Незадолго до своего пятнадцатилетия брестский аэроклуб прекратил свое существование

31  Октября 2009 г.  в 20:36

Документ горисполкома от 28 августа нынешнего года подтверждает этот факт. Однако сами авиаторы не согласны с таким решением и считают трехлетний процесс ликвидации “искусственным”.

Как это было

Авиационным традициям Бреста, берущим начало с 1885 года, могут позавидовать многие города мира. Брест по праву считается колыбелью развития авиации в России. В 1885 году здесь была создана первая в российской армии специальная воинская часть под названием “Кадровая воздухоплавательная команда”. В том же году под Брестом прошли первые войсковые маневры с участием воздухоплавательных аппаратов.

В 1995 году была создана первая авиационная общественная организация “Аист”, аэроклуб и учебно-методический центр. На Всесоюзном смотре-конкурсе сконструированный брестскими летчиками сверхлегкий самолет “Братья Райт” победил, получив награду “За высокие технические достижения”. Впервые в СНГ тут сконструирован и испытан мотодельтаплан схемы “Дуэт”. И, наконец, “аистята” первые в мире отважились на прыжок с парашютом с дельталета!

Аэроклуб также является инициатором проведения девяти Международных фестивалей сверхлегких летательных аппаратов и воздухоплавания “Славянское единение”, известных далеко за пределами СНГ. Автором и руководителем фестиваля многие годы подряд был ветеран Вооруженных сил СССР, участник войны, воин-интернационалист Алексей Дяченко. Он же долгое время председательствовал в первичной организации БелОСТО Брестского отделения железной дороги, при которой существовал “Аист”. Вот его мнение насчет того, что происходит вокруг клуба и фестиваля:

– Фестиваль задумывался по подобию “Славянского базара” и проводился в преддверии Дня победы не как простое авиационно-спортивное и культурное шоу с участием воинских подразделений и пограничников, а как международное политическое мероприятие программы молодежного движения. Зрелищный фестиваль воспитывал в молодых любовь к Родине, защите Отечества, вовлекал их в авиационные и другие виды спорта. В США, к слову, в то время было 17 000 скаутских аэродромов и взлетных площадок.

Именно по вине областной структуры ДОСААФ во главе с Николаем Арсеновичем были ликвидированы единственная в городе первичная организация и аэроклуб “Аист”. Притом в то время, когда вышли такие основополагающие документы по ДОСААФ, как Указы президента РБ № 336 и 700 и “Комплексная программа развития технических, авиационных и прикладных видов спорта в Брестской области на 2009-2013 годы”. В уставных задачах ДОСААФ и “Комплексной программе” областная структура должна выступать главным инициатором и объединять стремление молодежи к занятиям техническим творчеством. А что Арсенович сделал на практике? Он не только не разобрался в ситуации “Аиста”, не принял никаких мер по укреплению деятельности первички и аэроклуба, но и выступил активным ходатаем перед местными властями и республиканским ДОСААФ об их ликвидации. Кому это было выгодно? С какой целью уничтожался “Аист”? Для создания нового парашютного клуба? Но ведь “Аист” – это многопрофильная организация, в которой теперь уже руководитель вновь созданного клуба Лариса Басаргина и обучала парашютистов. Так почему не перевести аэроклуб в статус городского? Или для “кресла” Ларисы Викторовны нужно было создавать отдельный клуб? Кто ответит на все эти вопросы? И еще один немаловажный момент. В результате гибели первички и аэроклуба в городе исчез и международный фестиваль “Славянское единение”. Его возможно воскресить только при условии восстановления статуса аэроклуба и возобновления деятельности первички как центра, вокруг которого происходили эти важные в истории Бреста события. Я признателен бывшему мэру Бреста Алексею Овечкину и бывшему губернатору Владимиру Заломаю. Благодаря их участию авиационные традиции развивались, а Международный фестиваль сверхлегких летательных аппаратов и воздухоплавания “Славянское единение Брест 96-2004″ получил международную признательность. Кто в Брестском горисполкоме и облисполкоме возьмет на себя ответственность и восстановит справедливость и авиационные традиции Бреста?

У каждого своя правда

– Клуб был учрежден постановлением №6/3 от 27 сентября 1995 года Республиканского Совета БелОСТО, – рассказывает руководитель организации Анатолий Стретович. – В 1999 “Аист” прошел перерегистрацию как организационная структура ДОСААФ с правом юридического лица. В уставе добровольного общества четко оговорено, что руководить нашей деятельностью и оказывать помощь должен областной совет. А то, что организация подведомственна ДОСААФ, записано в объединенной базе Единого государственного регистра Министерства юстиции Республики Беларусь.

Однако на протяжении последних лет отсутствовало всякое финансирование, и клуб должен был существовать лишь на скромные членские взносы. К тому же “Аист” неоднократно переселяли с места на место, в нарушение договора забрав у него все помещения для проектирования, ремонта и хранения СЛА в районе старого аэропорта по улице Лейтенанта Рябцева, а участок передали в частные руки для застройки домов. Там располагалась тренировочная и производственная база аэроклуба, в которую было вложено много сил и средств.

Позже свою пристань “Аист” обрел в Северном городке, где клубу выделили строение площадью 800 кв.м. Там энтузиасты своими руками оборудовали базу для проектирования и ремонта сверхлегких летательных аппаратов. Управление клуба – офицеры запаса с большим опытом и прекрасным послужным списком – выработало варианты выхода из кризиса. Было решено преобразовать аэроклуб в учебно-спортивное учреждение с правом заниматься коммерческой деятельностью (средства от которой пошли бы на развитие авиационных видов спорта), организовать секции дельталетного, дельтапланерного, самолетного и парашютного спорта, секции проектирования СЛА, республиканские конкурсы по подготовке и повышению квалификации пилотов сельхозавиации; подготовить документы на создание для “Аиста” новой взлетно-посадочной полосы в Бресте.

Однако этим планам не суждено было сбыться. В апреле 2004 года арендодатель в лице городского ЖРЭУ поставил аэроклуб в известность о предстоящем выселении: мол, срок аренды истек и продлять его с клубом не будут. Так начались мытарства “Аиста” по судам, письма в городские инстанции со ссылкою на указ президента № 700 от 1999 года, где говорится о необходимости всяческого содействия и помощи организациям ДОСААФ со стороны местных властей.

– Для нормальной работы клубу нужна перерегистрация, – говорит Анатолий Анатольевич. – Я не требую от руководства ДОСААФ выделять нам деньги, мы их сами в силах заработать, как только получим право на осуществление коммерческой деятельности. Почему в течение стольких лет мне не выдается доверенность? Заявление на ее выдачу я написал в 2004 году. Всем авиационным структурам ДОСААФ они были выданы, нам же, по непонятным мне причинам, отказали, вопреки Указу президента № 336 о присвоении клубу организационно-правового статуса. При правильной организации и расходе бюджета, брестская команда как минимум уже была бы чемпионом Европы и вошла в тройку призеров чемпионата мира по дельталетному спорту. Я работал в России с чемпионами мира и поэтому уверен в своих словах.

Самоуправство или борьба?

Председатель Брестской областной организационной структуры ДОСААФ Николай Арсенович свою правду толковал долго. Рассказ начал с истории первичной организации ДОСААФ – БелОСТО, которая появилась сразу после окончания войны. При ней, а также при финансовой поддержке железной дороги и создан аэроклуб “Аист”.

– Так все хорошо шло до 1999 года, – рассказывает Арсенович. – Но Гражданский кодекс РБ, введенный в действие в январе 2000 года, определил жесткие регуляторы в финансово-экономической сфере. После этой “стены” Брестское отделение железной дороги больше не могло позволить себе финансировать “Аист”, ведь деньги приходилось отдавать из собственной прибыли. С того момента клуб столкнулся с финансовыми проблемами и принял решение перейти на хозрасчет, независимо от БелОСТО. Руководить ДОСААФом я начал в феврале 2004 года и когда решил узнать обо всех подразделениях, оказалось, что есть две такие организации: БелОСТО и “Аист”. Де-юре они имеют статус, но сотрудников нет, зарплату никто не получает, налоги не платят. Я долго разбирался в этой ситуации и в 2006 году пришел к выводу – ликвидировать эти организации. Решение № 15/10 было подписано 7 декабря. Все подведомственные мне организации сами зарабатывают да еще и отчисляют восемь процентов своих доходов областной структуре на содержание управленческого аппарата. У меня нет денег на содержание клуба. Я предложил авиаторам учредить новую организацию, но для этого необходимо было ликвидировать “Аист”. Стретович же требовал преобразовать аэроклуб из субъекта хозяйствования в учебно-спортивное учреждение. Это невозможно с точки зрения закона. На протяжении трех лет длился процесс закрытия клуба, в итоге я был вынужден ликвидировать его в силовом порядке. Я не мог больше терпеть это самоуправство, ведь Стретович подал заявление на выплату заработной платы за четыре прошлых года. К тому же по его заявлениям меня проверяли едва ли не каждый месяц КГК, ОБЭП, военная прокуратура, КРУ облисполкома… И не нашли ни одной “зацепки”, будто я что-то неверно делал. А правильность моих действий подтвердили в суде.

