Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

15  Июня 2016 г.  в 09:15 : Тайный покупатель

С каждым годом потребление и производство хлеба в Беларуси снижается, а конкуренция между предприятиями, выпускающими его, растет. Леонид Брич, гендиректор крупнейшего в Брестской области производителя хлебобулочной продукции ОАО "Берестейский пекарь", рассказал агентству "Интерфакс-Запад" о поиске новых ниш, трендах на рынке хлебопечения и особенностях хлеба "по белорусским технологиям".

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

Сегодня "Берестейский пекарь" – это 8 заводов, расположенных в различных районах Брестской области, с общей численностью работающих свыше 2,1 тыс. человек, ассортиментом продукции, превышающим 700 наименований, и с боле чем 90-летней историей.

Доля предприятия на рынке хлебобулочных изделий области составляет в настоящее время 63%, и удерживать ее очень непросто, констатирует Леонид Брич. "Конкуренция очень высокая, как со стороны хлебопекарных предприятий системы потребкооперации, имеющих порядка 29% рынка, так и супер- и гипермаркетов и частных компаний", - пояснил он. Однако если бы ОАО не предприняло определенные меры, позволившие ему в свое время занять свою нишу не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, расклад мог бы быть совсем иным.

Каждому заводу своя изюминка

"Берестейский пекарь": не хлебом единымЛеонид Брич пришел на должность гендиректора "Берестейского пекаря" 13 лет назад. "Проанализировав ситуацию, я увидел, что надо что-то предпринимать, чтобы модернизировать производство, и не только в части замены хлебопекарного оборудования, хотя это тоже нужно было делать – многое было и морально, и физически устаревшим, – но и планировать дальнейшее развитие с учетом наших возможностей", - вспоминает гендиректор.

Прежде всего предприятие начало наращивать производство мучных кондитерских изделий, и к тортам и пирожным добавился широчайший ассортимент пряников, печенья, вафель, мучных сладостей. А их доля в общей структуре производства возросла с 7-8% до 20%.

"Мы понимали, что в условиях падения производства хлебобулочных изделий надо осваивать новые виды продукции, причем сделать это так, чтобы наши филиалы не конкурировали друг с другом. Поэтому вместе с директорами заводов искали специализацию, "изюминку" для каждого из них", - рассказывает Леонид Брич.

В результате на Брестском хлебозаводе была установлена линия по производству трехслойного печенья и пряников с начинкой и линия, выпускающая пряники и овсяное печенье, на Барановичском хлебозаводе – оборудование по производству сушек и снеков, на Кобринском хлебозаводе – по производству затяжного печенья по итальянской технологии. Столинский хлебозавод начал производство мягких вафель типа бельгийских, Лунинецкий - восточных сладостей типа щербета, козинаков и зефира, Давид-Городокский – ржаного солода, Ганцевичский – экструзионной продукции (кукурузных палочек).

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

Параллельно велось также техперевооружение основного производства – шла замена хлебопекарных печей на менее энергоемкие, механизировались процессы упаковки и нарезки хлебобулочных изделий. И организовывались центры удаленной экспедиции: это дало возможность концентрировать на них продукцию из разных филиалов, а затем, исходя из заявок торговых предприятий, оперативно развозить по всей республике.

"Все это потребовало значительных инвестиций, - отмечает Леонид Брич. - В общей сложности только за последние пять лет объем инвестиций в развитие предприятий, входящих в состав ОАО, составил порядка 13,5 млн евро".

"В ближайшие год-два проектов по выпуску новых видов продукции мы не планируем, - продолжил гендиректор. - Основная задача будет сфокусирована на мероприятиях, обеспечивающих нормальную работу предприятий. На Брестском хлебозаводе, к примеру, планируем реконструкцию трансформаторной подстанции – нынешней уже более 30 лет, на что потребуется около Br4,5 млрд. Необходимо также провести реконструкцию котельных и складов бестарного хранения муки на ряде хлебозаводов. Ну и, конечно, будем продолжать осваивать те мощности, которые у нас уже есть".

Новые ниши и ноу-хау

"В период работы над модернизацией наших заводов мы много ездили по разным странам в поисках нового оборудования и зарубежного опыта, которые позволили бы освоить новые ниши и загрузить наши мощности по производству хлебобулочных изделий", – отмечает Леонид Брич.

Одной из таких ниш стало производство замороженной продукции.

"Это глобальный тренд - когда хлебобулочные изделия поставляются в розничную торговлю после шоковой заморозки, что продлевает сроки их хранения до 6 месяцев. В Германии, например, их доля в продажах супер- и гипермаркетов достигает почти 80%. Производителям это позволяет упростить логистику и иметь устойчивый сбыт, торговым организациям – уйти от затрат на организацию собственной выпечки. По сути, все, что нужно магазинам – это холодильное оборудование для хранения такой продукции и печи для разогрева. При этом покупатель получает на выходе свежий, ароматный хлеб с сохранением всех его качественных характеристик", - поясняет собеседник.

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

Пионером этого направления в "Берестейском пекаре" стал Барановичский филиал, затем к нему присоединились Пинский и Брестский хлебозаводы. "Значительных инвестиций это не потребовало – не более 100 тыс. евро для каждого из заводов, направленных на закупку камер шоковой заморозки и холодильных камер, все остальное оборудование у нас уже имелось. Но это открыло новые перспективы для экспорта", - замечает Леонид Брич.

Пока доля замороженной хлебобулочной продукции не предприятии не очень велика - в пределах 7-10% от общего объема производства, но это направление определенно будет развиваться в будущем, убежден Леонид Брич.

