Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Руководитель брестской турфирмы: почему некоторые российские туристы уезжают и не возвращаются

30  Марта 2016 г.  в 10:19 : Разное: обо всём понемногу

Регулярно, в силу специфики своей работы, сталкиваюсь с зарубежными туристами, которые приезжают в нашу страну в надежде качественно и недорого отдохнуть. К сожалению, порой, отбывая на родину, они увозят не только положительные эмоции и впечатления. Что происходит? Почему складывается ситуация, при которой государство, постоянно трубящее о том, что надо развивать въездной туризм, на самом деле ориентировано лишь на массового организованного туриста и не уделяет должного внимания одиночкам? Почему мы, немногочисленные частные организации, работающие с индивидуальными туристами, теряем потенциальных клиентов, несмотря на огромные усилия, которые прилагаем для того, чтобы они остались довольны отдыхом?

Руководитель брестской турфирмы: почему некоторые российские туристы уезжают и не возвращаются

Ответы на эти вопросы, с одной стороны, очевидны, но с другой — говорить о них достаточно сложно. Я являюсь директором маленькой фирмы, которая создавалась в рамках государственной программы развития въездного туризма. Мы работаем только с частными туристами и малочисленными туристическими группами. Сотрудничаем с музеями, агроусадьбами, гостиницами. Большинство наших партнеров — энергичные, заинтересованные в привлечении клиентов специалисты. Но, к сожалению, есть и такие государственные организации, с которыми возникают проблемы, вызывающие у нас недоумение.

По данным одного из рейтинговых туристических сайтов, два города в Беларуси являются особенно популярными у зарубежных туристов — Минск и Брест. И если со столицей все понятно, то с Брестом не все так однозначно. Конечно, в первую очередь Брест — это транзитный город, поэтому более 80 % наших клиентов — люди, которые едут за границу или возвращаются обратно. Но не стоит сбрасывать со счетов и то, что для многих людей, особенно родившихся во времена Советского Союза, этот город нечто большее, чем просто приграничный перевалочный пункт.

Брестская крепость, Беловежская Пуща — эти объекты вызывают огромный интерес и находятся у многих в перечне достопримечательностей, обязательных к посещению. И там, и там действительно есть что посмотреть, чему удивиться, над чем задуматься. Но, как говорится, дьявол кроется в мелочах, и нам часто приходится слышать: «Все было великолепно, но…» Эти но нередко настолько возмущают приезжих, что те забывают все положительные эмоции, которые испытали от посещения нашей страны.

Поговорим, к примеру, о мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Никакой инфраструктуры для комфортного пребывания туристов ни на его территории, ни рядом с ним нет. Нет обменных пунктов, банкоматов, точек общепита, кроме маленькой кафешки на территории цитадели. Для того чтобы заказать экскурсию, посетителю нужно самостоятельно пройти половину крепости (а это отнюдь не близкий путь!).

Конечно, начав работу, мы увидели в Брестской крепости потенциал, провели переговоры с руководством мемориального комплекса, предложили заключить договор на оказание услуг по привлечению индивидуальных туристов и продаже экскурсий, которые оказывают научные сотрудники крепости. Но тут выяснилось, что на весь комплекс у них постоянная нехватка свободных экскурсоводов. На вопрос, где же прячутся от клиентов с деньгами остальные, мне было разъяснено, что кто-то занимается научной работой, кто-то уехал в командировку, у некоторых выходной.

Были и другие претензии со стороны гостей города. Иногда от клиентов поступали жалобы, что работники музея за полчаса до закрытия ходят и выключают в залах свет, всем своим видом показывая, что пора бы уже и честь знать. Заказать англоязычного экскурсовода нет ни малейших шансов. В музее обороны Брестской крепости даже туалетов нет!

Руководитель брестской турфирмы: почему некоторые российские туристы уезжают и не возвращаются

На протяжении двух месяцев продолжалось такое вялое и инертное сотрудничество: на выходных добиться экскурсовода было практически невозможно — они заняты. Предложения привлекать в нерабочее время сотрудников мемориала для обслуживания клиентов нашей фирмы категорически отвергались, как и предложение обучить за разумные деньги наших специалистов для работы на открытой территории комплекса.

Зато мы смогли серьезно проанализировать за это время потребности туристов и пришли к выводу, что часть клиентов хотят просто пройтись по крепости, сфотографироваться, посмотреть достопримечательности. Поэтому с января мы предложили туристам новую услугу — сопровождение. Наш дежурный сотрудник встречает клиентов и проводит их по любым объектам, открытым для свободного посещения на Брестчине, в том числе и по территории крепости. За три месяца услугой уже воспользовалось более 100 индивидуальных групп. География мест проживания наших клиентов от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Сочи.

Все вроде бы должны быть довольны: мы спокойно работаем, клиенты получают услугу, музеи — посетителей, государство — налоги. Но вот тут возникла проблема. Существует постановление горисполкома от 2003 года, в котором есть пункт о том, что на территории мемориального комплекса не разрешается проводить экскурсии сторонним экскурсоводам, даже тем, кто прошел аттестацию по теме «Брестская крепость-герой» в Национальном агентстве по туризму. Под это постановление руководство подвело и нашу деятельность, хотя экскурсионных услуг мы на территории мемориального комплекса не оказываем.

Помните поговорку про собаку на сене? Я даже не буду говорить о том, что такое положение противоречит закону о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, вышедшему десятью годами позже. А ведь конкуренция в туристической сфере — одна из ее основ. Меня беспокоит скорее то, что, не предоставляя альтернативы, в нас видят не партнеров, с которыми можно работать всем на пользу, а конкурентов. После долгих дебатов и взаимных обвинений мне кажется, что будет очень непросто вновь наладить конструктивные отношения с руководством мемориального комплекса, но мы готовы к переговорам в любой момент.

Подводя итог этой печальной локальной истории, я хотела бы обратить внимание на проблему глобальную: пока не появится четкого понимания, что государственный и частный секторы могут работать в тандеме и эффективно, мы не сможем стать по-настоящему привлекательной для туристов страной. Гостеприимная Беларусь — это не только красивые слова, это огромная работа, которую поодиночке выполнить невозможно. Нам говорят развивать туристический бизнес в стране и при этом изначально ставят в неравные условия работы с госучреждениями. И это притом что мы ни у кого «кусок хлеба» не забираем, а даже, наоборот, являемся поставщиком потенциальных клиентов. И уж тем более нелепо звучат обвинения в том, что мы хотим заработать деньги на историческом прошлом — сама постановка вопроса противоречит логике и банальным основам туристического бизнеса.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: ONLINER
Автор: Дмитрий Корсак
ONLINER