Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Река заменит море? Водная магистраль Е-40: мечты и проблемы

7  Июля 2016 г.  в 10:04 : Отдых, туризм, путешествия

… Она стояла на дне и смотрела на нас испуганными глазами. Затем бросилась на уложенную под углом 45 градусов плиту бортика, поскользнулась на гладком бетоне, упала на колени и снова сдвинулась на дно. Сорвалась на уровне, вновь устремилась вверх. К счастью, на этот раз случилась какая-то выбоинка, и ей повезло вырваться наверх и убежать в ближайшую лесополосу.

eu-belarus.net

Косулю, что попала в ловушку одного из оросительных каналов Запорожской области, я видел лет 30 назад, но ее полных ужаса глаз до сих пор не могу забыть.

И оросительные, и осушительные, и всякие другие каналы, так же, как автобаны, железная дорога, кружево электропередач — так называемые линейные сооружения, становятся помехами для нормальной жизни животных. Поэтому восстановление магистрального водного пути, созданного на участке Днепр — Висла в конце XVIII века, работавшего до Второй мировой войны, тоже вызовет немало проблем для фауны Польши, Беларуси и Украины.

Дешево и сердито

А вот транспортники в восторге от возможности перебрасывать грузы из Балтики к Черному морю не в обход Европы (Северное море — Атлантика — Средиземное море), а через Вислу — Западный Буг — Припять — Днепр. В соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения, этот речной маршрут имеет код Е-40.

От Бреста до Херсона этот путь кое-как функционирует, а вот на участке Брест — Варшава он несудоходен. Поэтому предлагают сделать его способным пропускать суда большой тоннажности и в больших количествах. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность, возвести определенные инженерные сооружения.

Река заменит море? Водная магистраль Е-40: мечты и проблемы

По подсчетам лоббистов проекта, восстановление E-40 позволит перевозить до 4 миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков которых составляет почти 100 миллионов человек. А от мысли о прямой связи между морскими портами Гданьска и Одессы у «адмиралов» проекта просто "сносит крышу". Тем более, что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа-площадка грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков. При этом баржи, вероятно, смогут преодолевать сотни километров по течению реки без единой капли горючего.

Гроссмейстерами речных и канальных перевозок магистраль Е-40 оценивается в миллионы тонн грузов, что поплывут из стран, участвующих в проекте (уголь, руда, металл, калийные удобрения, поваренная соль, сахар, щебень, торф, лесоматериалы, сапропели и т.д.) в ЕС и остального мира. Есть надежда увидеть на маршруте судна под флагами стран Скандинавии.

А еще E-40 обеспечит значительную экономию времени для перевозчиков, работающих в Центральной и Восточной Европе. В настоящее время для доставки грузов в этом направлении используют соединения Рейн — Майн — Дунай (3100 км). Однако E-40 короче его почти на 1000 километров (2205 км). Это означает сокращение пути на 2-4 суток со средней скоростью грузовых речных судов 10-20 км / ч.

В актив записаны и потенциальные трансграничные речные круизы «Наслаждаясь неспешной путешествием, туристы смогут посетить самые красивые европейские города — Гданьск, Варшаву и Киев, любоваться величием девственных пущ белорусско-польского пограничья и обаянием загадочных полесских болот. Перспективным может стать и рыболовный туризм. А при должном развитии инфраструктуры пляжей рек, которыми будет пролегать E-40, составят конкуренцию морским курортам », — пишут на своем сайте лоббисты проекта. Не забыли и об экологической конфетке. Посчитали, что в расчете на один тонно-километр объем выбросов СО2 водного транспорта в 1,5 раза меньше, чем железнодорожного, и в 5 раз меньше, чем автомобильного.

Не все так гладко

Однако после более близкого ознакомления с проектом оказывается, что не все так гладко. Даже сами его идеологи отмечают, что «участок водного пути E-40 от Варшавы в Брест, требующий основных восстановительных работ, проходит через территории, включенные в природоохранной список NATURA-2000. Поэтому технико-экономическое исследование для восстановления судоходства на всем протяжении маршрута E-40 будет содержать подробный анализ влияния на водную среду, околоводные системы, воздушный бассейн и экосистемы прилегающих территорий. Кроме того, при разработке документа будут проводить специальные консультации с экологическими организациями трех стран».

Экологи Польши занимают очень жесткую позицию в отношении предлагаемых маршрутов соединения Вислы и Западного Буга: здесь расположены ценные природные участки. А копать далеко в обход пока не хотят экономисты, ведь это значительно дороже.

Возникают и другие вопросы. Например, хватит ли воды, чтобы наполнить будущую водную магистраль. В частности часть белорусского транспортного пути (Днепр — Бугский канал), уже работает, наполняется водой, поставляемой по украинскому участку верхней Припяти. Поэтому ниже по течению река на десятки километров значительно обмелела. И на озерах Святое и Волянское, и в соседнем национальном парке «Припять — Стоход» отвод водички тоже сказывался не лучшим образом. Пока в 2010 году Беларусь и Украина при посредничестве международных организаций не подписали соглашение об управлении водными ресурсами в этом регионе.

Сейчас, по словам заместителя начальника Волынского управления водных ресурсов Александра Сергушка, на Виживському гидроузле (расположен ниже канала, которым воду Припяти отводят в Беларусь) ежедневно замеряют уровень воды. Только там фиксируют снижение тока воды ниже так называемых санитарных расходов, ее подачу в соседнюю страну перекрывают.

«Мы управляем шлюзом так, что наша Припять НЕ обмелеет, — отмечает господин Сергушко. — То есть сначала воды не будет у них, а только тогда у нас. Однако отмечу, что у нас два сухих года подряд, поэтому на Припяти естественные проблемы ».

Источник: Киевская правда

Дополнительные материалы по теме: