Почему водители игнорируют техосмотр: журналист в рейде с ГАИ

13  Декабря 2016 г.  в 14:55 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Казалось бы, каждый водитель должен понимать, что вовремя пройденный технический осмотр автомобиля – гарантия того, что в экстренной ситуации железный конь не подведет. Однако десятки и даже сотни водителей упорно игнорируют техосмотр.

Почему водители игнорируют техосмотр: журналист в рейде с ГАИ

Журналист «Нашего края» выехала на дорогу с представителями ГАИ и попыталась понять логику такого поведения.

Попались в сети

Первое место нашей дислокации – выезд из Барановичей у Несвижского перекрестка. Дорога оживленная, по ней то и дело спешат легковушки и грузовые автомобили. Сотрудники ОГАИ Барановичского РОВД останавливают несколько машин для проверки. Пока с техосмотром у всех всё в порядке.

– Водители часто задаются вопросом, почему именно меня инспектор ГАИ остановил для проверки, ведь я ехал в плотном потоке машин. И действительно, почему именно эта машина, а не другая? На глаз издалека можете определить техническое состояние? – эти вопросы адресую старшему госавтоинспектору ОГАИ Барановичского РОВД Александру Евтюхину.

– На самом деле никакого секрета тут нет и суперзрением инспектор не обладает, – говорит Александр. – При проверке техосмотра первое, на что обращает внимание сотрудник ГАИ, – наличие специальной наклейки о техосмотре на лобовом стекле автомобиля. Если ее нет – высока вероятность того, что водитель решил обойтись без технического осмотра. Поэтому такие машины останавливаем в первую очередь.

– А еще говорят, что «крутые» машины вы не проверяете совсем, – продолжаю задавать вопросы Александру Евтюхину.

– Если говорить в целом, то это не более чем слухи, – парирует собеседник. – Когда же мы говорим о техосмотре, внешний вид машины имеет значение. Если она похожа на корыто на колесах, то возможность пройти техосмотр представляется маловероятной. Поэтому такой автомобиль обязательно проверим.

Тем временем инспектор ГАИ Игорь Гордейко останавливает первого нарушителя. 47-летний Александр Кононенко (водительский стаж около 30 лет) техосмотр не проходил, поэтому сейчас заплатит штраф.

Особое мнение

Пока заполняется протокол, водитель Александр рассказывает об «идейных» причинах уклонения от техосмотра.

– Да потому что машину нужно готовить так, как будто она только что сошла с заводского конвейера, потому что «докапываются» до всяких мелочей: царапина на капоте – и уже не пройдешь техосмотр, – эмоционально говорит водитель. – А та царапина и не заметна даже, да и на безопасность дорожного движения вообще никак не влияет.

– Но неужели вас совсем не заботит ваша безопасность? Вдруг неисправность в тормозной системе, а вы даже не знаете об этом? – интересуюсь у Александра.

– О безопасности, конечно, забочусь и сам проверяю состояние своей машины. А недостатки, которые выявляют на станциях техосмотра, вообще ничего не гарантируют. Вон недавно у моего друга была история: на техосмотре обнаружили небольшую трещину в топливном шланге. Конечно, отправили менять. Друг поменял, приехал назад и прошел техосмотр. Потом выехал на улицу и на полном ходу врезался в дерево. Оказалось, тот самый новый шланг просто лопнул. А с трещиной он без проблем ездил несколько месяцев. Вот вам и безопасность…

Александр Кононенко также заметил, что опытный водитель с большим стажем сможет проехать через весь город даже с неисправными тормозами. И в аварию не попадет: «Он чувствует машину, знает, где ехать потише, где – побыстрее. А молодому «гонщику» никакие тормоза не помогут».

И на старуху бывает проруха

Ведущий инженер УП «Белтехосмотр» Михаил Волынец такие высказывания слышал не раз и считает их несерьезными:

– Это всё простые отговорки, а не веские доводы. Например, про «докапываются» вообще неправда. В Барановичах на всех наших станциях к водителям относятся более чем лояльно. И если внешний дефект действительно не влияет на безопасность движения, никто не станет к нему цепляться. Но уж если весь кузов помят, покрыт ржавчиной, прогнил – не обижайтесь, придется исправлять недостатки.

Инженер по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении Юрий Карпович отмечает, что основные требования к автомобилю – исправное состояние, отсутствие очагов коррозии кузова, наличие аптечки, знака аварийной остановки и исправного огнетушителя.

Ну а рассказ о поездке по городу без тормозов инженер с большим стажем Михаил Волынец считает полной чушью.

– Если на пустой загородной дороге, может, и можно ехать без тормозов, хотя и это крайне опасно, то в городе такая поездка равна попытке самоубийства и даже убийства. Водитель ставит под угрозу и свою жизнь, и жизнь других участников дорожного движения. А полагаться только на большой опыт в такой ситуации глупо. Помните, говорят: и на старуху бывает проруха.

