Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

История: Брестская железнодорожная больница

18  Августа 2015 г.  в 12:18 : История города Бреста

Мы уже рассказывали про одну из старейших больниц Бреста – городскую больницу скорой медицинской помощи. В нашем сегодняшнем материале речь пойдет об одной из старейших больниц города – бывшей железнодорожной, расположенной на ул. Кижеватова.

История: Брестская железнодорожная больница

недостроенное здание поликлиники на месте бывших корпусов ЖД больницы

Вопрос о строительстве в Бресте ведомственной больницы был впервые поставлен главным инспектором российских железных дорог князем М.И. Хилковым еще в 1893 году. К этому времени город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов империи, который обслуживало почти 11 тысяч рабочих и служащих. Из этого числа в течение каждого года в стационарном лечении нуждалось примерно 400 человек, обратиться за медицинской помощью которым было практически некуда: имевшиеся на то время городская, еврейская и ряд частных клиник не располагали большим количеством мест.

План постройки и смета будущей больницы были утверждены весной 1897 года, тогда же и приступили к ее строительству. Для сооружения больницы было выбрано место в районе Граевского предместья города, на земле помещицы Пашкевич, выкупленной за 2841 рубль. На строительство было выделено 78900 рублей, еще 12 тысяч предназначалось на закупку необходимого медицинского оборудования. Кстати, новое здание бывшей железнодорожной больницы, которая сейчас известна как городская больница № 1, практически полностью расположена на месте того, самого первого здания.

История: Брестская железнодорожная больница

В январе 1899 года брестская железнодорожная больница была торжественно открыта. В ее состав входили главный корпус (состоявший из женской и мужской половин, хирургическим, терапевтическим и родильным отделением), инфекционный корпус, здание аптеки с лабораторией и квартирой провизора, жилой дом для сотрудников больницы, дом для дворников, часовня и дворовые постройки (2 ледника и 2 погреба). В главном корпусе имелось 8 одиночных палат, 2 двухместных, 3 четырехместных и 1 палата на 10 коек. Все больничные помещения были подключены к городскому водопроводу, примечательно, что водопроводные краны имелись в каждой палате. В отдельном деревянном здании позади главного корпуса размещалось инфекционное отделение, в котором имелось по 5 мужских и женских палат.

История: Брестская железнодорожная больница

недостроенное здание поликлиники на месте бывших корпусов ЖД больницы, фото 2011г.

В отдельном жилом здании помещались квартиры медперсонала и экономов. Читателю интересно узнать, как жили доктора в период Российской империи? Извольте: «квартира врача, площадью 27,11 кв. саженей (примерно 54 м2), состоящая из 5 комнат, передней, кухни и комнаты для прислуги». Прошу заметить, это была квартира не главного врача больницы. Новое медицинское учреждение возглавил хирург Николай Широков, имевший уже частную больницу на 4 места.

Штат больницы насчитывал 3 врача, 1 фармацевта, 3 фельдшера, 1 акушерку, 4 сестер милосердия, 6 сиделок, 1 эконома, 1 швейцара, 1 истопника, 2 дворника, 2 кухарки и 2 прачки.

Постройка больницы вместе с недвижимостью, оборудованием обошлась более чем в 100 тысяч рублей. Сумма по тем временам просто гигантская, если учесть, что зарплата младшего армейского офицера составляла примерно 50-55 руб. в месяц, а трехкомнатную квартиру внаем на городской окраине (современный р-н Кобринского моста) можно было найти за 15 руб. в месяц.

История: Брестская железнодорожная больница

один из корпусов и главный вход (ныне)

Новая больница пришлась как раз кстати для растущего города. Только в течение 1913 года в ней прошло лечение 630 человек. После первой мировой войны и последовавшей за ней падением одних государств и возникновением новых, город перешел во владение вновь образованной Польши. Некоторое время больница действовала под попечением Королевы Бельгии, затем перешла в ведение Польского общества Красного Креста, а в 1926 году была передана Польским железным дорогам. Доступна она была всем жителям города, но лечение в ней обходилось в 9 злотых в день. Известно, что директором больницы с начала двадцатых годов и до 1939 г. оставался Томаш Выжицкий.

История: Брестская железнодорожная больница

парадный вход больницы, начало XX века

После вхождения Западной Беларуси в состав СССР больница перешла в ведение Наркомата путей сообщения СССР и увеличена до 100 коек. В период немецкой оккупации персонал больницы продолжал свою деятельность, уже теперь оказывая помощь немецким железнодорожникам и военным, которым была отведена половина зданий. В 1944 г. больничное оборудование было насильно вывезено в Германию и оказалось в американской зоне оккупации, откуда было благополучно возращено летом 1945 г.

В 1954 году больница была расширена до 250 коек, а 1969 году – до 300 коек. К концу советской эпохи железнодорожная больница перешла в новый корпус мощностью 400 коек. В настоящее время отдельные постройки конца позапрошлого века используются городской детской поликлиникой № 1.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Олег Карпович
историк
Виртуальный Брест