Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

25  Апреля 2017 г.  в 08:49 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Где-то за городом черной-черной ночью на черную-черную дорогу в черной-черной одежде выбегает пешеход. Страшно? Еще бы! Ведь это и есть самый настоящий кошмар для водителя. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Доказать свою невиновность в таком ДТП водителю всегда было крайне сложно, а если речь идет об аварии на пешеходном переходе - тем более. Однако сейчас можно с горечью констатировать, что с недавнего времени любое ДТП в пределах нерегулируемого пешеходного перехода будет на совести водителя. Независимо от того, где этот пешеходный переход находится, освещен ли он, как ведет себя пешеход, во что одет и каково его состояние.

И причиной тому - изменения в ПДД, вступившие в силу в 2015 году. 

Слово в законе

Зимой 2015-го, когда некоторые статьи Правил получили новое звучание, все так были заняты зимней резиной и детскими автокреслами, что уточнение в п.116 в виде одного-единственного слова осталось никем не замеченным. Сравним.

Было Стало
116. При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам 116. При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам

Чувствуете разницу? Нет? Не удивительно. Человеку, не испытавшему на себе все перипетии белорусского законодательства, сделать это непросто. А весь фокус - в слове "при необходимости" и особенностях субъективного восприятия водителем дорожной обстановки. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Итак, ранее ПДД требовали от водителя уступать дорогу пешеходам. Цепочка анализа информации и действий водителя строилась так: водитель видит знак "Пешеходный переход" - концентрирует внимание - видит пешехода - снижает скорость или останавливается, пропуская его. Если водитель не видит пешехода, он продолжает движение. Принципиально важный момент в данном случае - присутствие пешехода на пешеходном переходе.

Появившееся в норме уточнение "при необходимости" выстраивает требование к водителю совсем по-другому: он видит знак "Пешеходный переход" - снижает скорость, концентрирует внимание - видит пешехода или не видит его - продолжает снижать скорость, ведь необходимость может возникнуть в любой момент (!) - "ползком" проезжает зону действия знака. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

"Да, именно так, судя по новым требованиям ПДД, следует действовать водителю, чтобы в экстренном случае успеть затормозить вплоть до остановки, - говорит ABW.BY юрист, который принимает непосредственное участие в расследовании и рассмотрении таких дел, но в силу своего положения пожелавший остаться неназванным. - Ведь "необходимость" в виде перебегающего человека, шатающегося пьяного на пешеходном переходе может возникнуть в любой момент. В случае ДТП у водителя спрашивают: избрал ли он скорость, которая бы "позволила при необходимости уступить дорогу пешеходам"? Получается, что нет. А какой она должна быть? Неизвестно. Ведь без проведения следственного эксперимента и назначенной по его результатам автотехнической экспертизы даже специалист в каждом конкретном случае не возьмется утверждать, с какой все-таки безопасной скоростью должен двигаться водитель, проезжая нерегулируемый пешеходный переход. Скажу больше: даже высчитанная заранее по сложной формуле скорость не будет аргументом в том случае, если пешеход вдруг ускорится и произойдет ДТП". 

Виноват в любом случае?

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Напомним, что в свое время ABW.BY на примере занятий в Школе экстремального вождения демонстрировал, что даже при скорости 20 км/ч избежать столкновения с внезапно появившимся предметом, несмотря на то что человек морально готов к неожиданности, практически невозможно. 

Директор школы Сергей Овчинников тогда советовал при движении во дворах максимально снижать скорость. Такую же рекомендацию стоит дать и при пересечении любого нерегулируемого пешеходного перехода в населенных пунктах. 

Но что делать, если речь идет о "зебре" на загородном шоссе, где скоростной режим ограничен знаком "90"? Если уже стемнело, переход не освещен, по трассе идет плотный автомобильный поток? Тоже "давить педаль тормоза в пол", даже если никого не увидел? 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

"Раньше для оценки правильности действий водителя в случае наезда на пешехода в зоне действия знака "Пешеходный переход" проводился следственный эксперимент, где учитывались все факторы: время суток, погодные условия, освещение нерегулируемого пешеходного перехода, технические характеристики транспортного средства, одежда пешехода, наличие у него фликеров, скорость и траектория его движения. Фиксировалось расстояние, на котором водитель мог и должен был увидеть пешехода, рассчитывалось, имел ли водитель техническую возможность избежать ДТП, - дополняет собеседник ABW.BY. - Если выяснялось, что водитель не имел возможности затормозить и тем самым предотвратить ДТП, то уголовное дело прекращалось. Иными словами, следователь решал, прекратить уголовное дело либо передать его в суд. Единой практики, к сожалению, здесь так и не сложилось. И конечно, какая-то конкретика была нужна. Но теперь изменился даже подход к анализу действий водителей. Сейчас следствие оценивает, когда водитель мог и должен был увидеть дорожные знаки "Пешеходный переход". В силу световозвращающих характеристик этих знаков искомое расстояние может составлять от ста метров и больше. Поэтому у водителя нет шансов рассчитывать на благоприятное заключение эксперта: при таком расстоянии он всегда будет располагать возможностью остановиться. Кроме того, все подобные дела в любом случае сейчас направляются в суд. И суд, опираясь на выводы эксперта и ссылаясь на неверно избранную скорость, как того требует упомянутый пункт 116 Правил, признает водителя виновным". 

История с лжефиналом

То, что судебно-правовая государственная машина начала работу по новому принципу, свидетельствует конкретная практика. Вот история Виталия, который октябрьским вечером 2015 года с женой на своем автомобиле Opel Astra ехал из Минска в направлении Гродно. 

"Уже совсем стемнело, никакого освещения на дороге не было, - вспоминает водитель. - Ехал я с обычной скоростью, примерно 90. Недалеко от деревни Падсады Минского района увидел знак "Пешеходный переход". На самом переходе никого не было. Я продолжил движение, но за пешеходным переходом, на расстоянии около 5-6 метров от него, во второй полосе фары осветили мужчину, который перебегал дорогу справа налево по диагонали от остановки в разрыв ограждения. Я применил экстренное торможение, машина пошла юзом, произошел наезд на пешехода. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

На место происшествия я вызвал ГАИ и "скорую", но, к сожалению, человек скончался до прибытия специалистов. Ему было 69 лет. На протяжении следующих двух месяцев меня вызывали на допросы, автомобиль был осмотрен специалистами, неисправностей в нем не нашли. Следователь СК назначил необходимые экспертизы и провел следственный эксперимент. По результатам этих необходимых процедур было установлено, что Правил я не нарушал и что человек находился за пределами пешеходного перехода и был в динамическом положении, то есть двигался. Своими действиями он нарушил пункт 17 ПДД, который гласит, что "пешеход обязан переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, - по наземному пешеходному переходу". 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

В моих действиях не обнаружили состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 317 УК РБ, в связи с тем, что отсутствовала техническая возможность предотвратить наезд. Все мои показания подтвердились экспертным путем. Следователем районного СК было вынесено постановление о прекращении уголовного дела. Исков и претензий от родственников погибшего не поступило".

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовникиСушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Где был пешеход?

Но уже спустя полтора месяца после вынесенного решения дело Виталия снова было взято в разработку, на этот раз управлением Следственного комитета по Минской области. Были проведены новые экспертизы, дело было направлено в суд. В результате водитель был признан виновным. Обвинительный приговор суд вынес на основании двух выводов. 

Первый - это то, что место столкновения находилось в пределах нерегулируемого пешеходного перехода. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Аргумент в пользу этого в глазах суда - наличие зафиксированной в протоколе и схеме осмотра места ДТП, которые подписал водитель, осыпи мелкого стекла и пластика слева от автомобиля на расстоянии 5,5 м от дальней границы пешеходного перехода. Как сказано в заключении экспертов от 1 июля 2016 года, скорость автомобиля в момент пересечения границы "зебры" (когда уже шел процесс экстренного торможения) составляла от 67,2 до 57,6 км/ч. На основании этих скоростей был сделан расчет расстояния, на которое отлетели мелкие частицы с высоты 1,1 м: от 8,8 до 7,6 м. Следовательно, заключил суд, наезд произошел в пределах пешеходного перехода.

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

"Хотя сами эксперты в данном случае отмечали возможность влияния на траекторию перемещения осколков дополнительных факторов - ветра, "экранирования" от кузова автомобиля, - отмечает адвокат Егор Папковский. - 7 декабря 2016 года была проведена еще одна экспертиза, но и в ней не удалось найти четкий ответ о месте совершения ДТП. Эксперты смогли лишь сделать ряд вероятностных расчетов. При оценке разрушившейся части лобового стекла в трех вариантах расчета получилось, что наезд был совершен до пешеходного перехода, в семи вариантах - на пешеходном переходе, в двух вариантах - за пешеходным переходом. При расчете падения осколков с высоты расположения разрушившегося корпуса правого зеркала во всех 24 вариантах расчета - за пешеходным переходом. При расчете с высоты расположения правого зеркала в 17 вариантах - на пешеходном переходе, в семи вариантах - за пешеходным переходом".

