Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Промышленная готика и клинкерный (кирпичный) стиль города Бреста

1  Ноября 2015 г.  в 21:24 : История города Бреста

Красивые здания из красного кирпича постройки конца 19 и начала 20 века до сих пор служат украшением городских улиц.

Промышленная готика и клинкерный (кирпичный) стиль города Бреста

Это архитектурное наследие жителей Бреста, которое уцелело после двух мировых войн, пожаров и других природных и политических катаклизмов. Вот что можно найти в издании «Архитектура Беларуси» по этой теме:

Развитие капитализма II половины ХIХ века определило переворот в архитектуре городов и поместий Европы. Возникли новые типы зданий, заводы, фабрики, банки, торговые комплексы, железнодорожные вокзалы, эллинги, порты и другие, невиданные до того времени сооружения. От архитектора требовалась новая архитектура, позволяющая относительно быстро возводить надежные, функциональные, одновременно не лишенные художественной выразительности здания, с непритязательными в эксплуатации фасадами. Так возникло в середине ХIХ века и сформировалось во второй половине столетия новое архитектурное явление, вошедшее в историю архитектуры как «промышленная готика» или «кирпичный стиль».

Промышленная готика и клинкерный (кирпичный) стиль города Бреста

Зародившись, как промышленная, «кирпичная» архитектура переносилась на жилые и общественные здания, а затем и на культовые сооружения: церкви, костелы, синагоги. Модное течение не обошло и Брест.
Самому большому городу губернии и четвертому на Беларуси (после Могилева, Витебска и Минска), в основном деревянному, постоянно страдавшему от пожаров Бресту была необходима такая архитектура. До сих пор в городе сохранились здания, построенные в конце ХIX – начале ХХ вв. в «кирпичном» стиле. Это жилые и доходные дома по улицам Славянской-Медовой (К.Маркса), Вознесенской-Белостокской (Комсомольской - Советских Пограничников), Николаевской-Долгой (Куйбышева), Миллионной - Полицейской (Советская), Кривой (Дзержинского), Бульварный проспект (Ленина) и других. Особенно выделяются из их числа: здание мужской гимназии (старое здание педуниверситета), здания Городской Думы и Суда на Думской площади (площадь Свободы), первое утрачено, историческая застройка Северного Городка на Граевке, здание отделения дороги, железнодорожного депо и железнодорожные постройки на всех станциях города, интендантские склады и госпиталь, построенные Кроненбергом, корпуса железнодорожной больницы (сохранились фрагменты), форты крепости конца ХIХ века.

По сути «кирпичный стиль» был наиболее экономичной формой распространившегося в архитектуре Беларуси II половины ХIХ – начала ХХ в. ретроспективного (эклектического) направления в котором главную роль играли художественные и технические качества кирпича. Стены большинства зданий, на фасадах которых применялись элементы различных стилей, оставались неоштукатуренными и фактура кирпича хорошо сочеталась с лепными деталями. Часто архитекторы вообще отказывались от каких-либо стилевых признаков украшая фасады лишь кирпичным декором. В большинстве случаев это относилось к рядовой застройке, главным образом окраинной. Однако архитекторы умело использовали художественные качества кирпичной кладки и в больших монументальных постройках. Пропагандистом стиля были Хендрик Берлаге (1856-1934), создатель «амстердамской школы», И.С.Китнер, К.Шмидт, В.А.Шретер, Г.А.Буссе, Р.Б.Бернгальд, Т.Пояздерский.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

В архитектуре Беларуси «кирпичный стиль» прошел 3 этапа: 1)середина ХIХ в – 1860 гг. – переход под влиянием романтизма от классицистической стилистики к формам архитектурного наследия, в частности готики (освоение исторических стилей происходит в условиях тектонической системы классицизма); 2) 1860-90-е годы – широкое использование метода историзма, основой которого являлась последовательная ориентация на архитектурные стили прошлого; историзм на Беларуси развивался в условиях укрепления правительственного контроля за культурной жизнью и оформился в два направления – официальное (так называемое псевдорусское), с ориентацией на византийское и древнерусские образцы и диаметрально противоположное, связанные с национально-освободительными и демократическими идеями, ориентированное на архитектурное наследие Западной Европы; 3) 1890-1915 - возникновение на ретроспективно-эклектическом фоне новых архитектурных стилей: модерна и неоклассицизма.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: подготовил Юрий Макарчук
Виртуальный Брест