Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

18  Июня 2017 г.  в 21:50 : История города Бреста

Эта небольшая статья повествует о появлении в нашем городе в начале 20-х годов прошлого столетия городской дизельной электростанции… Для брестчан, в очередной раз, будет приоткрыта новая страница истории Бреста, о которой, я думаю, многие просто даже не знали…

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

Вот так выглядело здание городской дизельной электростанции в 20-е годы прошлого столетия в Brzesciu-nad-Bugiem (фото из коллекции брестчанина Александра Пащука)

Для того, чтобы читателю было не утомительно читать мою статью, я выставил музыкальные композиции с клипами. Думаю, они будут по нраву многим…

Американская музыкальная группа The Midnight - песня "Gloria"

Как город Brest-Litowsk стал польским городом Brzesc-Litewski

История Бреста в первой половине XX века претерпела много больших исторических моментов. Это было время великих войн и передела государственных границ. На обломках, некогда великой Российской империи, после Первой Мировой войны (Европейской войны), появились новые государства. Одним из таких новообразованных государств, которое связало наш город более чем на 20 лет была Польская Республика. Ну а теперь обо всем по порядку…

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

Изображена карта Привислинского края (Царство Польское) в составе Российской империи (изображение из интернета)

После Первой Мировой войны на одной из западных земель Российской империи, коим являлась территория Привислинского края (это общее название 10 губерний Царства Польского с 1867 по 1917 годы) 11 ноября 1918 года была провозглашена Польская Республика, также известна как Вторая Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita Polska, II Rzeczpospolita).

Новым польским руководством была принята политика на возрождение Польши в исторических границах Речи Посполитой до 1772 года (начиная с 1772 года, а далее в 1793 и 1795 годах, в трех разделах Речи Посполитой, принимали участие европейские державы, такие как Российская империя, Королевство Пруссии и Австрийская монархия), поэтому взор их был направлен на восток. До прихода в город с немецким названием Brest-Litowsk (как известно, некогда русский город Брестъ-Литовскъ в период Первой Мировой войны в августе 1915 года был захвачен германскими и австро-венгерскими воинскими формированиями) польских воинских частей, руководством польского государства (при содействии Антанты) и оккупационными Германскими вооруженными силами, 5 февраля 1919 года было принято соглашение о пропуске польских воинских подразделений на wschód через занятую германцами территорию.

Оставляемые германскими войсками, восточные земли становились по сути ничейными, поэтому польским руководством было принято решение как можно быстрее оказаться на тех территориях, которые еще были подконтрольны германским воинским частям.

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

На фотографии изображены военнослужащие Польской Республики, стоящие на перроне железнодорожного вокзала "Brzesc-Centralny" (ныне на Московской стороне вокзала), перед отправкой на Волынский фронт в период польско-украинской войны (польск. Wojna polsko-ukrainska, с 01.11.1918 по 17.07.1919 годы). В первом ряду 6-й слева стоит Иосиф Людвигович Шамота (польск. Jozef Szamotaв прошлом генерал-майор Русской императорской армии, служил офицером в 6-м пехотном Либавском Принца Фридриха-Леопольда Прусского полку, который в начале XX века дислоцировался в русской крепости Брестъ-Литовскъ. Участник Первой Мировой войны, награжден Георгиевским оружием). И еще значимой фигурой на этой фотографии значится командующий с июля 1919 года Волынским фронтом Антон Эдуардович Листовский (7-й слева, возле И.Л.Шамоты, в прошлом генерал-майор Русской императорской армии, участник русско-японской и Первой Мировой войн). Фотография выполнена предположительно весной либо летом 1919 года (фото из коллекции брестчанина Александра Пащука).

9 февраля 1919 года город был занят (не захвачен!) польской воинской группой «Полесье» (польск. Grupa Poleska), которую возглавлял дивизионный генерал Вооруженных Сил Польской Республики Антон Эдуардович Листовский (польск. Antoni Listowski, в прошлом генерал-майор Русской императорской армии, годы жизни 1865-1927). С этого момента началась новая история нашего города c названием Brzesc-Litewski, а с 12 февраля 1923 года Brzesc-nad-Bugiem…

Кирпич то был хорош, однако!