Собственная разработка Пинского хлебозавода по производству хлеба с удлиненными сроками годности позволила ОАО начать сотрудничество с сетью "Евроопт", обеспечив тем самым поставку его продукции по всей республике. "На этом заводе было организовано производство хлеба по белорусским технологиям, но с европейским подходом по упаковке – в нее добавляется спиртовая основа, что продлевает срок реализации продукции до 3 месяцев. На сегодня в нашем ассортименте целая линейка таких хлебов с различными наполнителями – семечкой, курагой, пропаренным зерном – и различного развеса", - рассказывает гендиректор "Берестейского пекаря".

Эти меры, а также проект по расширению производства сушек и бараночных изделий позволили предприятию переломить негативную тенденцию падения производства хлебобулочной продукции. По итогам 2015 года в целом по объединению их реализация была обеспечена фактически на уровне 2014 года, а по итогам пяти месяцев текущего года наблюдается пусть небольшой, но рост (на 2%).

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

Что такое "хлеб по белорусской технологии " и за что его ценят за рубежом

В настоящее время "Берестейский пекарь" экспортирует около 5% всего объема выпускаемой продукции. В 2015 году выручка предприятия от экспорта составила $1,7 млн, за 4 месяца этого года - $566 тыс., или в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По предварительным оценкам, по итогам года поставки на внешние рынки сложатся в пределах $2 млн.

"Мы отправляем пряники в Грузию, солод в Украину, сушки, печенье, пряники и сухари в Германию. В Россию идет весь ассортимент нашей продукции – как кондитерские изделия, так и хлебобулочные, - рассказывает Леонид Брич. – Серьезно отработали вопрос поставки замороженных хлебов в Москву, прорабатываем этот вопрос с Грузией и Казахстаном".

В августе и сентябре представители предприятия намерены посетить крупные продовольственные выставки в Шанхае, чтобы оценить, с каких позиций там можно стартовать. "Мы сами себе поставили задание выйти на рынок Китая, - поясняет Леонид Брич. - Один из наших российских партнеров поставляет наши замороженные изделия в Китай. Значит, такая возможность есть. Почему бы не делать это самим, без посредников?"

Как замечает гендиректор, за рубежом высоко ценятся заварные хлеба, сделанные на основе традиционных белорусских технологий. И именно на них делается ставка при экспорте. "Это отдельный вид хлеба на основе натуральных заквасок, приготовленных на ржаном солоде по сложной многостадийной технологии. В некоторые сорта добавляются натуральные добавки – тмин, мед, картофельное пюре, семечки, сухофрукты. Благодаря этому заварной хлеб приобретает неповторимый аромат, прекрасные вкусовые качества и долго остается свежим", - поясняет собеседник.

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

Качество и здоровое питание

Ежегодно ассортимент выпускаемой предприятием продукции существенно обновляется: что-то уходит, что-то дорабатывается исходя из спроса покупателей, вводятся новые наименования.

"У нас раз в три месяца проходят дегустационные комиссии всего АО, и раз в месяц – каждого хлебозавода. Я как ее председатель стараюсь присутствовать на каждом из заседаний", - рассказывает Леонид Брич. "И это правильно. Руководитель должен держать руку на пульсе, в том числе всего того, что касается качества или новых видов продукции", - добавляет он.

Решающее слово на заседаниях дегустационных комиссий - за ним, признается гендиректор, но как человек компромиссный и демократичный, он прислушивается ко мнению своих специалистов. "Если оно очень резко отличается от других, естественно, я принимаю их сторону. Но в большинстве своем наше мнение совпадает", - замечает он.

"Берестейский пекарь": не хлебом единым

Сам Леонид Брич сейчас предпочитает воздушные ржано-пшеничные сорта хлеба. Но радеет за увеличение потребления чисто ржаных сортов как наиболее полезных для человека. В ассортименте предприятия такие хлеба есть, например, "Кутузовский", приготовленный из ржаной обдирной и сеяной муки и ржаного солода.

"Посещая Финляндию, мы увидели, что именно ржаной хлеб популярен там больше всего. Причем популяризация его идет на государственном уровне. Как следствие при ежегодно проводимых соцопросах на вопрос о том, какой самый полезный продукт, 9 из 10 финнов отвечают, что это ржаной хлеб. То есть там сложилась совсем другая культура питания по хлебу, и хотелось бы, чтобы у нас она тоже формировалась в этом направлении", - замечает собеседник.

Обращая внимание на вопрос контроля качества своей продукции, на "Берестейском пекаре" особо отмечают, что этот аспект - в безусловном приоритете.

"Да, мы ищем сегодня различные пути для снижения затрат: оптимизируем некоторые процессы, исключаем лишние звенья или позиции, которые можно сократить без ущерба для качества продукции или обеспечения производственного процесса, снижаем материалоемкость. Но мы никогда не пойдем на то, чтобы ухудшить саму рецептуру наших изделий или качественные характеристики ключевого сырья", - подчеркивает Леонид Брич.

В данной связи он призывает покупателей не бояться некоторых "Е", которые они могут увидеть на этикетке хлеба, изготовленного "Берестейским пекарем".

"В нашем хлебе фактически нет ничего кроме муки, воды, соли и дрожжей. Но, например, в соли, которую мы используем, присутствует противослеживающая добавка, которую мы обязаны вынести на этикетку согласно действующим регламентам. Она безопасна и разрешена к использованию в пищевой промышленности. То же самое и с дрожжами", - поясняет Леонид Брич.

Говоря о предстоящих задачах, гендиректор обозначает их так: "Продолжать удовлетворять потребность наших покупателей в высококачественной продукции по доступной цене и работать над расширением рынков".

Источник: INTERFAX