Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Скайп Виртуального Бреста Viber Виртуального Бреста

 Как это было: 145 лет назад открылось движение по ЖД направлению Москва – Брест

Как это было: 145 лет назад открылось движение по ЖД направлению Москва – Брест

17 25  Ноября 2016 г.  в 17:33, показов: 3642 : История города Бреста

29 ноября 1871 года открылось движение по железнодорожному направлению Москва – Брест.


Читать полностью:  http://virtualbrest.by/news43690.php

Как это было: 145 лет назад открылось движение по ЖД направлению Москва – Брест

На строительстве дороги от Смоленска до Брест-ЛитовскаПосле открытия железнодорожного сообщения с Варшавой пришел черед связать с Брестом вторую железную дорогу – Московскую – от Смоленска. Царское правительство ускорило ее строительство в связи с тем, что в западных областях империи тогда случился неурожай и его голодающему населению нужно было дать возможность заработать. 

Инженер-подполковник А.Е.Шпилев, проводивший изыскания, сумел доказать, что дорогу выгоднее всего прокладывать по маршруту Орша – Борисов - Минск: один из его оппонентов, граф Берг, ратовал за ее проведение через Кобрин, Слоним, Минск и Могилев, другой – министр путей сообщения П.П.Мельников – в направлении южнее Минска, через Бобруйск и Пинск из-за более ровной местности и возможности использования готового полотна и станционных зданий Бобруйского шоссе. 

Участок магистрали Москва – Варшава от Смоленска до Бреста оказался наиболее протяженным. Концессию на строительство линии Смоленск – Брест было решено выдать обществу Московско-Смоленской железной дороги без конкуренции с другими претендентами. Свое решение Комитет министров обосновал тем, что незначительное понижение цены, которое может получиться вследствие конкурентной борьбы «нет вознаградит выгод от соединения всей линии между Москвой и Брестом в одних руках». Тогда же общество, получившее концессию, переименовали в общество Московско-Брестской железной дороги. 

Его руководителям удалось организовать согласованную работу на большой территории, вместе с тем труд рабочих-строителей, в большинстве своем крестьян из окрестных деревень, был необычайно тяжел.

Вот что писал очевидец строительства врач Д.Никитин:

«Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до заката солнца. Часто приходилось трудиться на болотах по колено в воде, в дождь или солнцепек, копая землю и отвозя ее тачкой. Наиболее тяжелый труд был у тачечников, везущих 15 – 20-пудовую тачку, балансируя по доскам, что приводило к мучительным болям в руках, ногах и пояснице от такого страшного напряжения. Добавьте к этому недоброкачественную пищу, а в качестве жилья – наспех сооруженные землянки, шалаши, «балаганы» из досок и глины, в лучшем случае – сараи с земляным полом (на фото). Антисанитария, отсутствие даже намека на охрану труда приводили к многочисленным заболеваниям и травмам, нередко со смертельным исходом».

Работы велись сразу на трех участках: от Смоленска к Минску, от Минска к Смоленску и из Бреста к Минску. Одновременно заканчивалось строительство участка от Москвы до Смоленска, завершившееся в сентябре 1870 года. А всего год с небольшим спустя началось движение по всей магистрали Москва – Брест: дорога от Смоленска до Бреста длиной 650 километров была построена всего за 18 месяцев!

 

В 11 часов утра вышеназванной памятной даты после благодарственного молебна и окропления святой водой из Минска одновременно отправились два пассажирских поезда: один в Москву, другой – в Брест. 

В первые годы после начала движения по магистрали путь от Москвы до Бреста товаро-пассажирский поезд №1 проходил за 79 часов 30 минут. Из Минска он выходил в шесть часов вечера и по прошествии полутора суток в шесть часов утра прибывал в город над Бугом. Поезд шел не спеша – его скорость не превышала 45 километров в час, через каждые 20 – 25 километров он останавливался и подолгу стоял на станциях, где паровоз заправляли водой и топливом. В холодное время года проводники приносили ведра с горячими кирпичами в вагоны второго и третьего классов, вагоны первого класса отапливались печами. 

Тогдашние вагоны мало чем напоминали современные: они состояли из нескольких отделений, каждое из которых имело свой собственный выход на платформу. В то время в качестве обычных вагонных источников освещения использовались свечи, но здесь, на Московско-Брестском направлении, уже стали применять газокалильные фонари. 

Вагоны первого класса оснащались мягкими креслами и диванами, обитыми красным бархатом, однако спальные места в привычном сегодняшнем понимании отсутствовали. У вагонов второго и третьего классов не было даже ступенек, и их пассажирам приходилось прыгать прямо из дверей на низкие платформы. 

Пассажирские поезда прибывали в Брест из Москвы к вокзалу Варшавско- Тереспольской железной дороги: здесь пассажиры совершали пересадку в составы, следовавшие в Варшаву. Время прибытия и отправления поездов согласовывалось заранее. Несколько позже в качестве более удобной и комфортной альтернативы появились вагоны прямого сообщения первого и второго классов, в которых можно было следовать из Москвы в Варшаву и обратно без пересадок в Бресте. К слову, товарная станция Московско-Брестской железной дороги на тот момент располагалась в нескольких верстах восточнее, на месте нынешней станции Брест-Восточный.

Строительство Московско-Брестской железной дороги имело важное государственное значение прежде всего с позиции экономики, способствуя дальнейшему развитию промышленности России в целом: по условиям концессии не менее одной трети необходимого оборудования надлежало закупить внутри страны. 

Во впечатляющих цифрах статистики это составляло без малого более миллиона пудов рельсов, 44 паровоза, 20 пассажирских и 800 товарных вагонов. Опыт строительства магистрали позднее пригодился при проектировании и прокладке новых железнодорожных линий, в том числе Полесских железных дорог.  

Источник информации: Газета Заря
Автор: Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Областная газета Заря
  • Комментарии на сайте
  • Нашли ошибку? Crtl+Enter
  • Отправить свою новость

Внимание! Перед публикацией ознакомьтесь с правилами! Гадости писать тут!
captcha
Обновить

ввввв_гость 2016-11-26 00:40
Для " туктом". Прочитайте хотя бы эту статью!

То есть мы,угнетаемые беларусы,построили всю дорогу до Смоленска. А дальше как же они без нас? До Москвы то довели ее,клятые.Своих угнетали? Не порядок! Угнетенными могут быть только мы,бедненькие,все на нашем горбу выезжают. Такие мы лохи? Народ работал добровольно и за плату и труд тогда,вообще,был не легок.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+7

toxa 2016-11-28 10:01
В этом плане в России, кстати, царило полное равноправие: крестьяне не считались за людей и с ними не церемонились вне зависимости от их происхождения - свои это были, российские, или белорусские. Напомню: на момент начала строительства этой ж/д еще и 10 лет не прошло с отмены крепостного права.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
+1

Петро_гость 2016-11-25 23:53
Ну Вот! Нужно было да и смогли, пусть с трудом, но построили! И до сих пор пользуемся, даже после двух войн. А сейчас что? Торгаши тире барыги элита общества, которая даст народу работу и обеспечит процветание ему, народу,.Все купи тире продай! На большее барыги не способны!
[Ответить] [Ответить с цитатой]
-2

SandmanBrest 2016-11-26 23:59
А Гитлер мост в Крым за 8 месяцев построил.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
+1

1234_гость 2016-11-26 23:07
За то ты способен роботун, что конкретно ты сделал во благо этой страны? Я, так называемый барыга привожу валюту в страну, плачу налоги и даю рабочие места! а ты болтун, только ноешь!
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+2

том_гость 2016-11-25 20:07
Ужасно, в каких условиях приходилось вкалывать белорусским крестьянам на благо москальского царька.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
-3

smile 2016-11-25 23:30
чукча нечитатель, да и вообще чукча молится богу-вертолету и считает, что все вокруг должно быть создано инопланетянами

[Ответить] [Ответить с цитатой]
+5

Гость _гость 2016-11-25 20:58
Сообщение от том_гость
Ужасно, в каких условиях приходилось вкалывать белорусским крестьянам на благо москальского царька.


Я так понимаю железной дорогой вы не пользуетесь,отдавая дань памяти белорусским крестьянам ?
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+17

туктом_гость 2016-11-25 22:51
Прочитайте хотя бы эту статью - железную дорогу для москалей строили белорусские крестьяне и тысячами умирали на этой стройке. Мы построили эту железную дорогу, мы ее построили ценою наших жизней. И нам ею пользоваться. А вы приходите на наши форумы и начинаете со своей русской спесью трындеть, что это вы, русские, нам всю инфраструктуру построили, и что костями ложились, чтобы нам все построить. Да вы всегда только эксплуатировали захваченные народы и только пользовались нашим трудом. Россия никогда не была донором, она всегда была только доителем. Россия всегда выжимала все соки из захваченных и оккупированных территорий, а вы сейчас бредите, сколько вы всего кому-то настроили. Вы смешны и нелепы, восточные братки.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
0

Захар_гость 2016-11-26 09:55
я тебе клянусь проклятый, что ты скором времени таких как ты будут убивать как бешеных собак! тем более утруждаться не придется... таких всего пару человек, так что виселицы будем ставить прямо на площади!
[Ответить] [Ответить с цитатой]
-11

захару_гость 2016-11-26 10:34
ты попал под статью "угроза убийством".  :D
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+4

Гость _гость 2016-11-26 09:31
Сообщение от туктом_гость
Прочитайте хотя бы эту статью - железную дорогу для москалей строили белорусские крестьяне и тысячами умирали на этой стройке. Мы построили эту железную дорогу, мы ее построили ценою наших жизней. И нам ею пользоваться. А вы приходите на наши форумы и начинаете со своей русской спесью трындеть, что это вы, русские, нам всю инфраструктуру построили, и что костями ложились, чтобы нам все построить. Да вы всегда только эксплуатировали захваченные народы и только пользовались нашим трудом. Россия никогда не была донором, она всегда была только доителем. Россия всегда выжимала все соки из захваченных и оккупированных территорий, а вы сейчас бредите, сколько вы всего кому-то настроили. Вы смешны и нелепы, восточные братки.

Скорей смешны вы со своим стенанием -"мы пахали,мы пахали"...
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+2

smile 2016-11-27 12:17
забавно то, что эти люди четко ассоциируют себя с людьми парувековой давности, которые в свою очередь вполне могли ассоциировать его с чмом.  :)

[Ответить] [Ответить с цитатой]
+1

Опубликован 2016-11-25 23:54, удалён модератором 2016-11-25 23:58
archibald764_гость 2016-11-25 23:22
Овса лошадке подкинь.Нет ж.дорог,нет автомобильных дорог,нет развития,так было всегда.Так что толчок был приличный.А что касается рабочих рук,так везле строилось и все,руками и силами местного населения.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+2

Pro-cop 2016-11-25 18:43
сколько шпал примерно ?)

[Ответить] [Ответить с цитатой]
+5

ць_гость 2016-11-25 20:27
Любой путеец знает, что шпал обычно до..я...
[Ответить] [Ответить с цитатой]
+16


Страницы: [1]

Настройки Нашли ошибку в тексте?Если вы нашли ошибку в тексте, просто выделяйте её, и нажмите CTRL+Enter.

Доступны только для зарегистрированных пользователей. К примеру, можно отключить практически всю рекламу на сайте.
Система Orphus

Если вы располагаете информацией, которая касается города Бреста, вы можете отправить ее нам для публикации. Это может быть любое интересное событие, происшествие и т.д. К сообщению (текст) вы можете прикрепить несколько фотографий. Если укажите свой e-mail, у нас будет возможность связаться с вами, и задать вам несколько вопросов. Телефон нужен для более оперативной связи. Любое из полей может быть незаполнено.

Попробуйте прямо сейчас! - открыть загрузчик (в новом окне). Спасибо вам!