Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

21  Октября 2014 г.  в 12:45 : История города Бреста

ЧУПСП «Армиг» и ООО «Экомост», на основании планового задания на проектирование, разрешения и реставрационного задания Минкультуры, архитектурно-планировочного задания и других исходных документов разработало архитектурный проект объекта: «Историко-культурный комплекс «Брест». Превая очередь. Реставрация с реконструкцией Тереспольского моста с набережной и Тереспольскими воротами». Архитектурный проект разработан на основе концепции Историко-культурного комплекса «Брест», во исполнение пункта 1.2 протокола поручений Президента Республики Беларусь №38 от 20.12.2010, а также резолюции Главы государства от 26.08.2011 №17/81 (пункт 2 докладной записки от 09.08.2011 № 17/81 Главы администрации Президента).

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

Проект Тереспольских ворот, 1854 г.

Объект расположен на территории историко-культурной ценности категории "0" - комплекс фортификационных сооружений Брестской крепости (1836-1842 годы, 1911-1914 годы) в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 14.05.2007 №578 в редакции от 3.09.2008 №1288 (национальный реестр правовых актов РБ, 2007г. №119,5/25167). Со статусом историко-культурной ценности категории "0", под шифром 110Г000707, объект включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Со статусом историко-культурной ценности категории "0", под шифром 110Г000724, оборонительная казарма Цитадели, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Тереспольские ворота являются частью оборонительной казармы.

Мост предназначен для пешеходного движения с возможностью одиночного разового проезда обслуживающего транспорта массой до 45 т. Типов пролетов - 2 (русловый и пойменный). По конструкции руслового пролетного строения – мост подвесной. Пролетное строение пойменного прохода – из ж/бетонных конструкций. Пойменный проход расположен в пределах конструкций подвесного пролетного строения.

На основании проведенных комплексных историко-археологических исследований, архитектурным проектом предусмотрены решения:

- по воссозданию на период до 1914 года руслового пролетного строения и пилонов подвесного моста с реконструкцией под современные нагрузки существующих мостовых фундаментов, конструкций пролетного строения пойменного прохода, подпорных стен и подземных анкерных сооружений;

- по реставрации наружного и внутреннего фасадов Тереспольских ворот по состоянию 1941 года со следами войны, с реконструкцией существующих несущих конструкций и встроенных в них устройств натяжения и закрепления канатов под современные нагрузки моста;

- по воссозданию мостовых сходов к воде и оград прирусловых площадок моста по образу Саперной набережной в состоянии до 1939 года.

Инженерное обеспечение комплекса: наружные водостоки, электроснабжение, наружное электроосвещение и декоративная подсветка.

КОМПЛЕКСНЫЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования (раздел НИР) проведены в соответствии с Реставрационным заданием Минкультуры №11-01-03/38 от 6.07.2013г, Разрешением на право проведения работ на историко-культурной ценности от 5.06.2013 №11-01-08/390 и Заданием на проектирование от 23.06.2013.

Историко-архивные и библиографические изыскания

Воссоздаваемый подвесной мост связывает Цитадель и Тереспольское укрепление Брестской крепости, расположен на месте существовавших задолго до него деревянных мостов через реку Западный Буг, на древней дороге с Запада на Восток (в последствии - Варшавский тракт). Это первый подвесной мост Российской империи, памятник инженерного искусства, художественные достоинства которого неоднократно отмечались в трудах и записках путешественников того времени.

Оригинальные проектные материалы по строительству и ремонтам объекта сохранены в Российском государственном военно-историческом архиве: фонд 349, опись 4, дело 2391. Проект моста разработан группой российских военных инженеров в 1843-48 годах в комплексе с Тереспольскими воротами. Проект утвержден в 1854 году. В 1860 году мост уже эксплуатировался. По архивной документации, деревянные части моста ремонтировались в 1892 и 1909 годах.

До 1914 года длина моста между крайними анкерами подвесного строения составляла 159 м, при длине руслового пролета 91.9 м, ширине - около 9 м и отметке судоходного габарита в Балтийской системе высот 136.10 м. 

 Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

Тереспольские ворота. 1915-1918 г.

