Нет-нет, да и находятся уникальные проекты, которые предлагалось реализовать в нашем городе. Мы знакомим вас с ними просто потому, что это как некая другая реальность, город, в котором мы могли бы жить. Но, кто вложит средства в такое? Предлагаем вам хотя бы оценить творчество и познакомиться с архитектурным проектом «Комплекс мира», предложенным ещё в 2012 году.
1. Архитектурный проект Комплекс Мира стал победителем международного смотра-конкурса выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну, получив диплом первой степени. Учредитель конкурса – МООСАО Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию.
2. Так же проект получил диплом первой степени на 8-ом Республиканском конкурсе дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектруных школ Республики Беларусь.
КОМПЛЕКС МИРА
Начать хотелось бы с того, что в основе любого успешного проекта лежит логика, она может быть разной, подходы могут быть разными, но главное — она должна отвечать потребностям данной территории. Такими потребностями в нашем случае стали:
∙ регенерация территории заброшенного парка
∙ проектирование на этой территории концертного филармонического зала на 1500 зрителей.
∙ создания дополнительной точки туристического маршрута до Брестской крепости, которая бы эмоционально готовила человека к посещению мемориала
Итак давайте немного разберём контекст:
Это город Брест, его центр (фиолетовый), Брестская крепость (красный), чёрная точка это непосредственно наш проектируемый участок. Как мы можем видеть эти зона расположены близко друг к другу и неизбежно будут тесно взаимодействовать. Обратите внимание, что на всех жителей центра города имеется только одна благоустроенная зона рекреации — это парк.
На данный момент город развивается на юг и к 2018 году было принято решение продлить улицу Ленина через реку Мухавец посредством нового моста, для связи центра города с новыми жилыми районами. Это означает что существующему парку придётся взять на себя и эту нагрузку тоже.
Исходя из этих данных мы можем утверждать, что архитектурное проектирование заброшенной парковой зоны будет играть важную роль в устойчивом развитии города. Это позволит распределить нагрузку с прилежащих жилых территорий и улучшить экологическое состояние района.
Итак, давайте взглянем чуть ближе на проектируемый участок.
С разных сторон его окружают ТЭЦ, магазины и супермаркеты, жилые кварталы и река Мухавец. В северной части находится благоустроенная общественная территория с памятником пограничникам погибшим при нападении германии во время второй мировой войны. Непосредственно на самой территории, в данный момент находится оранжерейный комплекс с обслуживающими его зданиями и внутренним двором, но их состояние аварийное, поэтому они подлежат сносу. На набережной сохранился склад песка и старое оборудование для добычи мела, оно так же находится в заброшенном состоянии поэтому так же будет убрано.
Итак, зная всё это, каким же образом нам привлечь сюда не только жителей прилегающих районов, но и туристов?
Брест это город в котором не так уж много достопримечательностей, но всё же есть одна, которая каждый год притягивает сюда сотни туристов — это Брестская крепость. И поскольку Брестская крепость - это комплекс войны, я решил, что её на этой территории уже достаточно, так появилась идея создания антагонизма - Комплекса мира. Однако без военного прошлого мы бы не смогли оценить и мирное время, а это значит, что комплекс будет иметь так же и военные рефлексии.
Итак, весь комплекс начинается от памятника пограничникам, он как символ памяти войны, является началом пути. Этот путь представляет из себя ломанную аллею с красным акцентным стержнем, который символизирует предварительный этап военных действий, события предшествующие им: смятение, напряжение народа. По обеим сторонам этого пути, расположены подпорные стенки из ржавого металла, от памятника пограничникам, они постепенно начинают подыматься по мере сужения пути, и к выходу на площадь становятся выше человеческого роста, тем самым создавая ощущение сдавленности, угрозы.
В таком состоянии человек и попадает на площадь, там он видит скульптуру, стоящую посреди чистой глади воды. По краям водоёма стоят стёкла с рисунками, на них выгравированы старые военные карты, имена, планы. От выхода с «ломанной аллеи», прямо через воду к памятнику ведёт путь, он проходит между двумя его частями и уходит под землю на глубину около 2.5 метров.
Прежде чем рассказать, что происходит под землёй, нужно отметить роль этого памятника в формообразовании всего комплекса, ибо она велика.
Дело в том, что он является точкой максимального напряжения в этом ансамбле. Он как бы концентрирует на себе эмоции сдавленности, которые создаёт ломанная аллея и взрывается ими в сторону реки, создавая этим взрывом контуры будущих зданий: музея и концертного зала. Это метафорическое начало войны.
Далее нужно рассказать, что такое исторический срез, потому что именно в нём будут находится люди спустившиеся внутрь памятника на главной площади.
Этот срез является образом окопов, они начинаются от памятника, и продолжаются до самой набережной, образуя большую треугольную сеть подземных проходов, сверху, вместо потолка, проходы перекрываются стеклом, так что изнутри через них можно видеть небо, а люди находящиеся сверху могут беспрепятственно наблюдать за происходящем внизу.
Стенки этих окопов выполнены таким образом, что на срезе видны разные земляные слои, слой грунта, слой глины, слои сгоревших деревень, слои с разрушенными постройками и т.д. тоесть, эти срезы являются символом времени, которое прошло, символом истории этих мест. А над этим символом гуляют отдыхающие люди, наслаждаясь миром.
Отсюда вытекает следующее положение. Человек, который выходит на площадь, стоит перед выбором: он может обойти водоём с памятником и пойти дальше, говоря тем самым «да, это было, но я пришёл просто отдохнуть» либо, он может спуститься вниз и пройти через все те события, которыми богата эта земля и более того, принять эти события.
Далее площадь перетекает в нижнюю площадь, на которой и расположились наши проходы. Между ними появляются высаженные зелёнью треугольные островки, форма которых продиктована структурой окопов. Всё это зажато между двумя зданиями и является как бы последствием взрыва, но взрыва произошедшего давным-давно.
После того как человек прошёл три предыдущих участка комплекса, он попадает на набережную. Она представляет собой вымощенную деревом, 8-ми метровую полосу вдоль реки Мухавец. На всём её протяжении организованы трапециевидные островки, внутри которых высажены небольшие деревья и кустарники. Это позволяет в жаркий день укрываться в тени этой растительности, и комфортно проводить время, смотря на реку. Нужно отметить, что здесь также организован пирс, для курсирующего по реке теплохода «Гродно» «Комплес мира»будет включен в его нынешний маршрут и станет достойным окончанием экскурсии.
Помимо задачи организации пространства, была так же необходимость создания на этой территории концертного зала на 1500 зрителей, давайте немного рассмотрим его.
Здание концертного зала состоит из 4-х этажей, запроектированных в монолитном рамно-связевом каркасе, состоящем из монолитных железобетонных колонн, стен и жестко сопряженных с ними монолитных дисков перекрытий. Входы в это здание находятся в уровне нижней площади. Итак, на первом этаже расположилась круглосуточная медиатека и зона загрузки.
Далее, на втором этаже, расположилась зона фойе, зона помещений оркестрантов и администрации, непосредственно сам концертный зал и зона кафе.
На третьем этаже появляется верхний свет, а функции остались прежними — фойе, помещения оркестрантов, и сам зал.
На четвёртом этаже идёт продолжение верхнего света, администрация, фойе, и последний этаж концертного зала.
Несущие конструкции покрытия запроектированы в виде металлических ферм с параллельными поясами. Также нужно отметить, что это здание имеет эксплуатируемую кровлю, вход на которую осуществляется с главной площади, или с четвёртого этажа здания. Такая кровля позволяет организовать смотровую площадку и мягче вписаться в контекст.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что мы успешно смогли вернуть жизнь в район заброшенного парка. Мы обеспечили прилагающие территории дополнительной зоной рекреации и культурного досуга, а также создали рефлексирующую с Брестской крепостью среду. Используемый подход дал возможность включить этот комплекс в туристический маршрут города, и образно рассказать о чувствах, эмоциях, и последствиях войны спустя многие десятилетия после её окончания.
Эскизный проект подготовил Андреюк Андрей, Беларусь, Минск, 2012 год, источник