Дорогу Брест-Москва в 2010 году запланировано превратить из простой трассы в "коридор безопасности"

28  Октября 2009 г.  в 15:14

Это означает, что автотранспорт здесь будут защищать от всевозможных преступных посягательств, гарантируя безопасность и сохранность груза. В роли "телохранителей" выступят департамент охраны МВД Беларуси и департамент государственной защиты имущества МВД России. О том, когда и как заработает коридор, кого будут охранять и что для этого надо сделать, корреспонденту БЕЛТА рассказали в департаменте охраны МВД Беларуси.

"Проект по созданию коридора безопасности рассчитан прежде всего на защиту грузоперевозчиков, которые едут транзитом через Беларусь", - объясняет заместитель начальника управления милицейской, военизированной и сторожевой охраны департамента охраны МВД Виктор Лебедев. Ни для кого не секрет, что Беларусь является транзитной страной и от этого вида деятельности получает значительные поступления в бюджет. В 2008 году общий объем доходов от транзита в Беларуси составил $2,6 млрд. В нынешнем году из-за влияния мирового финансового кризиса заработать столько же вряд ли удастся. Но это не повод расслабляться, а наоборот - дополнительный стимул развивать транзитный потенциал, максимально его использовать, создавать условия для привлечения грузопотоков через территорию Беларуси. В такой ситуации гарантированная безопасность автомобиля и груза - важный фактор для грузоперевозчика, чтобы при планировании маршрута сделать выбор в пользу нашей страны.

В департаменте охраны МВД Беларуси не скрывают, что инициатива о создании коридора безопасности на трассе М1/Е30 исходила от российской стороны. Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев приводил цифру - около 500 разбойных нападений на дорогах федерации в год. На нашем участке трассы Брест-Москва в 2008 году было 8 нападений на автотранспорт, в 2009-м - всего лишь 5. Цифры в двух странах несопоставимые. Но реализовать проект нужно, даже если это позволит предотвратить хотя бы одно преступление, сохранить одну жизнь.

Для мониторинга грузовых автомобилей на трассе М1/Е30 созданы диспетчерские центры – пока по одному в Москве и Минске. Их задача - принимать информацию о местонахождении транспортных средств. Сигнал в центры будет поступать с навигационного терминала, вмонтированного в автомобиль. Проще говоря, в машину поставят специальное устройство, которое будет "общаться" со спутником и передавать информацию о координатах машины в диспетчерский центр через каналы GSM-связи (GPRS).

"Автомобили, на которые установят приборы в России, будут автоматически "привязаны" к диспетчерскому пункту в Москве, вне зависимости от того, где они движутся - по российской территории или по белорусской", - рассказал заместитель начальника управления средств и систем охраны департамента охраны МВД Александр Монич. При движении российского транспорта по родной территории информация поступает в Москву. Если происходят внештатные ситуации, реагировать на них будут российские правоохранительные органы. Когда такая машина пересекает границу и попадает на территорию нашей страны, информация о ней дублируется также и в Минск. И если с машиной что-либо случается здесь, то реагируют органы внутренних дел Беларуси. В обратном порядке система действует в отношении нашего автотранспорта.

Даже на словах непросто описать работу навигационно-спутниковой системы. Еще сложнее было организовать все на практике. Сейчас можно смело утверждать, что технически коридор готов к работе.

Наладить взаимодействие между правоохранительными органами не менее сложно, чем решить технические проблемы. В Беларуси трасса Брест-Москва проходит по территории 18 административных районных единиц. Ни в одном районе она не пересекает зону дислокации подразделений охраны. Дорога находится в стороне от наших подразделений, расстояние до нее колеблется в пределах 3 – 30 км. Нужно было решить, кто и как будет выезжать по сигналу "Тревога". Чтобы управлять автомобилями охраны было легче, их тоже решили оборудовать навигационной системой. В настоящее время приемники-передатчики установлены в 300 машинах групп задержания Минска, 50 - Минской и 100 – Брестской областей. В следующем году оборудование установят в автомобилях охраны в Витебском, Могилевском, Гродненском и Гомельском регионах. Работать гораздо легче, когда на одном экране в диспетчерском центре видны автомобили как грузоперевозчиков, так и автопатрули охраны. Если случается нападение, дежурный сразу видит, какой патрульный автомобиль ближе к месту происшествия.

Наглядно наблюдать за работой коридора можно было в сентябре текущего года в Бресте. Там проходило учение, и правоохранители двух стран продемонстрировали, как работает система при условном нападении в Беларуси на российскую машину, передвигающуюся по автотрассе Брест-Москва.

