Международная триеннале малых форм графики и экслибриса пройдёт в Бресте

8  Января 2015 г.  в 11:44 : Брест - культурная столица Беларуси

В Бресте в мае месяце состоится выставка лучших работ Международного конкурса малых форм графики и экслибриса BREST PRINT TRIENNIAL-2015. Мы беседуем с автором и руководителем проекта, членом Белорусского союза художников, Международного союза UNIMA и членом международного жюри URAL PRINT TRIENNIAL-2013, художником-графиком Александром Григорьевым.

Международная триеннале малых форм графики и экслибриса пройдёт в Бресте

– Александр, как родилась идея провести триеннале малых форм графики и экслибриса в Бресте?

– От моих личных выставок, с моего опыта. Хочу сказать, что подобные выставки проходят в мире, и их достаточно много. К слову, и белорусские художники в них принимают участие. Но в Беларуси подобного проекта не было. Изначально была идея проводить такую выставку в жемчужине Беларуси – Беловежской пуще, в новом музее. Как говорится, проводить мероприятия подобного уровня в этом месте – Богом определено. Но по ряду причин, объективных и субъективных, этому не суждено было состояться. Проект пришлось перенести в Брест, где и были проведены две международные выставки-конкурсы «Беловежская пуща 600» и «Игры царей».

– Подобный проект – дорогостоящее мероприятие, с большими затратами не только финансов, но и организационных ресурсов...

– Согласен, не просто организовать выставку-конкурс подобного уровня. Это не только просто сделать экспозицию. Нужно провести работу с художниками на разных континентах, пригласить к участию лучших известных графиков и собрать их работы. Также собрать авторитетное и высокопрофессиональное жюри, которое определит лучших. Провести церемонию награждения на итоговой выставке, подготовить для всех участников, прошедших квалификационный отбор (а их бывает более 300), и отправить каталоги. Изготовить медали и дипломы лауреатам и провести церемонию награждения на итоговой выставке. А главное – постараться никого не обидеть, потому что триеннале – выставка подразумевает проведение раз в три года – должна существовать и в последующее время. От качества организации одного проведённого мероприятия зависит судьба всего проекта, задел следующей выставки.

Поскольку таких выставок в мире очень много, то они между собой тоже конкурируют. Поэтому нужно приложить максимум усилий для того, чтобы наша выставка – BREST PRINT TRIENNIAL-2015 – была лучшей и не оказалась последней. На первой выставке было высказано коллекционером из Минска Олегом Судленковым, что это проект мирового уровня, «Беловежская пуща 600» оказалась очень удачной и положила начало дальнейшему развитию проекта.

Международная триеннале малых форм графики и экслибриса пройдёт в Бресте

– Тема нынешней выставки-конкурса «Мир и война». Как родилось её название?

– Первые выставки международного проекта были отмечены конкретными темами, что несколько осложнило участие художников, т.к. на свободные темы авторы работы присылают охотнее. Но задачей проекта являлось собрать работы интересующих нас тем – это природа, развитие человека и культура.

Так, первая тема «Беловежская пуща 600» была посвящена природе и вопросам защиты окружающей среды. Вторая подразумевала развитие общества и называлась «Игры царей». А третья – как апогей развития цивилизации человека – «Мир и война». Художникам предстоит показать в своих работах, как цивилизация усугубляет и развивает человека, на каком уровне находится современный человек в культурном аспекте и т.д.

Ведь выставки проводятся не только для того, чтобы посмотреть на работы художников, но и для того, чтобы попытаться воспитать зрителей.

– Первые выставки прошли при поддержке спонсоров, а к третьей подключились власти, тем самым подняв проект на государственный уровень…

– Да, надо сказать огромное спасибо спонсорам, которые финансировали первые выставки. Потому что без их поддержки проект остался бы лишь на бумаге. Мне приятно, что на второй выставке присутствовал министр культуры нашей страны Борис Светлов, который дал одобрение подобному мероприятию, и проект получил поддержку Министерства культуры.  Надо сказать, моральную поддержку я имел от министерства культуры, проводя первую выставку. Однако личное знакомство с Борисом Сергеевичем прямо на выставке определило сущность и важность для всей страны подобного проекта. Что позволило мне обратиться к руководству области с предложением поддержки проекта как государственного. Одобрение было получено сразу. Местом проведения выбран областной краеведческий музей, который вместе с Брестским облисполкомом и Белорусским союзом художников является организатором BREST PRINT TRIENNIAL-2015. Смета составлена. По условиям выставки-конкурса лауреаты получают денежные призы, медали и дипломы, а все прошедшие конкурсный отбор участники – каталоги. Первая премия установлена в размере 1 тыс. долларов, вторая – 800 долларов и третья – 500 долларов США.

Международная триеннале малых форм графики и экслибриса пройдёт в Бресте

– А судьи кто?

– Квалификационный отбор и определение лауреатов проводит компетентное международное жюри из России, Беларуси, Литвы, Польши и Украины, в составе 6 человек. Председателем жюри традиционно является Заслуженный художник России график Олег Яхнин. Жюри приедет в Брест в начале февраля. В день оглашения протокола и объявления лауреатов в Бресте будет открыта выставка БИН («Белые Интер-ночи»), где будут представлены лучшие работы участников этого питерского проекта. Место проведения и время выставки будут объявлены дополнительно.

Протокол заседания жюри BREST PRINT TRIENNIAL-2015 будет сразу выложен в Интернет для оповещения всех участников на сайте краеведческого областного музея, а также в социальных сетях (Facebook и YouTube). Выставка состоится в мае в художественном музее в Брестской крепости. Надеюсь, что приедут лауреаты для получения наград, а также коллекционеры и любители малых форм графики и экслибриса. И что брестчане не останутся равнодушными к международному проекту. Ведь подобные выставки ставят перед собой цели – поддержку и развитие традиционно-классических техник печатной графики, ознакомление с современным уровнем эстампа в мире. По условиям конкурса BREST PRINT TRIENNIAL–2015 все присланные работы остаются в фондах музея для дальнейшей экспозиции на выставках, которые будут проходить в других городах страны. Будем надеяться, что цикличность мероприятий не нарушится и следующая выставка со свободной темой откроется в 2018 году в Бресте. Мне кажется, что Брест по праву назван культурной столицей Беларуси-2015. И международный проект BREST PRINT TRIENNIAL-2015 -- этому подтверждение.

-- Александр, спасибо за интервью. И благодарим за этот интересный проект, который не только оставит значительный след в культурной жизни нашей страны, но и поднимет её статус в сфере искусства в международном сообществе.

Источник: Брестский Курьер
Автор: Наталья АЛЕЙНИКОВА Фото Дмитрия ПОЧИНКА