Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Останки на ГОБК - часть древнего кладбища?

13  Ноября 2009 г.  в 18:34 : Криминал, происшествия

Останки на ГОБК - часть древнего кладбища?Автор: Жанна СИДОРУК

Прочитав в №44 «БГ» материал о костях, найденных на улице Героев обороны Брестской крепости, местные краеведы выдвинули свою версию происхождения этих человеческих останков.

Неравнодушный к истории города брестчанин Денис Турченяк предложил мне поучаствовать в необычном эксперименте - настоящем путешествии во времени. Выехав на место, где в конце октября 2009 года были обнаружены человеческие останки, мы сопоставили с помощью системы глобального спутникового позиционирования (GPS) две карты - современного города и план 1823 года. Добавлю: для того чтобы это стало возможным, ранее Денису Вячеславовичу пришлось адаптировать старые карты Бреста к нынешней системе координат.

Оказалось, что в десятке метров от находки, на углу древних улиц Войтовой и Виленской, располагалась Брестская Свято-Троицкая церковь. Денис Турченяк также обратил внимание, что в имеющейся у него работе 1895 года православного священника Льва Паевского «Городъ Брестъ-Литовскъ и его древнiе храмы» эта церковь описана, и там есть упоминание о церковном кладбище. Возможно, что черепа, кости и куски дерева, которые выкопали строители, - это кладбищенские захоронения.

Доктор урбанистики Ирина Лавровская считает такую версию вполне правдоподобной. Захоронения могут быть как древними (до середины 19 века, пока церковь не перестала существовать в связи со строительством Брестской крепости), так и более поздними: часто люди во время войн, осад и в других экстремальных ситуациях, не имея возможности похоронить близких или соотечественников нормально и памятуя о месте расположения древних святынь, подзахоранивали их там.

Лев Паевский заимствовал данные об этой церкви из книги «Liber visitationum Ecclesiae Cathedralis et Ecclesiarum Capitularium Brestensium», которую нашел случайно в одной из униатских церквей «как ненужный хлам». Как рассказал нам историк-краевед Анатолий Никитчик, это обстоятельное описание так называемых «капитульных» церквей Бреста Литовского было сделано во время генеральной их визитации (ревизии) членом Брестской униатской катипулы Корончевским в 1759 году.

Точная дата постройки, как и имена инициаторов возведения Брестской Свято-Троицкой церкви, в истории не сохранились. Осталась лишь легенда, что строили и жертвовали средства на строительство и ремонт на протяжении веков сами горожане. Например, в конце 17 века брестский мещанин по имени Тарасий пристроил к ней часовню, за что, вероятно, и удостоился чести быть подле нее погребенным. Даровали брестчане и земли, пахотные и под огород: в конце 17 века - Андрей Сацевич, Евдокия Белоножчинка, Мартин Чайковский, в 18-м - некто Гончарук.

В середине 18 века приход составляли Войтова улица, Завринче, за Великим мостом до мостка Малого жидовского, деревни Ложки, Тришин (епископская усадьба), Шпаковичи и Тополево. Прихожан насчитывалось на момент ревизии 462 души. Большинство из них были униатами.

При церкви было заведено братство. Сотня монахов ежегодно делала денежную складчину на освещение храма, починку и другие нужды, занималась земледелием на собственных огородах.

Но в 1759 году визитатор нашел один из самых древних брестских храмов в запустении. Деревянная однокупольная церковь была крыта гонтом (деревянной черепицей). Отдельно от нее стояла колокольня с двумя галереями, крыши которых требовали починки. Также «погостъ ея былъ без ограды». Настоятель того времени (священник Иосиф Шаталович) не имел при себе ни викария, ни дьяка, «по причине скудости средств». Жил настоятель в небольшой избе, крытой соломой.

Правда, в самой церкви находились богато украшенные иконы, писанные на холсте и на дереве (Пресвятой Троицы, Божией Матери с Предвечным своим сыном на руках, Спасителя и т. д.), немало драгоценных облачений для священников (ризы из французской материи с богатыми золотыми и шелковыми вышивками, подризники, пояса и проч.), серебряные и деревянные кресты, чаши, кадильницы, хоругви. Имелся полный круг славянских богослужебных книг, многие оправленные в бархат и серебро, которые у Свято-Троицкой заимствовали и другие церкви. Хвалу Господу возносили 4 колокола.

Противоречие между достаточно большим количеством прихожан и бедностью самого прихода Паевский объясняет тем, что не все верующие «полюбили унию, ея обряды и пастырей».

Так или иначе, Брестская Свято-Троицкая церковь просуществовала лишь до середины 19 века. Но если предположение Дениса Турченяка подтвердят судмедэксперты, о церкви и кладбище снова придется вспомнить археологам. Окончательных результатов экспертизы, по словам старшего следователя прокуратуры Ленинского района г. Бреста Дмитрия Климовича, нам придется подождать до конца ноября.
 

Источник информации: http:///ru/46/society/3003/