– Но как же моральная сторона вопроса, ведь Вы ликвидировали старейший клуб в СНГ, неужели эти традиции не перейдут следующим поколениям?

– Стретович планировал учить дельталетному мастерству 5-7 юношей в год, а наши курсы начальной подготовки проходят 40 человек. Летом они обучаются и совершают по три прыжка. Плюс на базе тренируется 21 спортсмен. Также 75 часов предусмотрено Министерством обороны для занятий на территории 38-й отдельной мобильной бригады. Наши трое инструкторов – мастера спорта, регулярно участвуют в республиканских соревнованиях, а у самолета АН-2 150 часов налета. На его ремонт в Москве облисполком выделил более 220 000 000 рублей. Считаю, что аэроклуб парашютного профиля – это масштабный и важный для государства проект.

– Однако дельталетной секции нет?

– По замыслу и штату сотрудников она предусмотрена. К сожалению, свои коррективы внес кризис, и облисполком пока временит с выделением денег на новые дельталеты и парашюты. Планируется подготавливать здесь до семи человек в год.

- У “Аиста” немало наград с международных соревнований. Каких успехов добился новый клуб?

– Большинство наград – это личная заслуга Анатолия Стретовича. Я не отрицаю, что он профессионал в своем деле. А вообще время диктует свои правила, и вы еще услышите имена наших мастеров спорта международного класса.

– Этот клуб находится на полном финансировании из местного бюджета?

– Да, и из республиканского. Но это временно, у нас есть планы, как перейти на самоокупаемость в будущем. И Лариса Басаргина, руководитель клуба, предпринимает уже первые шаги. Например, в перспективе платные парашютные прыжки и обзорные полеты. Пока не завершена процедура подготовки технических данных.

– Почему нельзя пригласить старых сотрудников “Аиста”, у них есть своя, проверенная годами техника?

– Я не уверен в этих дельталетах: они старые и к тому же сделаны руками летчиков. Никогда бы не посадил ребенка на такой аппарат. Поэтому решено, что будет закупаться новая, заводская техника. А летчика Стретовича я лично приглашал занять должность руководителя секции – он отказался. К слову, я бы ему посоветовал учредить новый аэроклуб в любой форме как общественное объединение, ЗАО, ОАО… И пусть сам зарабатывает себе деньги, а бюджетные деньги в их “хобби” никто вкладывать не собирается.

- Не планируется ли далее проводить уникальный фестиваль “Славянское единение”?

– Без обиняков скажу, что лично я рад, что перестал быть непосредственным организатором этого действа, ибо “войско”, которое прибывало в Брест, неуправляемое. Несоблюдение техники безопасности – главный камень преткновения двух последних фестивалей. А отвечать за волюнтаризм я не желаю. В 2004 году, на заключительном фестивале, я передал пальму первенства Стретовичу, после чего в 2006 году на празднике в Пружанах погиб летчик. Признаюсь, я предвидел такие последствия. Поэтому сохранить то, что было раньше, нельзя!

К слову, в постановлении президиума Республиканского совета БелОСТО № 6/3 от 27 сентября 1995г. сказано, что контроль за работой СТК СЛА при первичной организации БелОСТО Брестского отделения Белорусской железной дороги возлагается на Брестский областной Совет БелОСТО. По словам Николая Арсеновича, после ухода по болезни руководителя первички Алексея Дяченко, который и создавал “Аист”, в этих организациях не стало лидера. Однако в городе над Бугом находится два военкомата, неужели нельзя было подобрать кандидатуру из многих молодых офицеров запаса для должности председателя первички и начальника клуба?

Лариса Басаргина, начальник брестского городского аэроклуба ДОСААФ, кстати, бывший командир парашютного звена “Аиста”, в свою очередь сказала, что в новую организацию вложено много сил и средств. Из сорока подготавливаемых парашютистов, как правило, с десяток остаются дальше в клубе обучаться парашютному спорту.

– К “Аисту” испытываю самые теплые чувства, – делится Лариса Викторовна. – Однако есть личности, которые своими руками загубили это дело. Что сделал Стретович с 2000 по 2009 год, кроме того, что писал на руководство ДОСААФ жалобы? Сегодня все мы поставлены в сложные условия, но само собой ничего не делается. Мне, например, восемь лет надо было “бегать” по инстанциям, чтобы клубу выделили деньги. А потом были многочисленные проверки по заявлениям Стретовича, целесообразно ли используется бюджет. Можно говорить много, но на руках – акт проверки. Кому тогда верить, если не руководству ДОСААФ и Госконтролю? О планах нового клуба говорить не буду – суеверная…
 

Источник информации: http://regionby.org