Пограничники рассказали, как охраняют южные рубежи

28  Мая 2015 г.  в 13:24 : Граница, таможня, пограничники

Если на границе с Евросоюзом больше всего хлопот доставляет нелегальная миграция, то с украинской границы по–прежнему идет поток нелегально ввозимых товаров. Правда, в последнее время он значительно снизился. В Пинском погранотряде объяснили почему. Наша сторона всерьез взялась за укрепление рубежей.

Пограничники рассказали, как охраняют южные рубежи

Там, где раньше на «зеленой» границе препятствием для контрабандистов были лишь непроходимые леса и болота, а тропы прикрывали наряды, сегодня строится современный сигнализационный комплекс. Такой, как на западном направлении. А благодаря современной технике следить за порядком на кордоне стало намного проще. В этом я убедился воочию, проехав с помощником командира Пинского погранотряда Михаилом Бут–Гусаимом по участкам погранзастав.

По ходу движения — коротко о контрабандистах. Михаил рассказывает, что теперь на «зеленке» контрабандистов стало намного меньше, хотя тактику они не меняют:

— Подъезжают две машины с обеих сторон и перекидывают товар из одной в другую. Везут в основном одежду, обувь, запчасти, бытовую технику, мясо, спиртное. Только теперь прорваться через систему будет невозможно.

Первая точка — Ивановский район, пункт пропуска «Мохро», к которому примыкают КСП и охранная система. Михаил объясняет, что часто нарушители, у которых есть проблемы с документами, пытаются попасть в страну в обход пунктов пропуска...

Выходим из УАЗа, движемся по направлению к границе и упираемся в контрольно–следовую полосу. Метрах в ста — зеленый забор с колючей проволокой. Вдоль КСП идет наряд. Все как на границе с Польшей, если бы не знак «Украина», который виднеется на дороге, ведущей от пункта пропуска. Здесь, на этом участке еще не внедрены все самые современные технологии, которые есть, например, в Дрогичинском районе, где находится застава «Сварынь». Там, по словам пограничников, уже введен в строй новый сигнализационный комплекс — ни человек, ни животное не пройдет незамеченным. Причем новейшее оборудование распознает и того и другого. Михаил объясняет:

— Помимо давно проверенных средств, таких как контрольно–следовая полоса, барьер с колючей проволокой и сигнализацией, здесь, например, установлены сейсмические датчики, данные с которых выведены на монитор дежурного по заставе. Они фиксируют приближение и удаление любого объекта. Пограничники дистанционно могут распознать животное, человека либо транспортное средство, приближающееся к государственной границе. Поворотные видеокамеры просматривают местность и днем и ночью при помощи инфракрасных лучей.

Пограничники рассказали, как охраняют южные рубежи

Пограничный наряд на участке в районе пункта пропуска «Мохро»

Пока в Дрогичинском районе оборудовано 10 километров. Возведение рубежей основных инженерных сооружений — РОИС — идет на всем участке, охраняемом Пинским погранотрядом. Так что скоро «зеленка» закроется полностью. Кроме того, на контрабандных тропах пограничники строят дополнительные препятствия. Подъезжаем к одному из них. Михаил говорит, когда–то здесь был густой лес. Сейчас — делянка:

— Чтобы сделать полосу РОИС, убрать корни, закопать их, установить заградительный забор, вспахать КСП и установить технические средства охраны границы, мы только в прошлом году очистили от кустарника более 25 километров леса, заготовили более 2,5 тысячи кубометров древесины. Работы продолжаются и по сей день.

Проходим по дороге в глубь леса. Дальше — ров, за ним — ежи, напоминающие противотанковые, перетянутые колючей проволокой. Настоящая фронтовая преграда. Не хватает только подвешенных к «колючке» банок, чтобы распознавать лазутчиков. Впрочем, банки — это прошлый век. В наше время все видно с неба.

В Пинском погранотряде появилась вакансия пилота. Вот уже год здесь испытывают беспилотники и «автожир» — легкий винтокрылый летательный аппарат с новейшими системами наблюдения. Управляется он одним пилотом, поднимается в воздух и садится на любой открытой местности. Именно эти машины сформируют в отряде новое летное подразделение.

Пограничники рассказали, как охраняют южные рубежи

 

Михаил Бут–Гусаим показывает инженерные сооружения

Усилена граница и там, где, возможно, еще сохранились партизанские тропы. По болотистой местности наряды перемещаются на специальных вездеходах «Роса». В болотоходе размещается до пяти человек. Груз — до полутонны. Скорость, несмотря на огромные шины, накачанные специально под низким давлением, — до 70 километров в час. По сравнению с техникой «контрабасов» эта машина вне конкуренции.

Наряду со строительством инженерной системы на украинской границе активно развивается и инфраструктура. Мы проезжаем пункт пропуска «Верхний Теребежов», где сейчас идет реконструкция — скоро он будет введен в эксплуатацию. Далее автодорожный пункт пропуска «Невель» — уже оборудован современной интеллектуальной системой видеонаблюдения. И это еще не все. Михаил перечисляет:

— В прошлом году шли работы по строительству комплекса отдела пограничной службы «Дрогичин» и пограничной заставы «Сварынь», начато строительство пограничной заставы «Дивин» в Кобринском районе, подготовлена проектно–сметная документация на строительство пограничной заставы «Мохро» в Ивановском районе. За счет средств бюджета Брестского облисполкома ведется строительство пограничного поста «Невель» в Пинском районе. На 2015 год запланирована реконструкция пункта пропуска на железнодорожной станции Горынь.

Из «Невеля» выезжаем на новую дорогу. Ее построили за несколько месяцев к концу прошлого года, чем существенно облегчили жизнь как жителям деревень Невель и Семиховичи, так и пограничникам. Михаил говорит, что инициировали ее строительство пограничники:

— Раньше эти населенные пункты соединяла дорога, идущая через Украину, проложенная еще в советские времена, когда мы жили в одной стране. Сейчас транзит создавал проблемы для водителей и был нагрузкой для наших и украинских пограничников. Райисполком поддержал нашу инициативу и выделил на строительство дороги 35 миллиардов рублей. Теперь и обычным людям стало ездить намного проще, и у нас есть дополнительная возможность для оперативного маневра.

Под конец поездки я не удержался от вопроса. Предвижу шквал комментариев в интернете, мол, к чему укреплять границу с братской страной, когда еще недавно никаких систем не было. Как на это смотрят пограничники? Михаил ответил вполне рассудительно. С Украиной у нас нет даже виз. Туристам или тем, кто ездит к друзьям и родственникам, опасаться нечего. Кстати, в год через пункты пропуска на участке Пинского погранотряда проходят более полутора миллионов человек и свыше 200 тысяч единиц транспорта. Для тех, кто закон не нарушает, границы открыты. А вот черному бизнесу уже давно пора поставить прочный заслон.

О задержаниях и задержанных

С начала года на участке Пинского погранотряда задержано 240 нарушителей пограничного законодательства, из них девять — нарушители государственной границы. Выявлено более 500 нарушителей правил пребывания и транзита через Беларусь. Пресечено более 40 попыток незаконного ввоза товарно–материальных ценностей на сумму свыше 600 миллионов рублей, в том числе 5 единиц техники на сумму более 230 миллионов рублей. Среди задержанных подавляющее большинство по–прежнему составляют граждане Украины.

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram