Во второе воскресенье июля в Беларуси отмечают День работников налоговых органов. Государственная налоговая служба в стране создана в 1990 году, а в 2001-м – Министерство по налогам и сборам.
Какова роль работников налоговых органов в государстве? На что направлены приоритеты этой службы? На эти и другие вопросы ответил начальник инспекции МНС по Московскому району Бреста Игорь Ласкович.
– Игорь Александрович, налоговая служба Беларуси уже более четверти века пишет свою историю. Чего удалось достичь за сравнительно непродолжительный период?
– Налоговые органы – динамично развивающаяся структура. Весь этот по историческим меркам недолгий период налоговая служба искала и внедряла формы и методы деятельности, которые соответствуют целям белорусского общества. Роль ее в развитии экономики, движении к стабильности и благополучию трудно переоценить. Она проделала значительную работу по формированию в обществе цивилизованного отношения к налогам, повышению уровня налоговой культуры, внедрению эффективных форм взаимодействия с плательщиками и улучшению делового климата в стране.
Налоговая система постоянно совершенствуется: упрощается порядок исчисления и уплаты налогов, сборов, учёта.
– Словом, приоритеты направлены на создание качественно новой, удобной системы обслуживания?
– Да. Одно из основных направлений нашего развития – расширение и качество электронных сервисов, которые позволяют без визита в налоговую взаимодействовать с ней. Так, недавно усовершенствовали функционал «Личный кабинет плательщика налогов».
В основном плательщики–физические лица не имеют ключа электронной цифровой подписи, и для них дополнительно возможен вход в «Личный кабинет физического лица». Достаточно на сайте МНС в разделе «Электронные сервисы» заполнить заявку на получение логина и пароля для работы в «Личном кабинете» и обратиться за получением учётной записи и пароля в любую инспекцию МНС.
– Какими услугами могут воспользоваться электронные пользователи?
– Пользователи сервиса «Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», доступного на сайте Министерства по налогам и сборам: nalog.gov.by и портале МНС: portal.nalog.gov.by, могут получить выписку из лицевых счетов за любой период, справку о расчётах с бюджетом, сведения о недоимке, переплатах и пене. Также можно дистанционно записаться на приём к руководству инспекций МНС, подать заявление на проведение административных процедур, заявку на получение документов и просмотреть инициативные сообщения.
– В последние несколько лет налоговые органы перестраивают работу по ведению контроля.
– Одним из популярных механизмов контроля стали электронные счета-фактуры. Смещается акцент с выездных проверок на камеральные, то есть, по месту налогового органа. Автоматизированные системы контроля позволяют в режиме реального времени сопоставлять информацию, которую представляют плательщики, с поступающей из других источников. Так можно оперативно выявлять сокрытие доходов и намеренные ошибки.
– Бесконтактные методы совершенно новые, наверное, встречаются некоторые нюансы и шероховатости?
– Пока мы не можем обойтись без некоторых, но я уверен, что они отработаются. Скоро все почувствуют неоспоримое удобство такого общения. Программный продукт позволяет удалённо контролировать многие параметры уплаты налогов, не отрывая плательщика от его деятельности. В автоматическом режиме мы делаем ревизию, если находим несоответствия, направляем уведомление, плательщик устраняет недочёты и подаёт уточнённую декларацию. Если он отказывается, начинаем камеральный контроль на основании имеющихся документов. За ним будущее.
В перспективе мы хотим уйти от глобального контроля. Если все плательщики будут работать в этой системе, мы забудем, как выходили на предприятие и подолгу изучали документы. К выездным проверкам будем прибегать только когда есть конкретная информация об уклонении от уплаты налогов. Проверки будут точечные, и касаться непосредственно нарушителей. Наша деятельность смещается на камеральный контроль. Теперь работа будет фокусироваться на предотвращении налоговых нарушений. Да, есть серые схемы, но их небольшой процент. Большая часть нарушений – это бухгалтерские ошибки. Камеральный контроль поможет их избежать.
– Применение электронных документов расширяется. Они становятся основанием для исполнения налоговых обязательств. В чём преимущества электронного формата?
– Это снижение затрат на создание, обработку, защиту, пересылку и хранение документов. Несомненный плюс – оперативность. Такой подход ускорит получение документов, особенно если контрагенты располагаются в разных городах или странах, и экономию времени на обработку информации. Ещё одно преимущество – возможность избежать ошибок, допускаемых при составлении обычных документов. В электронном формате предусмотрен контроль заполнения обязательных реквизитов, арифметическая проверка и другие вспомогательные средства.
– Разумеется, и сегодня встречаются недобросовестные налогоплательщики. Что бы Вы хотели им сказать?
– Мы сами строим мир, в котором живём. И от того, осознаем мы это или нет, уплачиваем налоги или нет, будет зависеть наша дальнейшая жизнь, жизнь наших детей и внуков. Только мы определяем, поднимемся ли в гору или навсегда останемся у подножия непреодолимой вершины. Именно налоги позволяют достойнее жить старшим и распахивают двери будущего перед нашими последователями.
– Думаю, завершением нашей беседы должны стать слова поздравления Вашим коллегам.
– С профессиональным праздником, уважаемые работники налоговых органов! Желаю всем успехов в нашем нелегком, но таком нужном деле. Крепкого здоровья, счастья вам, вашим близким, благополучия, успеха, веры в свои силы и неисчерпаемой энергии в деле служения Отечеству.
Особую благодарность хочется высказать в адрес плательщиков, которые добросовестно исполняют обязательства по уплате налогов в бюджет. Спасибо вам за понимание важности государственной задачи, ведь укрепление экономики страны – наше общее дело!
Автор: Елена РИМОШЕВСКАЯ