым маю. Райвыканкам даў кватэру ў Пружанах, але ж я ўсё роўна тут. Чаму? Якi ж я народны майстар, калi жыву ў горадзе, у чужой стыхii? Тутака я свой. Сюды да мяне прыязджае моладзь, унукi, людзi з усяго свету: дзiвяцца на музей, на гаспадарку, на жыццё простага мужычка, якi закаханы ў сваю зямельку. Я веру: гэтак болей шансаў, што з iх, маладых, вырастуць сапраўдныя працавiтыя людзi, удумлiвыя гаспадары, — мечтательно смотрит на цветущий сад Николай Васильевич.

В свои 78 дед Микола – неисправимый крестьянин, собственник в самом лучшем смысле этого слова. В его пущанском хозяйстве – конь, двое свиней, утки, гуси, 2 кошки, 3 собаки, 8 ульев, гектар огорода и… черепаха Гультай. Внуки наигрались и привезли. Так и живет она в дедовых Солопах вот уже 15 лет. Вдали от цивилизации и людей. Хотя нет, люди здесь все-таки есть. Раз в месяц появляется почтальон – с пенсией и свежим хлебом. Заезжает автолавка, но сам Тарасюк больше ждет Надежду Степановну Щербо – бабушку из заречной деревни, которая присматривает за ним последние годы и приносит еду. Они поют старинные песни и танцуют, а еще сидят вечерами на лавке возле дома: он режет мужичков, она отмахивается веточкой от комаров.

— Во гэта мая новая сцэнка, сумная. Вёсачка, у якой ужо няма мужычка: засталiся на падвор’ях косы, бораны, плугi, вазы, а мужычка няма, о! Дзецi ў горадзе, старыя памерлi цi дажываюць век у бетонных кватэрах на верхнiх паверхах. А стары дзед стаiць на дарозе i думае: "Як жа будуць жыць мае дзецi, унукi i праўнукi?"

…Дед Микола не ответил только на один вопрос: как выглядит крестьянский рай? Но я догадался сам. Небольшая деревушка в лесу, маленький дом у дороги, забор, колодец, аисты и ровный клин земли, в котором – вся сила, все счастье и весь смысл жизни "небаракi"-мужичка.

  • Комментарии на сайте
  • Нашли ошибку? Crtl+Enter
  • Отправить свою новость

Комментарии доступны только для
зарегистрированных пользователей сайта

Александр_гость 2011-01-26 15:59
Не довелось раньше много слышать о Николае Тарасюке.
Сначала натолкнулся на видео о нем, а потом прочитал и вашу статью.
Удивили в ней цитаты на языке Купалы и Коласа - в статье написанной по-русски.
А язык, мова - это мать, так что послушайте еще раз, как и что говорит сам Тарасюк:
http://www.youtube.com/watch?v=kktKvt0WikA&feature=related
Или стыдно было дословно процитировать деда? Брест ведь не Минск, и Стойлы - не Вязынка.
А вот ему не стыдно ни говорить, ни творить.
***
Молилася баба, просила в Бога,
Коб був день і було шо їсти,
Коб була чиста дїтьом дорога,
Коб внуки приносили добри вїсти
Коб люде людей нигде ни вбивали,
Коб жити було оно працею гоже,
Коб мову свою завши ми шановали...
Чи чути молитву було Тобї, Боже?
-1

rider 2010-05-25 13:34
Прадуктыўнай для аналізу падаецца ў гэтым выпадку тэорыя, паводле якой менавіта сялянства спарадзіла тры разнавіднасці фашызму ў супрацьлегласьць да дэмакратычнага сьвету. Неабходная маргіналія: у Заходняй Еўропе пасьпяхова пераадолелі прорву паміж горадам і вёскай...
-1


Страницы: [1]

Настройки Нашли ошибку в тексте?Если вы нашли ошибку в тексте, просто выделяйте её, и нажмите CTRL+Enter.

Доступны только для зарегистрированных пользователей. К примеру, можно отключить практически всю рекламу на сайте.
Система Orphus

Если вы располагаете информацией, которая касается города Бреста, вы можете отправить ее нам для публикации. Это может быть любое интересное событие, происшествие и т.д. К сообщению (текст) вы можете прикрепить несколько фотографий. Если укажите свой e-mail, у нас будет возможность связаться с вами, и задать вам несколько вопросов. Телефон нужен для более оперативной связи. Любое из полей может быть незаполнено.

Попробуйте прямо сейчас! - открыть загрузчик (в новом окне). Спасибо вам!