Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Исчезнут ли гаражи в брестских дворах? Когда и куда?

5  Октября 2017 г.  в 09:17 : Недвижимость

Когда-то гаражи были почти в каждом дворе в центре Бреста. Сейчас они постепенно исчезают. Как появились и куда уходят?

Исчезнут ли гаражи в брестских дворах? Когда и куда?

Детство в Бресте запомнилось игрой в футбол, в углу пыльного двора стояли дощатые гаражи и один железный. Когда мяч гулко ударялся в ворота одного из них, приходил хромой дяденька и ругался. Теперь этих гаражей нет, ни дощатых, ни железного. С реконструкцией двора они исчезли, и появилась ровная удобная площадка с разметкой для автомобилей, один из участков помечен: для инвалидов.

Исчезнут ли гаражи в брестских дворах? Когда и куда?

Такова тенденция для всех дворов Бреста. И если до какого-то двора перемены не дошли, это вопрос времени. А пока во дворах стоят сиротливо одиночные конструкции из стали или кирпича. Подъезд к ним зарос травой – видно, что колёса машин давно там не были.

Когда они появились

Конечно, это относится к тому времени, когда в Бресте только начиналась автомобилизация. Редко у кого были автомобили, поэтому гараж во дворе никому не мешал, более того, он был неким символом прогресса.

Исчезнут ли гаражи в брестских дворах? Когда и куда?

Представьте себе 60–70-е годы. Были живы многие ветераны войны, немало из них вернулись инвалидами. А государство, постепенно восстанавливаясь и набирая силы, нашло возможность обеспечивать инвалидов войны легковыми автомобилями. Трицикл «Киевлянин» мало кто помнит. Мотоколяска же С3А многим запомнилась по кинокомедии «Операция «Ы». В фильме Гайдая на ней был желтый мотоциклетный номер – она даже автомобилем не считалась. Такие бесплатно распространялись через органы соцобеспечения, выдавались на определенное время, после инвалид был обязан сдать её и получить новую. В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. В 80-е инвалиды Великой Отечественной имели право получать запорожцы с ручным управлением, но без права продажи. Бывало, ветераны сами за руль не садились и отдавали льготные автомобили родственникам. В общем, таким мотоколяскам с открытым верхом и хрупким корпусом нужны были гаражи.

Сколько их сейчас

Итак, происхождение гаражей может быть разным. Какие-то в давние времена строились брестчанами, или переделывались под них старые хозпостройки во дворах – их когда-то в центре было немало. Другая тема – это временные гаражи, которые разрешалось устанавливать инвалидам.

Исчезнут ли гаражи в брестских дворах? Когда и куда?

Вот какие сведения дало газете Брестское агентство по госрегистрации и земельному кадастру: «На территории Бреста зарегистрировано 107 внутридомовых гаражей. Обращаем внимание, что регистрации подлежат только капитальные гаражи, временные и некапитальные строения регистрации не подлежат. Все гаражи зарегистрированы до 8 мая 2003 года, то есть до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 22 июня 2002 года №133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Наверняка со времён их установки у многих гаражей менялись владельцы, но собственность есть собственность: пока она не вступает в противоречие с планами градостроительства, гаражи продолжают находиться во дворах, даже если их вид удручает.

Исчезнут ли гаражи в брестских дворах? Когда и куда?

Вот позиция главного архитектора Бреста Николая Власюка: «Гаражи во дворах типа «ракушек» и прочих отдельно стоящих ветхих сараев морально устарели. Не только их внешний вид не соответствует современным представлениям и требованиям к дворовым территориям – они занимают места, которые можно было бы использовать для детских площадок, озеленения, плоскостных или велопарковок. Позиция городских властей: гаражи должны исчезнуть из городских дворов».

Права инвалидов

У инвалидов есть особые права. Они гарантированы как законом о социальной защите инвалидов, так и Кодексом о земле. Процитируем статью 41-ю:
«Земельные участки для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории могут предоставляться во временное пользование …городскими… исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией собственникам транспортных средств – гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах и являющимся: инвалидами I и II группы; инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата; инвалидами Великой Отечественной войны…» Там перечислены и другие категории, но принципиально то, что они даются «во временное пользование».

Как пояснила специалист управления архитектуры и градостроительства горисполкома Татьяна Евтодьева, «во всех случаях выделения участков, решение принимают индивидуально, и оно связано с наличием у конкретного человека инвалидности».

Парковка во дворе

Есть и другой вариант, когда гараж во дворе не нужен, мест для парковки хватает, но для надёжности место для инвалида надо закрепить. Это характерно для тесных дворов. В новых кварталах мест, как правило, хватает.

Социальные права инвалида в соответствии с действующим законодательством обеспечивает установление дорожного знака 5.15 «Место стоянки» вместе с табличкой 7.17 «Инвалиды». Образец – на стоянке за «Дидас Персией», где обозначено целых пять мест. На таких местах разрешена стоянка транспортным средствам с опознавательным знаком «Инвалид».

А что, если их занимают? В этом случае водитель может быть привлечен к административной ответственности, получить предупреждение или штраф до двух базовых величин.

К сожалению, места для инвалидов занимают. Скорее всего, из расчёта: а не подъехал инвалид, глядишь, успею. Что на это сказать? Не делайте так.

Ворота заросли травой

Однако как быть, если место для гаража выделено инвалиду, он установил некую конструкцию, но используется она не по назначению или не им? Бывают и внутридворовые конфликты. Вспоминаются споры о гараже, который находился во дворе на бульваре Космонавтов, 64. С точки зрения жильцов, гараж, установленный инвалидом, помешает благоустройству двора. Прошли годы. Реконструкцию двора осуществили, и гараж по-прежнему стоит, даже как-то вписался, ограждая от ветра рядом стоящую скамейку. А пройдёмся по другим дворам…

Вот что показала прогулка по дворам в глубине кварталов в центре Бреста. Гаражей не много. Но хватает таких, подъезд к которым зарос травой, либо на воротах и замке поблескивает осенняя паутинка. Что за воротами? Ржавеющая машина со скелетом внутри? (Шутка.) Бочка бензина или масла… в ожидании пожара? (Такая же мрачная шутка.) Под замком одного из гаражей наклеена истлевшая бумажка: «Куплю ваш гараж». Купили? Или никто не позвонил? Непонятно. Что ещё примечательно: нигде не указано, чья это собственность. У нас каждый дом имеет свой паспорт, пронумерованы автобусные остановки и железнодорожные станции. А гаражи во дворах – анонимны. В гаражных кооперативах есть ясность – там и председатель есть, и все ворота пронумерованы. А почему во дворах не так?

Конечно, когда-нибудь как примета времени внутридворовые гаражи исчезнут. Но, поскольку сейчас это чья-то собственность, так просто они не пропадут. Однако пройти стадию определения принадлежности и соблюдения правил санитарной и пожарной безопасности безусловно должны.

Источник: Брестский Вестник
Автор: Валерий Цапков
фото - Ю.Макарчук