Пять нововведений, способных «вылечить» дороги. Комментарий Брестской ГАИ

2  Октября 2015 г.  в 17:50 : Разное: обо всём понемногу

Читая очередную сводку ДТП, не раз задаешься логичными вопросами. Например, почему водителя, виновного в аварии со смертельным исходом, ранее привлекали к ответственности более 50 раз, но так и не отобрали права? Или почему мать, садясь за руль и имея за плечами с десяток штрафов за вождение без прав, снова и снова рискует жизнью своего ребенка? Ответа здесь два: наш менталитет и пробелы в законодательстве. Какие пять нововведений помогли бы «вылечить» ситуацию на наших дорогах?

Пять нововведений, способных «вылечить» дороги. Комментарий Брестской ГАИ

Автор попросил ГАИ Брестчины прокомментировать, могут ли эти предложения быть введены в повседневную практику. В ПДД многих стран такие пункты прописаны давно и, как оказалось, некоторые вполне могут появиться у нас.

1. Введение балльной системы нарушений

Показательное применение: Франция, Чехия и др.

Система предельно проста. Денежные штрафы никто не отменял, но в комплекте с ними обязательно идут штрафные баллы. Шкала их начисления может быть разной, как и общее количество, достаточное для лишения прав. Во Франции, Чехии и некоторых других странах нужно набрать всего 12 баллов, чтобы лишиться прав на год или более. За разные нарушения можно схлопотать от 1 до 7 баллов. Вариантов внедрения балльной системы много.

Комментарий ГАИ: Возможность внедрения балльной системы нарушений обсуждается на самом высоком уровне вот уже несколько лет, и в ближайшее время, вероятно, она у нас появится. Конечно, будут некоторые различия с европейскими системами, но методика останется: за нарушения — штрафные баллы, при достижении определенного количества — лишение прав.

2. Тюрьма для бесправника

Показательное применение: Япония

При задержании водителя без прав японские инспекторы особо не церемонятся. К денежному штрафу прилагается тюремный срок, который может составить до двух лет. Причем, если вы попутно нарушите любой пункт ПДД, будучи при этом без «корочки», тюремный срок может вырасти, а в придачу к нему вы получите штраф в четырех- или пятизначном долларовом эквиваленте.

Комментарий ГАИ: Тут стоит сделать оговорку. В Японии тюремный срок грозит водителю, который ранее был лишен прав, но все равно сел за руль. Есть еще попросту никогда не имевшие водительского удостоверения — разграничение двух видов нарушителей обязательно. Что касается «лишенников», то мы нередко задерживаем таких людей и во второй, и в третий, и в четвертый раз. По сути, это водители-рецидивисты, и по отношению к ним японские методы — большие штрафы и тюрьма — очень хорошо работали бы. Это свело бы к минимуму и количество аварий с участием таких водителей. К сожалению, пока сотрудники наших правоохранительных органов очень сильно отличаются от японских коллег в области полномочий.

3. Тюрьма и колоссальные штрафы для пьяниц за рулем

Показательное применение: Китай, Япония, Италия

Самые жестокие правила борьбы с пьяными водителями введены в Китае. Вождение в нетрезвом виде (более 0,5 промилле) там обойдется в 500-2000 юаней (77-307 $), 15 суток заключения и лишение прав на 3-6 месяцев, причем санкции применяются одновременно. А не так давно в виде максимальной меры наказания за вождение в нетрезвом виде, повлекшее смерть человека, китайцы ввели смертную казнь. В Японии пока ограничиваются денежными штрафами колоссальных размеров — от 7 тысяч до 2,5 миллионов долларов. В Италии же свой подход: здесь штраф зависит от степени нарушения. До 200 евро можно отделаться за 0,5-0,8 промилле алкоголя в крови, до 320 евро — за 0,8-1,5 промилле, а при обнаружении более 1,5 промилле придется заплатить до 600 евро и сесть в тюрьму на два года.

Комментарий ГАИ: Вариант со смертной казнью мы, конечно, рассматривать не будем. Но человек, садящийся пьяным за руль, — это преступник. И здесь японский подход очень хорош. К нему можно было бы добавить пожизненное лишение прав. Ну а если сумел выплатить колоссальный штраф и сел без прав за руль, тогда будем работать по пункту 2. В Беларуси достаточно жесткие меры: за первый проступок подшофе — большой штраф, а за второй в течение года — еще больший штраф и конфискация авто. Но даже несмотря на это люди садятся пьяными за руль и в первый, и во второй раз — это входит в привычку. Значит, надо действовать жестче.

