На белорусско-польской границе в Бресте образовался транспортный коллапс

20  Июня 2017 г.  в 12:45 : Граница, таможня, пограничники

Международный автодорожный пункт пропуска «Брест», именуемый в обиходе «Варшавский мост», переживает напряженные дни. Чтобы пройти границу, туристам в среднем приходится простоять в заторе по 8 — 10 часов

На белорусско-польской границе в Бресте образовался транспортный коллапс

Очередь, которая когда–то растягивалась вдоль Варшавского шоссе, перенесли на Крепостной проезд — небольшую дорогу, ведущую от трассы к Госпитальному острову Брестской крепости. Отсюда водители и заезжают на накопительную площадку, а дальше отправляются на границу. Тут и кипят основные страсти.

Вчера утром здесь стояло более ста машин. И это не рекорд. В заторе в основном транспорт с брестскими и польскими номерами. Есть немного россиян. Туристы возмущаются, охотно идут на контакт, но фотографироваться и называть фамилии отказываются категорически.

Брестчанка Светлана с тремя подругами ездит к соседям два–три раза в неделю. Как говорят в приграничье — «на закупы». Оказалась тут рано утром и все равно опасается, что в Польшу попадет уже к закрытию магазинов:

— В прошлый раз отстояла 10 часов. Это на все про все: от того момента, как припарковалась на нашей стороне, до того, как выехала на трассу из польского пункта пропуска. Тут, в Крепостном проезде, стояла четыре часа. Удобств, сами видите, никаких. Туалет — в кустиках. Кафе и магазины — в конце очереди на территории придорожного сервиса.

На белорусско-польской границе в Бресте образовался транспортный коллапс

Пункт пропуска «Брест»

Крепостной проезд, где образовался затор, принадлежит городу. Еще в мае городские власти обещали начать работы по его благоустройству со дня на день («Следите за дорогой»; СБ за 11.05.2017 г.). Дорогу немного расширили, поставили заграждение от тех, кто пытался срезать половину очереди, вклиниваясь в нее. А еще коммунальные службы планируют провести освещение, поставить там мусорные баки и биотуалеты. Думаю, выездная торговля тоже могла бы подсуетиться. Те, кто простаивает в ожидании зеленого света по нескольку часов, охотно бы купили мороженое, холодную минералку и пирожки. Особенно если путешествуют с детьми.

Таких, как Светлана, в очереди большинство. Не секрет, что граница кормит многих брестчан. Кто–то едет в Польшу за дешевыми товарами, другие торгуют на сопредельной территории сигаретами и топливом. Очереди стали расти в прошлом году, когда Совмин отменил ограничение на количество выездов за пределы страны на своем авто. До этого с 2011 года белорусы могли выезжать за границу на одной и той же машине не чаще чем раз в восемь дней.

Чтобы упростить порядок пересечения пункта пропуска, Госпогранкомитет инициировал новшество — электронное бронирование очереди. Регистрируешься в интернете, подъезжаешь к означенному времени и без простоя попадаешь на площадку ожидания. Цена вопроса — около 10 долларов.

А чуть позже появилась еще одна новация. Спецпропуск по цене, эквивалентной 1.200 долларам в год. «Сигаретники» покупали пропуска, как правило, на квартал или полгода. Отбивали его стоимость за несколько дней, сдавая на сопредельной стороне товар польским перекупщикам. В сутки можно было успеть сделать сразу несколько чартеров в Польшу и обратно. Сегодня, по словам официального представителя Брестской пограничной группы Сергея Дмитриева, спецпропусков насчитывается свыше 400.

По сути, на границе образовалось две очереди. VIP — для тех, кто платит, и обычная. Изначально для каждой выделили свой канал. Но поскольку «пропускников» стало очень много, то они, по словам Сергея Дмитриева, в порядке приоритета направлялись на линию, вклиниваясь в живую очередь. Официальный представитель Брестской погрангруппы уверяет, что скоро ситуация войдет в колею. С мая Госпогранкомитет приостановил выдачу пропусков на въезд без очереди. Придется подождать, пока не выйдет срок у действующих:

— Челночники не смогут по два–три раза за сутки проезжать границу, тормозя остальной поток. Уже в июле полегчает, ведь к концу этого месяца закончится срок у 11 процентов пропусков. Более 60 процентов их перестанут действовать менее чем через три месяца. К осени на обстановку они уже существенно влиять не будут.

Иными словами, к концу отпусков. А пик туристического сезона будет по–прежнему напряженным. Кстати, выдача спецпропусков приостановлена временно. Означает ли это, что история может повториться, когда страсти поутихнут?

Да и решится ли проблема глобально? Вряд ли туристы с коммерческой жилкой вовсе откажутся от поездок после того, как пропуска утратят силу. Скорее всего, они просто переместятся в обычную очередь, которая меньше от этого не станет. А пока через пункт пропуска «Брест» без утомительного стояния на кордоне проезжают лишь рейсовые автобусы. Их пропускают по согласованному времени без очередей.

Когда я выруливал на Варшавское шоссе, с площадки ожидания раздались массовые затяжные гудки, адресованные, вероятно, работникам пункта пропуска. Похоже, у водителей сдали нервы...

На белорусско-польской границе в Бресте образовался транспортный коллапс

Пункт пропуска «Верхний Теребежов»
 

А как на украинском направлении?

Шопинг–туризм процветает и в белорусско–украинском приграничье, однако здесь ситуация некритична. В воскресенье — в так называемый рыночный день — в международном пункте пропуска «Верхний Теребежов» в Столинском районе в обед я увидел всего одну машину. В межгосударственном Невеле, что под Пинском (там, где проезжать могут только граждане Беларуси и Украины), около трех часов дня и вовсе авто не оказалось. Пограничники оформляли лишь пешеходов.

По словам помощника начальника Пинского погранотряда Михаила Бут–Гусаима, небольшие очереди можно застать, как правило, только ранним утром. Водители успевают за час–два пройти границу, чтобы уже к 9 — 10 утра оказаться в украинских магазинах. Та же картина и в пункте пропуска «Мокраны» в Малоритском районе.

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram