Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Постскриптум к парламентским выборам

4  Октября 2016 г.  в 14:07

Избирательная кампания по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания шестого созыва завершена. Теперь уже очевидно – успех в ней не сопутствовал тем, кто пытался использовать ее исключительно в целях саморекламы.

Некоторые кандидаты в белорусский парламент от избирательных округов Бреста в очередной раз пропиарились на самом актуальном и злободневном. В очередной же раз, стараясь нащупать и зацепить тонко-чувствительные душевные струны электоральных масс, они эксплуатировали модный нынче тренд реформ в режиме «лайт» и «софт» - видимо, ожидая скорейшей ответной реакции лояльности: ну кто же окажется против перемен к лучшему? Все это оставило ощущения, отчасти сравнимые с пересмотром популярной киноленты «День сурка»: ничего нового, нетривиального, прогрессивного, способного придать импульс движению вперед. 

Один из основных насущных вопросов на сегодняшний день - дальнейшее развитие экономики страны. Что делать, какие меры предпринимать для повышения ее эффективности? Кандидат одной из политических партий предлагал создать для этого... устойчивую законодательную базу. Но зачем заниматься тафтологией, изобретать велосипед, тратить время и деньги, если она уже создана? Вряд ли альтернативный вариант окажется в чем-то привлекательнее ныне действующего. Стремясь к формированию открытых и выгодных условий ведения бизнеса на своей территории, Беларусь несколько лет назад оказалась в лидерах по совершенствованию законодательства, что подтвердилось соответствующим исследованием Всемирного банка: в 2014 году наша республика улучшила свои позиции в оценке благоприятности деловой среды на один пункт, в результате чего по условиям ведения бизнеса ей удалось занять 57-е место из 189 стран, существенно опередив Россию и Украину. По таким показателям, как регистрация собственности и обеспечение исполнения контрактов, мы оказались на верхних позициях списка наиболее привлекательных государств. Помимо стратегически выгодного местоположения и прямого доступа к рынкам России и Казахстана, у нас в козырях числятся еще и конкурентоспособный инвестиционный и налоговый климат: в республике действует ряд преференциональных режимов, полезных для иностранных компаний, в том числе с точки зрения налогового планирования и оптимизации, включающих специальные льготные условия хозяйствования в границах шести свободных экономических зон, Парка высоких технологий и Китайского индустриального парка, малых и средних городов. Помимо этого проводятся представительные международные бизнес-форумы, неиспользуемые объекты предлагаются под новые производства и оказание услуг за символическую одну базовую величину и так далее, вместе с тем становится очевидным – для привлечения иностранных инвестиций перечисленного уже недостаточно. Тут бы, возможно, и пригодились те самые новые идеи, которые кандидат хотел бы, по собственному заверению, привнести, вот только почему-то так они нигде и не прозвучали.

Не получил должного отклика избирателей не впервые предлагаемый им одной из политических партий бумажный проект по созданию миллиона новых рабочих мест. Позволим предположить, что не только из-за отсутствия привязки к существующим потребностям: почему, собственно, миллион, а не два или три на страну с трудоспособным населением всего в несколько раз большим? И не только вследствие, мягко говоря, сомнений в выполнимости поставленной задачи. Ее решение авторы проекта в значительной степени перекладывают на плечи самих избирателей – по аналогии с принципом «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Иными словами, свое рабочее место избиратель должен создать сам: значительную часть этого будущего миллиона должны составить индивидуальные предприниматели, специализирующиеся в сельском хозяйстве, на бытовом обслуживании населения, транспортных и туристических услугах, имеющие небольшие мастерские и швейные предприятия. Но практически на всех вышеперечисленных рынках уже сейчас наблюдается предостаточное количество желающих: конкуренция в среде парикмахеров, таксистов, швейников, фермеров, владельцев агроусадеб с каждым днем становится все жестче – причем без массового притока новичков. И вряд ли следует рассчитывать на предполагаемое авторами проекта массовое создание новых рабочих мест собственниками приватизированных предприятий: более успешная и эффективная их работа предполагает, скорее, оптимизацию штата, нежели увеличение численности персонала, если в том нет особой надобности.

Не была массово поддержана и прозвучавшая идея поиска нового, истинно белорусского независимого пути развития – не понятно, какого именно, но без ориентирования на сближение ни с Западом, ни с Россией. Не нужно быть признанным политиком, чтобы понимать очевидное: вхождение европейских государств в ЕС и другие международные объединения и организации не лишает их независимости и суверенитета точно так же, как не лишает их членство Беларуси в ЕАЭС. Жить в современном мире и быть полностью свободным от него невозможно, и намеренное дистанционирование от названных выше систем, тем более противопоставление им или их отрицание означает изоляцию вкупе с незавидным положением государства парии – изгоя.

Прошедшие выборы, таким образом, в который раз убедительно подтвердили аксиому нынешних реалий: сегодня в цене конкретика дел и предложений, основанных на анализе ситуации, экономическом прагматизме, видении наиболее перспективных направлений развития общества, а не громкие пропагандистские призывы и лозунги - не имея ничего более, под их скандирование триумфально в парламент не въедешь. Приходится констатировать: оберточная яркость подобного агитпропа, за которой, по сути, ничего нет, для электората становится все менее привлекательной. Поэтому вполне закономерно предпочтение отечественного избирателя видеть в новом шестом составе Палаты представителей, в том числе и крепких хозяйственников из директорского корпуса, людей с большим стажем и опытом руководства: обладая высоким статусом парламентария им открывается широкая дорога и «зеленый свет» для преобразований, в которых назрела необходимость, но которые обязаны проводиться не революционными методами, кардинально и вдруг, «по живому», а постепенно, эволюционно. Позволим себе не согласиться с прозвучавшим призывом одного из кандидатов от Брестчины выбирать в первую очередь программы, а не лица. Ведь представлять в Палате представителей Национального собрания интересы более чем шестидесяти тысяч избирателей каждого округа все же предстоит конкретным депутатам. Безусловно, это должны быть люди известные, пользующиеся уважением и авторитетом, достойно проявившие себя на профессиональном поприще. Согласимся, руководитель успешного предприятия, умеющий грамотно и эффективно управлять или специалист-профессионал своего дела в каких бы то ни было сферах и отраслях, имеющий достаточный багаж для работы в парламенте, предпочтительнее тех, кто воспринимает законодательный орган страны не более чем в качестве дискуссионной площадки.

Источник: Газета Заря
Автор: Евгений ЛИТВИНОВИЧ