Русловое пролетное строение моста было собрано из деревянных конструкций, подвешенных к трем рядам канатов из стальной проволоки, опирающихся на железобетонные пилоны и закрепленных в подземных анкерных устройствах на Тереспольском укреплении (левый берег), а на Цитадели (правый берег) - в конструкциях Тереспольских ворот. При этом, ворота являлись неотъемлемой и неделимой частью моста: в них была устроена система натяжения и закрепления (анкеровки) мостовых канатов.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

 Тереспольские ворота. 1915-1918 г

Между анкерными устройствами и пилонами подвесного пролета на Тереспольском укреплении имелся пойменный проход шириной около 14 м, пролет над которым перекрывался деревянным настилом по кирпичным аркам.

Пилоны моста были оштукатурены и окрашены, декорированы чугунными маскаронами, часть которых находится в музее Брестской крепости. Снаружи ворота также были оштукатурены и окрашены. На сохранившейся акварели того времени отчетливо видны белый и светло-охристый оттенки окраски элементов ворот. На центральных пилонах моста и на порталах ворот располагались чугунные с позолотой "орлы" - гербы Российской империи. В целом композиция моста была конструктивна и легка.

В 1914 году, при отступлении российскими войсками демонтируется один ряд пилонов, один ряд вант и весь настил моста. В 1915 году немцы восстанавливают одну полосу моста.

К 1930 году на месте вантового моста, в его габаритах, польскими саперами строится мост на деревянных опорах с пролетными деревянными фермами. Так как высота деревянных ферм была намного больше высоты подвесного пролетного строения, то, чтобы сохранить судоходный габарит, примерно на 2.2 м была поднята проезжая часть, были до бетонированы прирусловые подпорные стенки моста, подсыпаны подъездные дороги к нему на обоих берегах. Судя по чертежам 1848 года, на острове были засыпаны каменные подпорные стены с арочным пойменным проходом. Подсыпка съезда с моста у Тереспольских ворот была решена с устройством подпорных стенок и ограждений. Справа от моста была устроена так называемая Саперная пристань.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

Тереспольские ворота. 1939 г.

В результате поднятия отметок настила моста, композиционно, ворота оказались как бы "в яме". Может поэтому, для акцентирования ворот, над ними была надстроена трехэтажная башня. Ансамбль по стилю и силуэту был принципиально изменен и просуществовал до начала Великой отечественной войны.

В 1941 году штурм крепости велся с применением тяжелой артиллерии. В барбакан, рядом с воротами, попал снаряд системы "Карл", разворотивший дальнюю от ворот часть барбакана и саперную пристань. Была разрушена часть здания между воротами и барбаканом. От прямых попаданий пострадала башня, надстроенная над воротами "за польских часов". На фотографиях того времени видно, что здание ворот в габаритах до 1914 года не было разрушено. Фасад со стороны моста получил повреждения на отдельных участках наружной кладки стен, декоративных деталей и кровли. Хорошо сохранился внутренний фасад ворот.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

 Тереспольские ворота. 1941-1944 г.

Накануне приезда в крепость Гитлера и Мусолини, в августе 1941 года, силами пленных, аварийная надстройка ворот была разобрана, за счет обломков - поднята поверхность проезда. Для обеспечения транспортного габарита, отметка верха проема ворот со стороны моста была поднята с изменением очертаний проема: арка была заменена на прямоугольный проем, в стену - заведена перемычка из стального профиля.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

 Тереспольские ворота. 1941-1944 г.

В шестидесятых годах начались работы по созданию мемориального комплекса "Брестская крепость-герой". С целью усиления эффекта героической обороны крепости и раскрытия центральной композиции мемориала, была разобрана большая часть кольцевой казармы, проведено масштабное превращение в руины построек внутри цитадели с последующей консервацией руин. Сохранившаяся у ворот часть барбакана и часть самих ворот, особенно сохранившийся внутренний фасад ворот, были разобраны с имитацией руин. По видимому, разборки и превращение в руины построек усилило эффект героической обороны, однако оно не отвечает исторической правде и, несомненно, в итоге привело к снижению общей историко-культурной ценности крепости как памятника фортификационного искусства.

Археологические исследования и архитектурно-археологические обмеры

Для изучения культурного слоя и подземных сооружений Тереспольского моста и ворот в июле-августе 2013 года, а также в июне 2011 года, в зоне строительства были проведены археологические раскопки. Раскопки проведены филиалом "Брестреставрацияпроект" (объекты №35-13, №17-11). 

Архитектурные обмеры подземных сооружений (фундаментов моста и ворот, анкерных устройств ворот, арки пойменного прохода, анкерных сооружений и насыпей подъездов моста на левом берегу) проведены по результатам археологических раскопок. Подземные сооружения обмерялись мерными лентами и рулетками с применением нивелира и теодолита.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

Тереспольские ворота. 2013 г.

Сохранившиеся надземные сооружения (Тереспольские ворота, прирусловые подпорные стены моста, их гранитная облицовка на обоих берегах) обмерены по натуре в целом и по отдельным элементам. Обмеры в целом выполнены методом фотометрии. Отдельные элементы (сводчатые перекрытия, кровля, плиты облицовки, стальные седела и крепления канатов) обмерены вручную. 

АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ

Мост воссоздается по состоянию на 1914 год, набережная - по состоянию на 1939 год (польские времена), ворота - по состоянию на август 1941 года. Относительная отметка 0,000 соответствует абсолютной отметке 135.27 в Балтийской системе высот. Мост предназначен для пешеходного движения с возможностью разового проезда обслуживающих автомашин массой до 45 т. с учетом требований Задания на проектирование и ТКП 45-3.03-227-2010. Проектом обеспечен судоходный габарит с отметкой низа конструкций 136.2 в средней части пролета моста, соответствующий ТУ РУЭСП "Днепробугводпуть" от 18.06.2013 № 01-19/1670.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

Тереспольские ворота. 2013 г.

Архитектурные решения предопределены конструктивной схемой моста, аутентичной мосту до 1914 года: три ряда несущих канатов подвешены на трех рядах железобетонных пилонов, расположенных на правом и левом берегах реки. На правом берегу канаты запакованы и закреплены в конструкциях Тереспольских ворот и в проектируемых подземных устройствах, являющихся неотъемлемой частью моста. На левом берегу канаты закреплены в реконструируемом подземном анкерном сооружении. По историческому аналогу воссозданы план моста и объемные параметры его конструктивных элементов, с заменой исторических деревянных несущих балок настила и ферм боковых ограждений на стальные профили по историческим размерам. Покрытие моста выполнено с имитацией исторического дощатого настила. Существующие гранитные облицовки подпорных прирусловых стен моста на правом берегу (у ворот) реконструируются, перекладываются с учетом военных разрушений и мер по усилению фундаментов пилонов моста. На левом берегу, под новые нагрузки реконструируются существующие фундаменты пилонов и подземное анкерное сооружение, обновляется засыпанный арочный проход в подземной прирусловой части моста. Существующие гранитные облицовки аутентично перекладываются и дополняются. Несущие пилоны воссоздаются по историческому аналогу. Маскароны и гербы Российской империи на пилонах показаны в габаритах, должны дорабатываться как художественные работы.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

Сапёрная пристань. Вид на Тереспольские ворота по состоянию 1941 года

Входы на мост решены по без барьерной схеме в отметках близких 1914 году. Со стороны Тереспольских ворот, справа моста устроена набережная со сходами к воде. Набережная воссоздает Саперную пристань польского времени, размеры ступеней сходов набережной приняты по историческим габаритам, отличающимся от действующих норм.

Первый подвесной мост Российской империи был в Бресте, и есть планы по его реконструкции

Прирусловые сооружения моста на Пограничном острове. Вид сверху

Тереспольские ворота воссозданы по состоянию августа 1941 года: реставрируются башни, кровля и отделка наружного и внутреннего фасадов с учетом следов войны, реконструируются: на отдельных участках разбираются и перекладываются несущие стены и перекрытия согласно рекомендаций обследования их несущей способности, проектных нагрузок и решений по запаковке и закреплению канатов моста в конструкциях ворот. Перед наружными стенами, с нормативными отступами от существующих сетей, запроектированы подземные анкерные сооружения (бункеры). 

Земляные работы вести только с археологическим наблюдением и представителем РЭС в зоне кабелей на правом берегу. Конструктивные решения разработаны ООО «Экомост» (объект №29/13).

Источник информации: http://www.ecomostbel.ru