Финансовый вопрос

Тот же самый Александр Кононенко, рассказывающий о причинах игнорирования техосмотра, отметил также высокую стоимость этой услуги. Вернее, не самого техосмотра, а разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

– У меня машина больше двух тонн, нужно заплатить более полутора миллионов неденоминированных рублей, – говорит Александр. – А я на ней выезжаю раз в месяц. Выходит, к стоимости бензина за каждую поездку нужно приплюсовать 150 тысяч (неденоминированных рублей – прим. автора). Это ж золотая поездка получится! Давайте так вообще откажемся от машин, будем все ездить на такси.

Такое объяснение использует большинство водителей, попавших в сети проверяющих в этот день. К примеру, Сергей, водитель с 14-летним стажем, говорит, что владеет двумя машинами, одна из которых грузовая. Так как на ней работает, то проходит и техосмотр – на грузовик с учетом «транспортного налога» это составляет почти 700 рублей.

– Платить еще и за легковушку не готов, получается уж слишком накладно, – говорит Сергей.

И искренне сокрушается: «Эх, не свернул я на заправку, ведь видел же вас…»

Стоит отметить, что некоторые нарушители находили и другие причины просрочки техосмотра. Например, забыл, не успел, только что купил машину…

Прощаясь с каждым из них, инспектор Игорь Гордейко советует:

– Проходите техосмотр, жизнь всё равно заставит.

Многие соглашаются: «Может, вы и правы…»

В засаде

Буквально через час после начала рейда число нарушителей начинает стремиться к нулю. Похоже, тех, кто «свернул на заправку», оказывается не так уж и мало: в то, что большинство водителей законопослушны и прошли техосмотр, ни Александр Евтюхин, ни Михаил Волынец не верят.

– Буквально вчера подобный рейд мы проводили с Госавтоинспекцией города, – рассказывает Михаил Волынец. – Нарушителей не было совсем. Оказывается, «разведка» доложила, где мы стоим, и машины без техосмотра просто объезжали нас другими улицами. А одновременно с помощью известного в Барановичах средства связи автолюбители сами провели перекличку тех, кто сегодня едет без техосмотра. За считанные минуты их оказалось более 140…

Чтобы не «куковать» на дороге впустую, меняем дислокацию. А заодно пробуем новую форму работы: автомобиль инспектора ДПС отъезжает на полкилометра вперед по дороге, мы же на личной машине останавливаемся у перекрестка с объездной дорогой и «пробиваем» проезжающие автомобили по базе «Белтехосмотра» на наличие этого самого разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Игорь Гордейко получает возможность останавливать именно те машины, где техосмотра 100-процентно нет.

Таким способом нарушители ловятся легко и просто. И сворачивать на прямой дороге в чистом поле им просто некуда.

Вопрос безопасности

Александр Евтюхин говорит, что такие проверки вовсе не желание ГАИ повысить показатели по нарушителям, а жесткая необходимость:

– Любая поломка может стать причиной аварии, а значит, унести жизнь человека, оставить кого-то инвалидом. Нежелание же проходить техосмотр вызывает недоумение: неужели водителям действительно всё равно, исправен ли автомобиль, сумеет ли он затормозить в случае возникновения экстренной ситуации.

Кстати, Михаил Волынец уверен, что именно неисправности автомобиля и являются главными причинами непрохождения техосмотра. Самыми проблемными, по мнению специалиста, являются поломки тормозной системы, рулевой тяги, подвески, нерабочие световые приборы, превышение допустимых норм выхлопных газов.

Стоит заметить, что именно отказы тормозной системы являются одной из наиболее частых причин аварийных ситуаций. Нужно ли думать об экономии в такой ситуации?

Нарушителю – штраф

Несвоевременное прохождение техосмотра – административное правонарушение. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь, за первое в течение года такое нарушение штраф может составлять от одной до трех базовых величин (от 21 до 63 рублей), а при повторном нарушении – от двух до пяти базовых (42–105 рублей).

Должностное лицо, выпустившее на линию автомобиль без техосмотра или с техническими неисправностями, может быть оштрафовано на четыре–шесть базовых величин (от 84 до 126 рублей).

Будьте в курсе

Легковые автомобили, чей «возраст» не превышает десяти лет, должны проходить техосмотр раз в два года.

Легковушки старше десяти лет – раз в год.

Коммерческий транспорт, занятый перевозкой пассажиров и грузов, – два раза в год.

Кстати

Если техосмотр вы собираетесь проходить зимой (с 1 декабря по 1 марта), обязательно наличие зимних шин на автомобиле.

Источник: Наш Край
Автор: Ирина СОСНИНА