Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брестский Свято-Николаевский cобор в первой половине XIX в

17  Октября 2014 г.  в 12:13 : История города Бреста

Предлагаем любителям истории работу студенки 4 курса Татьяны Анатольевны Никитчик при участии Анатолия Никитчика. Объектом исследования является брестский греко-католический Свято-Николаевский собор в первой половине XIX в. Указанный период является завершающим в его долгой истории (1412-1842).

Брестский Свято-Николаевский cобор в первой половине XIX в

Цель исследования: на основе критической оценки источников, аналитического сравнения сохранившихся документов и архивных чертежей по Свято-Николаевскому собору дать, по возможности, подробное описание его истории, смены архитектурных поколений, выявить при этом мотивы, провоцирующие эти изменения. Сравнить имеющийся картографический материал для установления неизвестных до этого времени физических параметров здания. Объяснить смену архитектурных поколений здания политическими процессами, происходящими в городе, епархии, митрополии и государстве. Представить новую хронологическую шкалу смены строительных поколений здания в указанный период. Локализовать план собора на топоподоснове для дальнейшего исследования, возможной фиксации на местности с помощью выразительных архитектурных, художественных, технических решений. Вышеперечисленные этапы позволяют мотивировать построение 3D-модели посредством изображения смены всех известных образов собора с применением лазерной графики (проекция над местом, на экран, на водную пленку и т.п.).

Брестский Свято-Николаевский cобор в первой половине XIX в

Важная составляющая этой работы, ее генеральный мотив − пробудить действительный интерес к самому главному сакральному памятнику города для возвращения его в современный культурно-исторический процесс накануне первого миллениума, празднование которого намечено на 2019 год. Методы: библиографический поиск, архивное исследование, критическое и аналитическое сопоставление данных по истории здания. Нынешняя работа является последней в цикле статей, посвященных истории и архитектуре берестейского собора святого Николая.

Брестский Свято-Николаевский cобор в первой половине XIX в

Масштабы изыскательской, аналитической и проектной работ, выполняемых в рамках проекта «Брест 2019», посвященного приближающемуся первому миллениуму (1000-летию) города огромен. Она достаточно подробно освещается в местной и республиканской прессе, сайте ibrest. Впервые в тысячелетней истории города решено провести масштабное исследование с целью ревитализировать оба городских ядра: старое − летописное Берестье - военная крепость - Мемориал и новое − современный город Брест. Международный проект «Брест 2019» занимается поиском концепций, вариантов архитектурных решений для выявления мотивационных и коммуникационных связей, на основе которых будет возможно взаимодействие старого и нового брестских полисов.

Брестский Свято-Николаевский cобор в первой половине XIX в

При решении поставленной суперсложной задачи проект, однако, не учитывает значительный объем накопленного знания по старому городу Берестью. Рамки проекта ограничиваются событиями от устройства крепости (1836-1842) до наших дней. Весь мощный культурно-исторический пласт старого города, давший ему и имя и статус южной столицы ВКЛ (времена Витовта), пока оставлен вне интереса проекта. Автор считает это вынужденной мерой, т.к. за такой короткий срок (2013-2019) расшифровать потерянный материнский пласт Берестья не представляется реальным. На это нужны десятилетия. Историей старого города профессиональные историки занимаются эпизодически, поэтому большинство изданных материалов носит научно- популярный, а зачастую наративный характер.

Брестский Свято-Николаевский cобор в первой половине XIX вЭтому причин было несколько: доступность архивных и научных публикаций, интерес, отсутствие цифровых технологий. В последнее время, благодаря именно цифровому носителю, знание о городе находится на пороге информационного взрыва. Информация востребована, ожидаема, обнаруживает резонанс в брестской культурной среде, одним словом, развивается бурно.

Исключительно в связи с этой датой приобретают особое значение исторический, культурный, военный, политический, промышленный массивы информации, собранные в последние годы. Изучать истоки Берестья необходимо, кроме прочего, для восстановления утерянной преемственности ушедшего города с ныне существующим.

Берестье − это удивительное образование на краю русьской земли, сотворенное стратегическим интересом Руси, остается таким и по сегодняшний день. Город − крепость − город на черте. Так сложилось в истории развития европейской цивилизации, что город Берестье, уже во времена хрониста Титмара, носил звание города, наряду с Киевом, а географически оказался на границе не только двух государств − Руси и Польши. Он находился на границе двух цивилизаций, двух вероисповеданий (восточного и западного), что естественно не могло не найти отражение в его строительстве и развитии. Легко заметить, что

именно в этом цивилизационном межграничье рождаются такие события, как унии: Кревская (1385), Виленская (1401), Городельская (1413), Люблинская (1569), Брестская (1596). А их количество показывает, что универсальная форма объединения государств не была выработана, скорее, в принципе невозможна.

