Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Читатель: умер родственник, а МТС упомянул коллекторов для взыскания долга

3  Октября 2016 г.  в 16:34 : Интернет, высокие технологии

В редакцию Onliner.by обратился читатель Алексей (имя изменено), который поднял важный вопрос в отношениях между оператором и абонентом. У Алексея недавно умер близкий родственник, который был пользователем фиксированного интернета от МТС. Уточним, что при подключении провайдер также выдает SIM-карту.

Читатель: умер родственник, а МТС упомянул коллекторов для взыскания долга

«Собрался пойти в ближайший офис МТС и расторгнуть договор. Но на всякий случай решил уточнить, обязан ли я это делать. Есть ли где-то в договоре прописанные правила переноса этой услуги на наследников физического лица?» — рассказал Алексей.

Он позвонил в службу поддержки оператора и спросил, что надо делать родственникам умершего абонента. Молодому человеку ответили: если к номеру подключены дополнительные услуги, то абонентская плата по ним будет списываться до тех пор, пока в салон МТС не придет со своим паспортом и свидетельством о смерти ближайший родственник умершего.

Алексей настаивает, что в договоре не прописана обязанность родственников расторгать договор, а также практика переноса долгов умершего на близких, вступивших в права наследства. В службе поддержки МТС уточнили, что соответствующая ситуация регулируется пунктом 1 статьи 1033 Гражданского кодекса.

«Думаю, большинство людей, подключая услугу или покупая SIM-карту, даже не задумываются о тяжелой ноше ответственности, которая может свалиться на головы их наследников... А ведь они могут узнать о задолженности оператору через 6 или более месяцев! Почему компании ссылаются на Гражданский кодекс однобоко? Условно, продавая кому-то SIM-карту, мобильный телефон или еще что-то, компания зарабатывает сама, а случай смерти абонента не рассматривает как форс-мажор или прекращение договора, перекладывая ответственность на совершенно посторонних людей. Насколько это законно?» — интересуется Алексей.

В разговоре с нашим читателем представитель оператора так объяснила порядок действий компании в случае накопления долгов на абонентском счету: «Если есть долги, то устанавливается финансовая блокировка по лицевым счетам или по одному лицевому счету. Компания отправляет уведомления, SMS, претензии, почтовые карточки. Соответственно, если нет никаких результатов, компания вправе передать дело данного абонента сторонней организации для взыскания задолженности, какому-то коллектору, впоследствии — подать в суд».

Именно упоминание коллекторов больше всего возмутило Алексея.

— В Беларуси существует коллекторская служба?

— Ммм… есть…

— В Беларуси могут осуществлять деятельность коллекторы или нет?!

— Ну, такое у нас практикуется, есть. Компания вправе обратиться к третьим лицам.

Вот, как журналисту Onliner.by прокомментировали ситуацию в МТС:

«Подключение к сотовой связи (выдача SIM-карты) при подключении к домашнему интернету предлагается абоненту для удобства оплаты фиксированного интернета (чтобы платить, указывая абонентский номер, а не номер лицевого счета либо виртуальный логин, что, естественно, удобнее). При этом на SIM-карте установлен тарифный план БЕЗ абонентской платы, поэтому в случае смерти абонента задолженность не образуется.

У оператора нет возможности узнать о смерти лица без обращения его знакомых или родственников. Расторжение договора по причине смерти абонента — физического лица производится при личном обращении любого лица со свидетельством о смерти и документом, удостоверяющим личность. На номере устанавливается заключительная блокировка. Если на момент обращения есть задолженность, обратившемуся предлагается долг погасить, на основании ст. 1033 ГК. Несмотря на наличие правовых оснований, согласно ст. 1033 ГК, в МТС отсутствует практика принудительного судебного взыскания долгов с наследников умершего абонента.

Согласно п. 15.1. Порядка МТС, отношения сторон по договору регулируются договором и законодательством Республики Беларусь.

По вопросам взыскания долгов в целом, а не применительно к наследникам умершего абонента, если образуется долг, проводятся мероприятия по взысканию образовавшейся задолженности: сначала досудебные (SMS, обзвон, письма) и далее судебное. Для этого могут привлекаться штатные сотрудники, а также внешние организации. Право оператора привлекать третьих лиц для взыскания задолженности закреплено в п. 9.11. Порядка МТС. В качестве таковых на конкурсной основе привлекаются лица, обязательно имеющие лицензию на оказание юридической помощи и прошедшие квалификационный отбор, в том числе на предмет хорошей репутации. Данные организации оказывают услуги руководствуясь белорусским законодательством об оказании юридической помощи. Обывательски последних принято называть „коллекторами“».

Источник: ONLINER
Автор: Константин Сидорович
ONLINER

Дополнительные материалы по теме: