Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Маршруткин труд: Кто успел, тот и сел

15  Августа 2014 г.  в 13:26 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Недавно стоимость проезда в общественном транспорте в Минске поднялась до 4 тыс. рублей. Пока пассажиры привыкают ездить по новым ценам, водители маршруток ходят с кислыми лицами. Даже после подорожания передвигаться на троллейбусах, автобусах или метро оказалось вдвое выгоднее, чем на маршрутных такси. Пассажир голосует рублем, но цены снижать опасно. Такая логика потребителя вдвое сократила число минских маршруток за последние несколько лет. Говорят, юркие и быстрые микроавтобусы уезжают работать в регионы... 

Маршруткин труд: Кто успел, тот и сел

Кто успел, тот и сел

Палок в колесах брестских маршруток много. Водители жалуются: летом пассажиров меньше, а конкурентов, независимо от погоды, одинаково много. Но сворачивать бизнес пока никто не думает. Топливо еще не слишком дорогое, и возраст авто пока не ограничивают. А значит, работать можно, причем с неплохой прибылью. Корреспондент «Р» узнал, от чего зависят пассажиропоток на маршрутках и конкуренция в сфере городских перевозок.

 «Десятка» — маршрутка в Бресте не самая популярная. Довольно длинный маршрут, несколько железнодорожных переездов. От конечной до конечной ехать больше сорока минут.
 
— Я уже год работаю на «десятке», но в прошлом августе, например, людей ездило больше. Лето, вообще, мертвый сезон, и пассажиров всегда меньше. Люди в отпусках, студенты на каникулах. В жару все едут к воде, и в выходные город пустеет. Но хорошо, если днем в будни от конечной до конечной я везу человек 15. А у меня в «бусе» 19 мест. Вечером, конечно, чаще занято все. Но в последнее время и в часы пик работать сложно, — водитель маршрутки Роман Тарасюк подбирает очередного пассажира, теперь в салоне их двое. А водитель продолжает делиться своими наблюдениями и хитростями профессии.

Роман объясняет, что в работе водителя-частника главное — подобрать пассажиров, которые ждут городской автобус. Казалось бы, подстраиваешься под чужое расписание — и дело с концом. Но не тут-то было. Нынче и с переполненных остановок, говорит Тарасюк, в маршрутку садятся человек пять-шесть. Остальные непреклонно ждут общественный транспорт. Та же картина и на пригородных маршрутах. На конечных в маршрутку не войти, а по городу она катается практически пустой.
Роман предполагает, что пассажиров отпугивает цена: кто поедет за 6 тысяч, если можно платить меньше? Но тут же сам себе отвечает: дело не только в деньгах. Ведь популярные «девятка» и «пятнадцатка» стабильно набирают полный салон. Да и единственный частный автобус — а проезд в нем дешевле, чем в маршрутке, всего на тысячу — пассажиры выбирают чаще.

Потому неохоту садиться в его «бусик» Роман объясняет скоростью передвижения. У тех же «девятки» и «пятнадцатки» довольно короткие маршруты. Соответственно, ходят они чаще и быстрее. А ведь все время растет сеть городского транспорта. Только за два года в городе появилось два новых троллейбусных и более десятка автобусных направлений. Сегодня в пределах центра Бреста и не слишком отдаленных микрорайонов можно свободно перемещаться на «гармошках» и «рогатых». Более дешевых, но не менее быстрых.

Правда, водитель «десятки» считает, что некоторые микрорайоны переполнены транспортом: и общественным, и частным. В то же время «Брестгортранс» не разрешает продлить маршрут, чтобы охватить больше остановок. А снизить цену без горисполкома невозможно, поскольку тот сам ее устанавливает. Вот пассажиров на всех и не хватает. А при таком богатом выборе потребитель предпочитает выбирать услугу по более низкой цене. И здесь маршрутки заведомо в проигрыше: цена проезда от частника не зависит.

Проблем у брестских маршрутчиков хоть отбавляй. Но отказываться от работы они не спешат. Роман Тарасюк говорит: суточная выручка стабильно идет хозяину «буса», да и у самого водителя заработок постоянный. При стоимости 1 литра метана всего в 3400 рублей частные перевозки даже при малой наполняемости маршрутов остаются рентабельными. Особенно на популярных направлениях, что косвенно подтверждают современные и комфортные микроавтобусы.

Артем КИРЬЯНОВ http://respublika.sb.by/