Невозможно соединить разное. В нашем городе была принята лишь последняя религиозная уния, но все события вышеперечисленных дат из истории ВКЛ самым тесным образом вплетены в существо Берестья. Можно сказать, что оно их соавтор. Крещение Руси началось в 988 г. с памятного торжества в Корсуни, когда Владимиром I Святославич принял византийско-греческую веру.

Распространение ее шло быстро. Все сыновья Владимира были крещеными. Берестье с первых лет своего существования было под влиянием г. Владимира Волынского. Сложное время X-XII столетий, время формирования удельных княжеств, не сообщает нам о существовании в городе храма какой-то конкретной конфессии. Только в 1288 г., во время похорон Владимира Васильковича, его двоюродным братом Мстиславом Даниловичем, наследником владимиро-берестейской земли, в панегерике умершему князю Владимиру была упомянута первая берестейская церковь, основанная им и освященная в честь святого Петра. Следы этой церкви и в источниках и по археологии не обнаружены до сих пор, образуя таинственный духовный фантом. Более удачной является история второй берестейской церкви, освященной в честь святого Николая, просуществовавшей около 430 лет. Она была основана во время Александра-Витовта (точное время неизвестно) и является почти ровесницей одного символического события − получения городом магдебургского права в 1390 г. Это первенство относится не только ко всей территории нынешней Беларуси, но и ко всей территории ВКЛ. Вильне в 1387 г. была пожалована неполная форма магдебургского права. Берестье прирастает новыми землями, увеличивается население. Введение магдебургии разрушило обрядовую однородность. В городе начинают строиться сакральные здания. К православной церкви святого Николая добавляется костел Святого Креста и Успения Пречистой Девы Марии (1412), позже строится синагога. Это очень характерно и знаменательно, что с первых лет своего существования в новой экономическо-политической формации город имел храмы. С того времени он с ними не расставался практически никогда. Храм сопровождал город, город нуждался в храме. Разделить эти сущности невозможно, в городе они самостоятельно не существуют: храм превращается в закрытый монастырь или кляштор, город превращается в замок. Храм для города являлся его сердцем.

Именно по этой причине истоки духовных корней так важны в наше время. История собора святого Николая символична и поучительна. Он прошел вместе с городом, с его верующим горожанином сложный, порой трагический путь и является своеобразным зеркалом, в котором отражаются и светская организация и духовная жизнь. Изучая историю церкви мы познаем исчезнувший город, который в проекте архитектурной секции Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры (2011) символически назван «Атлантида восточной Европы». Парадокс в том, что Старый Свет исчезнувшую Атлантиду упрямо и методично ищет, а наша Атлантида все более и более усугубляет свой статус таинственности, переживая в эти дни торжество тысячелетия. Наиболее показательным и достойным.

Примером этого тысячелетия является собор святого Николая, опережая берестейскую ратушу и лишь по энергетическому посылу в чем-то равняясь с берестейским замком.

Предыдущие статьи рассматривали историю и архитектуру здания за исторический период от первого упоминания до конца XVIII в. Последний период его истории от Третьего раздела Речи Посполитой (1796) до введения в строй российской фортификации по плану Карла Ивановича Оппермана (1843) завершает исследование его архитектурно-строительной истории. Период, на мой взгляд, наиболее трагичный из всех предыдущих. Ничего удивительного, каждая «розруха» в городе непременно касалась собора святого Николая. Создается впечатление, что он существовал в городе для того, чтобы испытывать на себе чью-то политическую волю. Брестская капитула свое главное здание уважала и как могла оберегала. Представителем другой точки зрения был базилианский Орден, который физически разбросал до последнего кирпича Николаевский концепт 1807 г. Время, когда неизвестным архитектором старое здание талантливо приспосабливалось к реалиям нового времени, было временем внутреннего кризиса греко-униатского обряда, который практически разрушил сам себя изнутри, а собор, как его лицо, уже не имел политического влияния уровня конца XVI в. и не концентрировал вокруг себя какую-то политическую влиятельную силу. Снос остатков его внешней оболочки был непринципиален, т.к. назвать храмом то, что осталось нельзя.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Произошло то, что произошло. Дело не в том, что Собор как лицо всего верующего города греко-католического обряда, представляет все его церкви, не теряет статус соборности, несколько раз меняет свое физическое выражение, разбирается, вновь строится, горит, реконструируется под православный храм, а в том, что он исчезает навсегда. Остаются только разнородные, часто противоречивые следы его истории как назидание сегодняшнему поколению.

скачать работу полностью

автор - Татьяна Никитчик