Что в то время представлял из себя город занятый поляками?

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

Вот таким был город Brest-Litowsk в апреле 1917 года (фото из интернета)

Как известно, Брестъ-Литовскъ при отступлении Русской императорской армии в августе 1915 года, по приказанию высшего военного руководства, был сожжен казаками. Огнем было уничтожено около 70% построек в городе.

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

Как видно, на этой фотографии разборка домов города Brest-Litowsk на кирпичи велась руками гражданского населения в присутствии германских либо австро-венгерских военнослужащих. Одного мне не понятно, что гражданского населения в городе не было, а разборку разрушенных домов велась ими же? Вероятно, людей откуда-то привозили для данных работ или же я чего-то еще не знаю... Фотография выполнена в апреле 1917 года (фото из интернета).

К этому еще можно добавить методичное разрушение его оккупантами. Город в течении 3,5 лет разбирался на кирпичи. В последствии этот строительный материал вывозился в Германию и в Австро-Венгрию для личных нужд…

Городская дизельная электростанция

После «мирного ухода» с города германских и австро-венгерских воинских формирований, первоочередной задачей нового городского управления Brzesc-Litewski стало наведение порядка, предотвращение распространения инфекционных заболеваний, а также снабжение города продовольствием и топливом. Ко всему прочему, была принята программа электрофикации. Как указано в польских документах, в 1924 году в Brzesciu-nad-Bugiem на участке, близлежащей к железной дороге по ул. Sadowa (в период Российской империи улица называлась Садовая, а с советского времени и до сей поры Орджоникидзе), было построено здание для городской дизельной электростанции (Elektrownia miejska).

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

Представлена реклама строительной фирмы «Przedsiebiorstwo Robot Budowlanych i Kolejowych» в польском журнале "Architektura i Budownictwo" за 1930 год. Именно эта фирма спроектировала и построила в городе Brzesciu-nad-Bugiem здание городской дизельной электростанции (изображение из интернета)

Строительством здания под электростанцию занималась фирма «Przedsiebiorstwo Robot Budowlanych i Kolejowych» («Предприятие строительных и железнодорожных работ») принадлежащая господину M.Lichtenberg.

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

На фотографии выполненной в 20-х годах прошлого столетия, изображен  Моисей Львович Лихтенберг владелец строительной фирмы «Przedsiebiorstwo Robot Budowlanych i Kolejowych» (фото из семейного архива брестчанина М.Б.Каплана)

Данная строительная фирма была основана еще в период Российской империи в 1900 году, ее офис в Brzesciu-nad-Bugiem находился по ул. Dabrowskiego, 12 (ныне это улица Советская). Помимо всего у этой фирмы был телефон с абонентским № 333, что по тем временам была дорогая игрушка, ведь только, только город стал отстраиваться после разрухи и многие не имели такой возможности обзавестись телефонным аппаратом… просто денег не было. После того как было построено здание для электростанции в ней были установлены три дизель-генератора с общей мощностью 920 кВт (ныне в нем размещен участок 105 бригады РМЦ СП ОАО «Брестгазоаппарат») и в 1925 году она была введена в строй.

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

На фотографии 20-х годов прошлого столетия изображено здание городской дизельной электростанции Brzesciu-nad-Bugiem по ул. Sadowa, еще до своего расширения (фотография из польского "Narodowe Archiwum Cyfrowe").

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

На этой фотографии видно заводское здание СП ОАО "Брестгазоаппарат" по ул. Орджоникидзе, в котором когда-то размещалась городская дизельная электростанция (фото из собрания брестчанина Александра Пащука)

Управляющим или директором городской дизельной электростанции был назначен некий Kollman Wladz.

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

На данной фотографии 20-х годов прошлого столетия виден внутренний вид городской дизельной электростанции с обслуживающим персоналом (фотография из польского "Narodowe Archiwum Cyfrowe").

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

На фотографии изображено внутреннее заводское помещение СП ОАО "Брестгазоаппарат" (в наше время), в котором когда-то находились агрегаты для городской дизельной электростанции (фото из собрания брестчанина Алесандра Пащука). 

В начале 1930-х годов здание было расширено для приобретенного четвертого агрегата (сейчас там работают работники 104 бригады РМЦ СП ОАО «Брестгазоаппарат»). Быстрое развитие электрификации города и предместий привело к тому, что городская дизельная электростанция не справлялась со своими мощностями, до 1934 года с трудом покрывала потребности города и окрестностей. В связи с этим магистратом Brzesciu-nad-Bugiem было принято решение построить новую паротурбинную электростанцию. Место для новой электростанции выбрали небольшой участок парка Wolnosci (некогда территория Городского сада). Введена она была в строй в июне 1938 года с общей мощностью 1500 кВт (ныне Брестская ТЭЦ находящаяся по проспекту Машерова, 5).

А какова же была дальнейшая судьба городской дизельной электростанции? Когда была запущена паротурбинная электростанция, к тому моменту дизельная электростанция уже не выполняла свои функции, так как находилась в резерве на консервации. Но если бы по каким-либо причинам паротурбинная электростанция остановилась она была бы запущена на некоторое время…

Рождение истории СП ОАО «Брестгазоаппарата»

Остается для меня загадкой история городской дизельной электростанции в период Великой Отечественной войны, когда наш город находился под оккупацией гитлеровцев. Была ли она задействована в работу послевоенное время, когда паротурбинная электростанция лежала в руинах (она была взорвана фашистами при отступлении в июле 1944 года)? Находились ли на месте четыре дизель-генератора или же они были демонтированы оккупантами и вывезены в Германию? Вот такие у меня вопросы, на которые пока ответа в данный момент нет…

Но история там, где когда-то находилась городская дизельная электростанции не закончилось. После Великой Отечественной войны в помещении, некогда электростанции, располагалась ремонтная база для малых и средних электростанций БССР. В феврале 1951 года на основе ее был создан Брестский ремонтно-механический завод, который с 1959 года стал официально именоваться Брестским заводом газовой аппаратуры, а ныне это СП ОАО «Брестгазоаппарат».

Американская музыкальная группа FM-84 - песня "Running In The Night" 

Мои пожелания

Думаю, что для многих работников СП ОАО «Брестгазоаппарат» и жителей Бреста представленная небольшая историческая справка, об истории нашего города, предстала интересной и познавательной… Наверное, многие не знали, что здание городской дизельной электростанции нынче находится на территории СП ОАО «Брестгазоаппарат». Ведь сколько войн прошло, а оно до сих пор стоит…

Городская дизельная электростанция - часть истории Бреста и СП ОАО «Брестгазоаппарат»

Еще один вид заводского здания СП ОАО "Брестгазоаппарат", в котором когда-то располагалась городская дизельная электростанция. Сколько бы не изменялось политических ситуаций и проходившие через наш город жесточайшие войны, а здание 1924 года стоит до сей поры... (фото из собрания брестчанина Александра Пащука).

Считаю, что данное здание имеет историко-культурную ценность для нашего города и значимо для СП ОАО «Брестгазоаппарат».

Было бы правильным решением установить на здании, в котором когда-то находилась городская дизельная электростанция, информационную доску об истории этого места. Ведь тем самым мы обозначим не только ее историческую судьбу, но и не дадим забыть тех людей, которые построили это здание и работали в нем в разные периоды его жизнедеятельности. А главное в истории брестского завода заключается в том, что именно в этом здании в ноябре 1958 года была выпущена первая партия газовых плит!

Очень бы хотелось, чтобы руководство города и СП ОАО «Брестгазоаппарат» приняли во внимание данную информацию и правильно оценили историческую особенность, связанную с историей Бреста и нашего завода.

Вот приоткрыта еще одна страница истории, связанная с нашим прекрасным и замечательным городом Брестом.

Обращаюсь ко всем, у кого имеется какая-либо информация или фотографии городской дизельной электростанции, прошу связаться со мной по эл. адресу: (brest-bug@mail.ru) или же позвонить по телефону 8 (033) 328-97-34 (МТС). Буду, благодарен и признателен за оказанную помощью.

Спасибо всем, кто прочитал мою статью!

С большим уважением, брестчанин Александр ПАЩУК