4. Жесткие рамки для велосипедистов

Показательное применение: ОАЭ, Германия

Речь не о том, чтобы лишить велосипедистов каких-либо привилегий. Наоборот, существующую велоинфраструктуру надо развивать. Но при этом любителей экологически чистого транспорта ставить перед фактом: хочешь ездить на велосипеде — соблюдай жесткие правила. Так недавно поступили в Объединенных Арабских Эмиратах, где велодвижение достаточно популярно. Но велосипедистам категорически запрещено появляться на скоростных автомагистралях и пешеходных дорожках — за это грозят солидные по нашим меркам штрафы. За опасную езду (сразу вспоминаются велолихачи на Советской!) можно также расстаться с энной суммой денег, а заодно и со своим двухколесным другом. Ну а наличие зеркал заднего вида, фар (а не катафотов!) сзади и спереди, звонка, шлема и светоотражающего жилета на велосипедисте идет по умолчанию. Так, к примеру, ночная езда без фар в Германии будет стоить вам 20 евро, а проезд на красный свет — от 40 до 180 евро в зависимости от обстоятельств.

Комментарий ГАИ: Наши велосипедисты активно перенимают опыт европейского велодвижения, но, к сожалению, никак не культуру вождения. Прежде всего нужно выучить ПДД, а потом уже выезжать на велосипеде. А штрафы у нас очень лояльные по сравнению с Европой. С другой стороны, и уровень развитости велодвижения несравним. В той же Германии велосипедисты должны получить специальное разрешение, перед тем как участвовать в дорожном движении. У нас же, в сущности, одна проблема: водители не готовы к появлению велосипедистов на проезжей части, а сами велосипедисты не готовы к движению по дорогам ни физически, ни психологически. Одними уговорами, что надо соблюдать ПДД, их не убедишь, и ужесточение административных мер могло бы помочь.

5. Идиотен-тест

Показательное применение: Германия

В Германии водителей приучили понимать все с первого, максимум со второго раза. В случае, если вы попались, скажем, на превышении скорости в третий раз (неважно, инспектору ли или на камеру), вам придет уведомление, что вы не только лишены водительских прав, но и для их возвращения обязаны пройти идиотен-тест. Видимо, в Германии считают, что, если ты с первого штрафа не понял, что нарушать не надо, со второго не понял, да еще и с третьего не понял, значит, ты — идиот. И добро пожаловать к психологам. Нужно посетить 40 занятий и выслушать лекции на тему, как правильно водить автомобиль, вести себя за рулем и как правильно должен думать настоящий водитель. Каждое занятие идет час и стоит 100 евро. Выходит, помимо штрафов за превышение нужно еще отдать за этот курс 4000 евро. После каждого занятия водителю ставят штамп: идиотен-тест можно проходить лишь при наличии всех 40. А вопросы на тесте могут и самого здорового человека сбить с толку. Простые звучат так: «Сколько всего в Германии поворотов?» Считать бесполезно, ведь их — всего два, левый и правый. Но под давлением «экзаменатора» вы про это начисто забудете.

Комментарий ГАИ: Как и с балльной системой нарушений, речь о введении психологического теста при получении прав в нашей стране идет очень давно. И внедрить его не мешало бы прямо с завтрашнего дня. Опыт Германии показателен: идиотен-тест проходят с раза тридцатого. Права там вернуть очень тяжело, и поэтому водители ценят свою «корочку» и боятся ее потерять. У нас же новые водительские права получить не так уж сложно: сдаешь теорию, практику — и снова на дорогу. Возможно, в будущем к этому добавится и психотест, который покажет, можно ли человека вообще допускать к дорожному движению. Может, этот тест и не будет таким сложным, как в Германии, но он определенно будет.

Вместо послесловия

На дорогах Брестчины уже давно внедрены и успешно работают многие инновации, заимствованные в европейских программах по безопасности дорожного движения. Человеческая жизнь — бесценна, и, может быть, внедрение этих пяти идей поможет разобраться с главными проблемами на наших дорогах: пьянством, беспечностью и самым обыкновенным хамством, когда из-за нерадивых водителей страдают совершенно невинные люди.