Николай родился в агрогородке Медно Брестского района. Здесь же он закончил среднюю школу, сюда же вернулся после университета. Работать он стал в родной школе бок о бок с теми, кто когда-то учил его.
Дети запоминают увиденное, а не прочитанное
После урока обществоведения у десятого класса один из учеников проводит Николая Васильевича под руку в учительскую. Там нас перехватывает завуч и приглашает в свой кабинет. После интервью за учителем снова зайдут — одиннадцатиклассник заберет его на следующий урок.
"Всегда дети подходят забирают меня. Так быстрее добираться", — объясняет Николай, при этом оговариваясь, что по всему школьному зданию он и сам прекрасно ориентируется.
Оценки тоже выставляют ученики, а журнал помогают заполнять коллеги. В остальном Николай полностью автономен.
Отсутствие зрения не мешает ему давать детям те знания, которые требует министерская программа. И даже больше. Программу дополняют презентации, видеоролики и интерактивные карты.
"Я беру проектор, запускаю на компьютере и показываю. Стараюсь использовать максимально наглядный материал, потому что без наглядности предмет сухой сам по себе. Дети чаще всего визуалы, они запоминают то, что увидено, а не то, что прочитано. И юмор — максимальное количество юмора на уроке. Потому что если скучный урок — это совершенно неинтересно. При этом, юмор максимально приближен к теме. Всегда иду в класс с улыбкой. Дети чувствуют, как к ним относятся", — делится собеседник Sputnik.
На первый взгляд кажется, что основная сложность незрячего человека, а тем более учителя, заключается в том, чтобы представить и объяснить детям то, чего сам не видишь. Но, по словам учителя меднянской школы, необязательно видеть то, что хочешь показать.
"Если видеоматериал, то я ищу его на YouTube. Прослушал, что там делается, — подходит. Если есть презентация — скачал, коллегам показал, что на ней. Они рассказали, и я уже решаю, подходит или нет. Портреты личностей, если в учебнике нет, скачал, показал детям", — рассказывает Николай.
Как поделился преподаватель, в помощь незрячим сегодня есть множество различных программ для озвучки литературы, сайтов с уже озвученной литературой. Информации для подготовки к урокам предостаточно. Так же и с любой другой интересующей темой, которых у Николая бесконечное множество — "Окей, Google в помощь". А без новой информации педагог жизни не представляет.
"Мне не давали возможности впасть в депрессию"
Зрение Николай потерял в 1998-м году. Ему тогда было 15 лет, он заканчивал девятый класс. В Медно была только базовая школа, поэтому в 10-11 классы его одноклассникам приходилось ездить в соседнюю деревню. А Николай продолжил обучение самостоятельно дома. Через два года в агрогородке открылась средняя школа, и его приняли сразу в выпускной класс.
"К нам пришел молодой тогда директор Дмитрий Валерьевич Расторгуев. Я попросил сестру, чтобы она спросила его, можно ли мне в следующем году пойти в школу и закончить среднее образование. Она приходит домой и говорит, что Дмитрий Валерьевич сказал, зачем тянуть, если можно сдать экстерном экзамен за десятый класс и доучиться в одиннадцатом", — вспоминает Николай.
Мужчина предполагает, что потеря зрения произошла частично из-за травмы позвоночника и "шухерной жизни" — много падал.
"Толком неизвестно почему. Получился комплекс — отслойка сетчатки, катаракта. Морально по этому поводу были какие-то загоны. Но с другой стороны, мне не давали возможности впасть в депрессию. Потому что нас у мамы пятеро — я второй. Она одна, ей надо было поднимать детей. Как раз где-то в этот период погиб отец. А в деревне все-таки работы всегда уйма. Я оставался дома, меня потихоньку озадачивали. В это время у меня сестра училась, и мы с ней готовились к занятиям. Особо скучать мне не давали", — вспоминает он.
В то же время Николай и сам не любит сидеть сложа руки. До проблем со здоровьем он прочитал все книги в сельской библиотеке, а потом стал ездить в Брест в специальную библиотеку для незрячих.
"Мне библиотекарь Надежда Демьяновна говорила: "Николай, свободен! Мне нечего тебе предложить. Ты уже все прочитал!". То есть чтение у меня было везде. Спрячешься где-нибудь в лесу, залезешь на дерево, спрячешься на чердак или под одеяло с фонариком, и читаешь. Читал я в больших количествах, как и сейчас в принципе", — рассказал Апанович.
На учебу уходил в 8 утра и возвращался домой в 10 вечера
После окончания школы Николай поступил в Брестский государственный университет имени Пушкина на исторический факультет и переехал в общежитие. К экзаменам стал готовиться заранее. Помогло и то, что школу он закончил с высшим баллом — 5.0. Медкомиссия допустила к поступлению, и Николай стал учиться на преподавателя истории-религиоведа.
Университетские лекции будущий педагог записывал на диктофон. Записи использовал при подготовке к сессии.
После третьего курса студент решил получить еще одно образование и поступил в филиал БГУ на специальность "Внедрение информационных технологий на предприятии, экономист-юрист".
"Было трудно, но в то же время очень весело. Нагрузка была очень сильная. Еще тогда записался на курсы по компьютерам. Уходил в 8 утра и приходил в 10 вечера. Постоянная учеба. Последний год нагрузка была жесткая", — вспоминает Николай.
Пришлось одновременно сдавать госы по двум специальностям — 6 экзаменов подряд.
"Если бы Таня (будущая супруга — Sputnik) не уговорила сдать последний экзамен, я, наверное, не сдал бы. Чисто физически уже не мог", — признается Апанович.
Совмещение гуманитарной специальности с математической учитель объясняет своей тягой к технологиям. Получив второе высшее, он стал разбираться в бухгалтерии, налогах, изучил программы для поиска правовой информации.
"Люблю возиться с техникой. Мне это довольно интересно. Если народ просит перепрошить какой-то телефон, восстановить или что-то в этом роде, то спокойно могу это делать. Могу переустановить Windows, если кому-то помощь нужна", — признается он.
"Хорошо, что никаких специализированных условий не было"
Николай выпустился 11 лет назад, но годы студенчества из головы не выходят до сих пор.
"На недельки две вернулся бы в молодость. Замечательные годы были. Жизнь в общежитии… Хорошо, что никаких специализированных условий не было. Все на общих основаниях. Спокойно мог сам в душ сходить в подвал. Дотопаешь куда надо. Конечно, если на дороге холодильник не выставили или еще что-нибудь. Один раз разнес головой дверь стеклянную. Все примерно знали мои зоны ходьбы и уже не ставили ничего", — рассказывает он.