Казалось бы, если технические и организационные вопросы решены, система протестирована, то коридор должен вот-вот начать работать. Но в белорусском департаменте охраны о сроках ввода его в эксплуатацию говорят осторожно - в 2010 году. Дело в том, что сейчас прорабатываются все юридические нюансы работы коридора. А это, как известно, может растянуться на весьма продолжительный период. Тем более, что в дело вовлечены три стороны: правоохранительные органы Беларуси и России, а также грузоперевозчики. Юристы двух стран в настоящее время выбирают наиболее оптимальный вариант договоренностей, которые определят права и обязанности сторон, а также урегулируют финансовые вопросы. Уточняются, кстати, и сами размеры оплаты.

Принимая во внимание значимость услуги для грузоперевозчиков, не исключено, что на территории Беларуси она будет бесплатной. То есть владелец машины оплатит только стоимость оборудования и его установку, а также выезд наряда реагирования, если таковой случится. Навигационный терминал с монтажом обойдется автовладельцу в сумму около Br1,4 млн. Оборудование производит предприятие "Камертон", входящее в состав Государственного военно-промышленного комитета Беларуси, и используют его в разных сферах, не только для охранных целей.

Установка навигационного оборудования для грузоперевозчиков Беларуси – дело абсолютно добровольное. Все зависит исключительно от желания автовладельца обезопасить себя, транспорт и водителя. Ведь система позволяет не только реагировать на внештатные ситуации, но и просто отслеживать путь следования автомобиля, его местонахождение. Иногда полезно знать, что водитель никуда не отклонился от намеченного маршрута, не наездил лишние километры. Кроме того, у водителя всегда под рукой тревожная кнопка, нажатие которой гарантирует прибытие вооруженного наряда в милицейской форме. Причин вызова может быть много (не только нападение или конфликт), например, необходимость медицинской, технической помощи. Есть возможность установить в машине голосовую связь с диспетчерским пунктом, чтобы водитель мог объяснить дежурному, где и что случилось.

Заставить автовладельца воспользоваться новой услугой никто не вправе, законодательной базы для этого в Беларуси нет. И хотя некоторые утверждают, что в России оборудование навигационной системой для грузоперевозчиков обязательно, специалисты департамента охраны говорят, что и там все не так однозначно. В федеральном законе есть пункт о необходимости контролировать транспортное средство, но не конкретизировано, каким образом.
В Беларуси обязательной является услуга физического сопровождения для отдельных видов грузов. Например, когда груз находится под таможенным контролем, если его стоимость превышает 60 тыс. евро, или если перевозится спиртосодержащая продукция. Вооруженный конвой из сотрудников департамента охраны обходится в полдоллара за 1 км. Нетрудно подсчитать, что поездка под охраной по белорусской части трассы Брест-Москва (протяженностью 607 км) обходится в сумму немногим более $300. В нашей стране перечень грузов, подлежащих обязательному сопровождению, обширный, гораздо больше российского. Поэтому у соседей навигационное слежение за автотранспортом развито лучше, оно пользуется большим спросом. Ведь экономические преимущества этого вида охраны в сравнении с физическим сопровождением очевидны: один раз заплати за оборудование и катайся сколько угодно.

Ожидается, что на территории Беларуси услуга спутникового мониторинга будет более востребована российскими грузоперевозчиками. Во всяком случае на дороге Брест-Москва их количественное превосходство очевидно, хотя точного соотношения назвать нельзя – никто такого подсчета специально не проводил. В целом грузопоток по трассе составляет около 350 машин в сутки – 150 грузовиков в направлении Евросоюза из России и 200 – в обратную сторону. "Это наши потенциальные клиенты", - говорят в департаменте охраны. Хотя, по словам его сотрудников, экономическая выгода не ставилась во главу угла при принятии решения об организации коридора безопасности. "Какой бы ни был уровень преступности, задача правоохранительных органов - максимально его снизить, а в идеале – свести к нулю", - считают специалисты. Что касается финансирования самого проекта, то каждая из стран оплачивала необходимые работы на своей территории самостоятельно (в Беларуси основное финансовое бремя легло на департамент охраны), часть средств поступила из бюджета Союзного государства.

Очевидно, что сегодня рынок охранных услуг в Беларуси увеличился еще на один пункт и, вероятнее всего, в скором будущем мониторинг авто с помощью спутниковых систем станет так же популярен, как охрана квартир, домов, гаражей и другой недвижимости. Но в департаменте охраны не намерены останавливаться на достигнутом. Не исключено, что не за горами времена, когда тревожную кнопку можно будет носить с собой. Специалисты уже прорабатывают возможность технически связать ее, например, с мобильным телефоном. Но дальше встает вопрос о том, как наладить систему реагирования на вызовы, если их число сразу возрастет в несколько раз, где взять столько нарядов охраны. То есть, как и в случае с коридором безопасности, технически реализовать идею оказывается гораздо проще, чем внедрить ее на практике.

Екатерина НЕЧАЕВА 

Источник информации: https://belta.by/