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Специалист Владимир Волков, в свою очередь, уверен, что локализация осыпи слева от автомобиля, учитывая, что удар произошел правой его частью, вообще не имеет под собой научного объяснения.

"Примечательно, что на фото с места ДТП осыпь не видно, многие свидетели ее не могут вспомнить, инспекторы ГАИ, прибывшие на место ДТП, со временем поменяли показания. Сначала они утверждали, что видели осыпь справа, а потом сказали, что слева. Я же с самого начала настаивал, что все осколки от лобового стекла во время удара упали в салон", - дополняет водитель. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовникиСушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Волков, ссылаясь на методическую литературу, полагает, что при определении места удара следует опираться на место падения сумки погибшего.

"Мышцы человека расслабляются, незакрепленные предметы падают примерно в месте удара, а тело человека получает энергию и начинает двигаться прямолинейно. Это простая физика", - говорит специалист. В своем заключении он указал, что ДТП произошло за пешеходным переходом. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Правильно ли действовал водитель?

Вторым стал вывод о технической возможности избежать ДТП. Обвинение в данном случае оперировало двумя цифрами. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Первая - установленная в результате следственного эксперимента, проведенного 11 ноября 2015 года, видимость дорожных знаков. Она составила 112,5 м. В выводах экспертизы от 8 июля 2016 года говорится, что с момента обнаружения этих знаков водитель имел техническую возможность остановиться. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Вторая цифра - полученная тогда же, в ноябре 2015-го, конкретная видимость пешехода, которая составила 37,1 м (здесь важно понимать, что во время следственного эксперимента были заданы параметры, к которым на тот момент пришло следствие: пешеход в темной одежде пересекал проезжую часть вне пешеходного перехода). 8 июля 2016 года эксперт засвидетельствовал, что водитель смог бы избежать аварии, если бы его скорость составляла не более 52 км/ч. 

В итоге сложилась такая картина: сначала суд пришел к выводу, что наезд состоялся в пределах пешеходного перехода, а затем счел, что водитель нарушил п.116 ПДД, избрав неправильную скорость движения при проезде нерегулируемого пешеходного перехода. 

"Нестыковка в данной схеме заключается в том, что при оценке действий водителя использовались некорректные данные. Если суд считает доказанным факт ДТП в пределах пешеходного перехода, нужно было проводить новый следственный эксперимент и оценивать видимость человека на "зебре". Отдельно стоило оценить видимость человека на "зебре" и с наличием световозвращающих элементов на его одежде, ведь именно так должен вести себя законопослушный пешеход. Уверен, что и в первом, и во втором случаях это расстояние было бы больше, чем 37,1 метра, не исключено, водитель даже на скорости 90 успел бы затормозить. То есть его нельзя было бы упрекнуть в неправильно избранной скорости", - рассуждает адвокат Егор Папковский. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовникиСушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

"А вот при рассмотрении апелляции судебной коллегией Минского областного суда все было иначе. В своем определении судьи допустили вероятность нахождения пешехода за пределами пешеходного перехода, но все равно сочли логичным требовать от водителя соблюдения пункта 116 ППД", - заключает юрист.

На сегодняшний день водитель пытается оспорить вынесенный судом приговор - 2,5 года в исправительном учреждении открытого типа и лишение права управлять автомобилем на 5 лет. 

Сушите сухари, или Почему с новой редакцией ПДД мы все - потенциальные уголовники

Глядя на проблему обеспечения безопасности движения в зоне нерегулируемых пешеходных переходов, нельзя не отметить, что гармоничной ситуацию можно считать лишь при равенстве прав и обязанностей всех участников в треугольнике "государство - пешеход - водитель". Когда же происходит перекос и пешеходу позволяется проявлять неосторожность и игнорировать требование в темное время суток обеспечить себя фликерами, когда государству можно сослаться на нехватку средств и отказаться не только от оборудования наземных и подземных переходов, но даже от банального освещения хотя бы на оживленных магистралях, в таком треугольнике обязательно один из углов будет тупым. И пока это водитель.

P.S. Все наши собеседники во время подготовки материала признались, что с недавнего времени предпочитают избегать поездок по дорогам страны в темное время суток. Ведь, если что, доказывать свою невиновность придется долго и болезненно.

Источник: www.abw.by
Автор: Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