Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Междугороднее автобусное сообщение в межвоенном Бресте

11  Сентября 2015 г.  в 16:07 : История города Бреста

Когда в Бресте было открыто междугороднее автобусное сообщение? К сожалению, имеющиеся официальные сведения об этом обрывочные и далекие от достоверности. Известно, что уже летом 1911 года все города вдоль Брест-Литовского почтового тракта между Киевом и Брестом были связаны автобусным сообщением.

Междугороднее автобусное сообщение в межвоенном Бресте

Автобус межвоенного периода в Ленинградской области

И если регулярное городское сообщение в Бресте появилось только в 1940 году, то междугороднее было довольно развитым уже в период межвоенной Польши. Автобусная станция находилась на четной стороне ул. Ягеллонской (пр-т Машерова), между улицами Белостокской (Сов. Пограничников) и Переца (17-го Сентября). Отсюда автобусы отправлялись как по ближним (Малорита, Пружаны, Кобрин), так и дальним междугородним (Варшава, Седльце, Береза) маршрутам. Из междугороднего расписания 1936 года видно, что автобус на Варшаву уходил два раза в день ежедневно в 6 часов утра и 22 вечера.

Междугороднее автобусное сообщение в межвоенном Бресте

Автобус с прицепом в Москве. 1936 г.

Правда, с прибытием на конечную станцию, по всей видимости, возникали некоторые проблемы: если автобус, отправлявшийся в 22 часа, прибывал в Варшаву в 3.30 ночи, то утренний автобус прибывал только в 22.10 вечера. Не совсем понятно, каким маршрутом он ехал, если по прямой расстояние между городами чуть более 200 км. Учитывая неважное состояние автомобильных дорог в довоенной Польше и разрешенную скорость не более 50 км в час, время в пути 5 часов 30 мин. (для ночного рейса) выглядит более менее правдоподобно. Примечательно, что на обоих маршрутах (быстром и «кругосветном») стоимость проезда составляла 8 злотых.

Междугороднее автобусное сообщение в межвоенном Бресте

Автобус в Вильно. Фото 1940 г.

Вообще, глядя на это расписание, вполне может сложиться впечатление, что пешком дойти до конечного пункта будет быстрее, чем на автобусе. Рейс на Седльце был в пути около суток (отправление из Бреста в 15.20, прибытие – в 13.15), учитывая, что расстояние почти вдвое меньше, чем до Варшавы. Маршрут до Высоко-Литовска (Высокое) был в пути почти 12 часов, столько же длилась поездка до Пружан.

Автобусное сообщение полностью находилось в руках частников. Так, рейсы на Каменец и Высоко-Литовск выполнял некий пан Станислав Наданьский (стоимость – 2.50), маршруты на Ратно и Малориту держал пан Леонард Орловский (4 и 2.50 злотых соответственно). Линии в Пружаны, Березу и Кобрин находились в руках общественной организации «Союза Стрельцов» (стоимость – 5 злотых).

Междугороднее автобусное сообщение в межвоенном Бресте

Автобус в Латвии. Фото 20-х гг.

Фото межвоенных польских автобусов найти не удалось, но есть фотографии аналогичных автобусов Вильно, Ленинграда и Латвии того периода. Наверняка, по уровню комфорта они мало чем отличались друг от друга.

Междугороднее автобусное сообщение в межвоенном Бресте

автобус Вильно-Нововилейка. Фото 1937 г.

Как же осуществлялись поездки в таких автобусах? Вот некоторые подробности из автобусных сообщений межвоенного периода Западной Украины (наверняка, учитывая одно государство, нечто подобное было и в Бресте).

Междугороднее автобусное сообщение в межвоенном Бресте

Стоянка междугородних автобусов в Латвии. Фото 30-х гг.

Чтобы остановить проезжающий автобус, следует встать на остановке, расположенной на нужной стороне дороги, и, увидев машину, поднять вверх руку. Чтобы выйти не на конечной, надо уведомить об этом кондуктора. Автобусы останавливались только на официальных остановках. Уступать дамам места было не принято. Правда, стоячих пассажиров на междугородних маршрутах и не брали — слишком опасно. Кондуктору следовало прилично одеваться, на одежде носить кондукторский значок. Он не имел права подавать сигнал к движению, пока все, кто выходил из автобуса, не оказались на земле, а все, кто заходил, не занимали сидячие места. Кондуктору запрещалось пускать в салон нетрезвых людей, а также животных, которые могли бы побеспокоить других пассажиров. Запрещалось открывать двери автобуса во время движения, советовалось предостерегать пассажиров от курения в салоне, разговоров с водителем и громкого пения.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Олег Карпович
историк
Виртуальный Брест