Трилинку неровно делят на проспекте Машерова при строительстве Западного обхода

29  Июня 2016 г.  в 08:23 : Недвижимость

Сайт Брестского горисполкома 27 июня сообщил, что на участке реконструкции проспекта Машерова работники Брестского ДЭП вручную извлекают трилинку из дорожного основания и что знаменитая шестигранная плитка – редкое дорожное покрытие, которое около 80 лет служит Бресту и некоторым городам Полесья.

Трилинку неровно делят на проспекте Машерова при строительстве Западного обхода

фото - Брестский горисполком

До трилинки главные улицы города над Бугом, как и улицы многих других городов, были вымощены круглым булыжником. По существу трилинка – зримая нить, связывающая нас с Брестом 30-ых годов ХХ века.

«В настоящее время работники Брестского ДЭП практически вручную ведут работы на данном участке, говорилось на сайте. С помощью техники только ослабляется прочность старой кладки. После чего плитка переносится на поддоны, оборачивается полиэтиленовой пленкой и доставляется к месту временного хранения на специально выделенную площадку у очистных сооружений». И всё это было ярко и доходчиво проиллюстрировано фотографиями с места события

Трилинку неровно делят на проспекте Машерова при строительстве Западного обхода

В свою очередь надо заметить, что использование трилинки по назначению ещё раньше применили бойцы Брестской погрангруппы. Они во время возведения скульптурной композиции героям границы у Тереспольских ворот очистили от трилинки часть неиспользуемой, бывшей польской дороги в глубине Кобринского укрепления, перевезли и уложили трилинку в проходе Тереспольских ворот и с внешней их стороны, на берегу Западного Буга. О чём в своё время писал «Брестский курьер». Теперь по старой шестигранной плитке каждый год, на рассвете 22 июня, пограничники несут венки с лампадами и горящими свечами памяти и опускают их в воду.

Трилинку неровно делят на проспекте Машерова при строительстве Западного обхода

Как сообщил недавно «Брестский вестник», орган горисполкома, на «прямой линии» главы Бреста Александра Рогачука, в частности, было сказано: «По поводу обнаруженной недавно на Машерова мостовой, мощённой польской трилинкой-шестигранником, председатель горисполкома дал задание городскому ЖКХ вручную отобрать, вывезти на склад и определить место для её использования в историческом центре Бреста».

Но пока суд да дело, строители генподрядного СУ-158 стройтреста № 8, которые в эти дни в районе ТЭЦ продолжают первую очередь Западного обхода города Бреста, совсем не отбирают её вручную, как это делают работники Брестской ДЭП на другой части проспекта Машерова, от улицы Коммунистической до ТЭЦ.

Трилинку неровно делят на проспекте Машерова при строительстве Западного обхода

Видимо, строителям СУ-158 некогда было читать «Брестский вестник», который писал о «прямой линии» председателя горисполкома и его бережном отношении к обнаруженной шестигранной плитке. В погоне за объёмами работ им некогда таскать вручную 30-килограммовые трилинки, бережно укладывать их на поддоны и обертывать полиэтиленовой пленкой. 28 июля они просто долбали ковшами экскаваторов мостовую из трилинки и грузили её в огромные самосвалы, которые, как говорят сами строители, отвозили кучи трилинок в Брестский ДЭП.

Вот так на одном и том же проспекте Машерова неровно поделили трилинку и отношение к ней строители разных организаций… А трилинкой этой на проспекте уложено под асфальтом немного-немало как полкилометра. Добавьте к этому и длину невскрытого ещё куска – от улицы Коммунистической до улицы Ленина, который ещё предстоит «освоить».

Трилинку неровно делят на проспекте Машерова при строительстве Западного обхода

Для справки: трилинка – это дорожная плитка шестигранной формы. Изобретена и запатентована польским инженером Владиславом Трилинским. Применялась в 1935-1939 годах в Бресте, других городах Полесского и других воеводств межвоенной Польши. Плитка имела шесть граней по 20 сантиметров и толщину в 15-20 сантиметров. Трилинка изготавливалась в металлических формах, в которые закладывали колотый базальтовый камень – сначала по углам, потом по периметру и потом в середине. Заготовка заливалась на половину высоты раствором высокой марки и на половину — тощим бетоном. Трилинка укладывалась прочным каменным основанием вверх. Для кромки дороги возле бордюров применялась особая пятигранная форма плитки.

Трилинку неровно делят на проспекте Машерова при строительстве Западного обхода

В Бресте плитку изготавливали рядом с городским парком. Для производства плитки использовали крупные куски чёрной базальтовой породы, которую привозили из карьера Янова Долина на территории нынешней Ровенской области. Отряд безработных колол эти куски до нужного размера.

Трилинку применяли также на строительстве дороги Кобрин-Пинск. Сохранилось несколько километров трилинки около Пинска. Производство плитки было организовано также и в Пинске, деревнях Снитово и Огдемер. В честь окончания строительства дороги в своё время на выезде из Пинска был установлен памятник из базальта, который использовался при производстве трилинки.

Автор: Владимир ЛЕВКОВИЧ