О секретах «невидимой» работы режиссеров, пикетчиков, сотрудников ГАИ, врачей на многодневной велогонке

25  Августа 2016 г.  в 00:40 : Разное: обо всём понемногу

ШЕСТЬ дней веломногодневка на призы «Сельской газеты» колесила по Брестской области. Гонщики с кортежем стремительно пролетали небольшие деревушки, врываясь в размеренную сельскую жизнь, останавливаясь лишь в райцентрах на торжественном финише с пьедесталом, призами и брызгами шампанского. Многочисленные зрители стали свидетелями красивого, захватывающего дух зрелища. И все аплодисменты, конечно, были адресованы героям пелотона – именитым и начинающим спортсменам. Это похоже на театр, где овации срывают актеры, и только режиссер с автором пьесы скромно выходят под занавес, да и то лишь на премьере.

О секретах «невидимой» работы режиссеров, пикетчиков, сотрудников ГАИ, врачей на многодневной велогонке

Именно поэтому в кинематографе появился тренд — после успешного проката снимать короткометражку, так называемый фильм о фильме. Например: «Как мы снимали «Титаник». Вот и мы попробуем заглянуть за «кулисы» гонки. Рассказать об интересной и напряженной работе тех людей, без которых никакого состязания не было бы.
 
РЕЖИССЕРОМ «картины» в этом году стал Николай Хевук — тренер-преподаватель Брестского областного училища олимпийского резерва, наставник известной брестской велогонщицы Елены Омелюсик. Времени на подготовку было немного, а продумать нужно каждую мелочь: от маршрута и сопровождения до размещения и питания спортсменов. Ямы и кочки — на каждом шагу. В тот день, когда я пришел к Николаю взять первое интервью, он периодически связывался с Национальным парком «Беловежская пуща», руководством Каменецкого района. Трек нужно было согласовать практически поминутно.
 
О секретах «невидимой» работы режиссеров, пикетчиков, сотрудников ГАИ, врачей на многодневной велогонке
 
Везде гонщикам шли навстречу, но коррективы, конечно же, вносились. Так, по объективным причинам спортсмены не останавливались в пуще, петляя в этот раз вокруг да около. Зато пролететь мимо знаменитой Белой вежи в Каменце все же получилось. При этом маршрут гонки – лишь малая часть. В машинах сопровождения ехали судьи, тренеры, механики… Всех нужно было разместить, накормить, сориентировать на местности. Здесь подключился судья гонки по организационным вопросам Фикрет Рамазанов. Для него это не первая велогонка.
 
Фикрет Мусаевич давно болеет велоспортом, а потому сопровождает многочисленные спортивные соревнования и любительские велопробеги. Торжественная обстановка на каждом финише во многом удалась именно благодаря ему: баннеры, кубки, шампанское, призы от спонсоров. Все это нужно было синхронизировать, а с каждой организацией, участвовавшей в соревнованиях, держать связь.
 
Признаюсь, поговорить с организаторами на финише или перед стартом больше полутора-двух минут не получалось. Глядя на Николая Хевука, сразу вспомнил классическую поговорку: и жнец, и швец, и на дуде игрец. Одной рукой он держит карту с маршрутом очередного этапа, оговаривая нюансы с ГАИ. А другой отправляет СМС тренеру команды. При этом успевает объявить в громкоговоритель о том, что старт состоится через 10 минут. И так каждый день. Поймать его в дороге было еще сложнее. Как главный судья, Николай постоянно следил за ходом состязания: его атаками, отрывами, искренне радуясь успехам лидеров и переживая за отстающих.
 
ЕЩЕ одни участники соревнований, которые остаются в тени, пикетчики. Их можно увидеть только на перекрестках трасс, где идет гонка. Именно регулировщики показывают направление движения спортсменам и сдерживают поток машин. На повороте у деревни Малеч мы разговорились с Ксенией Касобуцкой, мастером спорта, призером чемпионата страны. Девушка тоже тренируется у Николая Хевука. И здесь она — верный помощник. И на трассе, и на финише. Пока ждем гонщиков, Ксения делится впечатлениями:
 
— Представляете, за тобой идет колонна автомобилей, а ребята едут навстречу. Машина ГАИ проходит вперед, и мне одной приходится сдерживать поток. Есть водители, которые понимают, что идут соревнования, но бывают и те, кто ругается, грубит и старается прорваться. Приходится чуть ли не телом перекрывать дорогу.
 
О секретах «невидимой» работы режиссеров, пикетчиков, сотрудников ГАИ, врачей на многодневной велогонке
 
Ксения в велоспорте седьмой год. Говорит, когда жила в Калинковичах, пришла с подругой по приглашению местного тренера только попробовать свои силы в велоспорте. Пробует до сих пор. И не думает сходить с дистанции:
 
— Я бы еще столько же дней провела на таких соревнованиях! Каждый день новые трассы, повороты, города. Конечно, устаю на маршруте, но когда приезжаю к финишу – открывается второе дыхание, и с усердием принимаешься за подготовку торжества. Расставляешь столы для судей, пьедестал, настраиваешь музыку. Хочется нашим ребятам и зрителям устроить праздник!
 
Пикетчик – должность почетная. А потому приглашают сюда не только молодежь, но и именитых деятелей спорта. Один из них — почетный динамовец, инструктор-методист Брестской СДЮШОР БФСО «Динамо» Виктор Ковганко, который когда-то сам руководил этой школой:
 
— Я с удовольствием езжу на все велогонки в Бресте. А нынешняя – одно удовольствие. Здесь подобралась очень хорошая судейская компания. Высококлассные профессионалы. Потому процесс идет без запинок. Символично и то, что гонка проходит на фоне Олимпиады, куда отправились мои выпускники: Дарья Скрипник и Анна Малыщик.
 
Беседуя с Виктором Ковганко на главной площади Пружан, заметил, как молодой спортсмен из Витебска Владислав Кибисов подошел к машине «скорой помощи». Неужели парню стало плохо? Нет. Просто юноша решил померить давление перед стартом. «Все отлично», — говорит доктор Виктор Потапчук. Хоть в космос запускай! Так высоко, конечно, не нужно. А вот в Березу на скорости 40 километров в час легко. Для Владислава это тренировочная гонка. В генеральной позиции он не идет. Его важные старты еще впереди. Главное, что нет проблем со здоровьем.
 
О секретах «невидимой» работы режиссеров, пикетчиков, сотрудников ГАИ, врачей на многодневной велогонке
 
ВРАЧ Виктор Потапчук, осматривавший велосипедиста, на «скорой» работает без малого 15 лет. И каждый год обязательно едет с какими-нибудь гонщиками. Соревнования-то проводятся часто. Говорит, спортсмены, безусловно, выносливее, и единственные жалобы – травмы при езде. Но, тем не менее, машина с медиками сопровождала гонку в каждом районе.
 
А впереди и позади колонны с красно-синими маячками шло авто ГАИ. От Бреста до Березы пелотон сопровождали офицеры спецподразделения «Буг». Жаль, должностные инструкции не позволили старшему дать свою оценку гонке и культуре водителей. В милиции с интервью строго. Комментарии только через пресс-службу. Впрочем, раз обошлось без эксцессов, значит, и инспекторы выполнили свою работу на отлично.
 
Глядя на четко выверенную оргработу, дружные рукопожатия проигравших и победителей, кажется, что в гонке и вовсе не было никаких подводных камней. Ан нет. Как и в любом другом спорте, здесь тоже есть свои интриги. И не только на стартах. В свободную минуту разговорился с ребятами из команды Могилевской области: Никитой Харлановым, Владиславом Мироновым и Ильей Волковым. Парни после финиша на пружанском этапе вырвались на час посмотреть знаменитый «Пружанский палатик». А выйдя из музея, вновь принялись обсуждать прошедшие этапы, раскрыв кое-какие профессиональные секреты.
 
К ПРИМЕРУ, я писал о том, как Павла Пашука из Бреста вытащил на финише в агрогородке Рясна Иван Шакалец, спортсмен из его же команды. И как-то не придал значения, что сейчас-то Иван выступает за Витебскую область. Оказывается, бок о бок ребята представляют национальную сборную, а здесь теоретически они соперники. Но тут Иван подставил плечо. А бывает, говорит Илья Волков, и по-другому:
 
— Некоторые ребята из команды сборной могут не только не помочь, но и помешать, если они выступают на стартах за команду другой области. Из-за таких ссор потом возникают проблемы на национальной гонке. Если бы мы соревновались на таких гонках, выступая не за область, а в клубах, то проблем не было бы.
 
Андрей Рулько, тренер из Бреста, подтвердил слова ребят. Велоспорт должен приходить к клубной системе. Тогда у спортсменов будет один тренер, управляющий командой, без всякой путаницы.
 
Впрочем, это далекая перспектива. Но спорт не стоит на месте, он постоянно развивается. В том числе благодаря и такой гонке, как наша.
 
И ГОНЩИКИ, и те, кто режиссировал весь процесс соревнований, достойны особых слов благодарности. В первую очередь за то, что дали возможность приобщиться к замечательному виду спорта, получить массу впечатлений от увлекательного путешествия. И, конечно, самых благодарных зрителей турнира – сельчан. Ведь веломногодневка – это не только спортивное соревнование, но и удивительное путешествие по глубинке. За шесть дней гонщики побывали в Бресте, трех райцентрах, миновали десятки деревень. Каждая точка на карте по-своему интересна, самобытна, со своими достопримечательностями. И везде нас встречали замечательные, трудолюбивые люди. О новых встречах и открытиях читайте в заключительном репортаже в ближайших номерах «СГ».