Военная реконструкция не должна превращаться в нелепые и смешные игры

29  Июля 2014 г.  в 14:32 : Фотофакт

Как–то незаметно униформа Красной Армии времен Великой Отечественной войны стала популярной. Появились фирмы, специализирующиеся на фото в солдатских шинелях и даже на прокате военной одежды 40–х годов. И потому, наверное, военные реконструкции, которые проходят в памятные и праздничные даты, связанные с военными событиями, например, на «Линии Сталина» или в Брестской крепости, большинство расценивает как ролевую игру для взрослых. Однако сами реконструкторы относятся к своему движению гораздо серьезнее. Объясняют: прежде чем выйти на поле битвы, нужно провести большую научно–исследовательскую работу. А это уже определенный образ жизни.

Олег Гребенников.
 
В будущем году брестскому военно–историческому клубу «Гарнизон» исполнится 10 лет. Впервые реконструкторы собрались в феврале 2005–го, хотя предпосылки к объединению были и раньше. Первая реконструкция боя, в которой довелось участвовать и мне, прошла еще летом 2004 года в 38–й гвардейской отдельной мобильной бригаде, что стоит в Бресте. Ее организовали будущие гарнизоновцы, приурочив к 60–летию освобождения Беларуси и Бреста.
 
Движение только зарождалось, поэтому точность воссоздания как униформы, так и тактики боя была далека от совершенства. Униформу вермахта мы доставали в брестском драмтеатре, а гимнастерки бойцов Красной Армии — у друзей и знакомых, сохранивших форму дедов. ППШ и «трехлинейки» нашлись на армейских складах. Вместо немецкого пулемета строчил «Калашников». Но даже при таких условностях, равно как и при небольшом количестве реконструкторов, у участников и зрителей захватывало дух.
 
Военная реконструкция не должна превращаться в нелепые и смешные игры
 
В начале нулевых пробились ростки поискового движения. В 2002 году военнослужащие 50–й и 38–й бригад при поддержке Союза офицеров установили на окраине Бреста памятник бойцам 62–го укрепрайона («Они стояли насмерть», «СБ» за 2 июля 2008 г.). Уже тогда предпринимались попытки исследовать судьбы тех, кто встретил в дотах «Линии Молотова» июнь 41–го. Позже некоторые из военнослужащих основали костяк клуба. Например, подполковник Олег Гребенников стал начальником его штаба. Неудивительно, что в «Гарнизоне» сложилась четкая иерархия с военной дисциплиной, уставом и даже присягой. Олег Гребенников рассказывает:
 
— В уставе прописана главная обязанность каждого участника клуба: чтить память защитников Отечества и готовить себя к его защите, знать и уметь то, что знали и умели наши предки, совершенствовать и обогащать свои знания. Соответственно девиз «Гарнизона» — «Изучай историю своего Отечества, чтобы не забывать прошлое, понимать настоящее, лучше видеть будущее».
 
Военная реконструкция не должна превращаться в нелепые и смешные игры
 
Клуб под свое крыло взял горком БРСМ. Сегодня в «Гарнизоне» 28 человек. Это люди разных возрастов и профессий: от студентов до офицеров запаса. Объединяет их общий интерес к истории Великой Отечественной: от первых дней до победы. За девять лет они провели десятки патриотических акций, полевых выходов и реконструкций. Уроки мужества в школах, вахты памяти, походы по местам сражений, тематические вечера... Участвовали в научно–исторических конференциях, съемках музыкальных клипов, художественных и документальных фильмов о войне. Без преувеличения, без «Гарнизона» в Бресте уже не обходится ни одно мероприятие в памятную дату, связанную с Великой Отечественной.
 
Чтобы понять, для чего ребята надевают форму красноармейцев и выходят в поля, нужно осознать суть реконструкторского движения. Это нечто большее, чем просто хобби. Википедия дает реконструкторам такое определение: люди, занимающиеся воссозданием быта, ремесел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Они исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать их по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Олег Гребенников объясняет суть:
 
Военная реконструкция не должна превращаться в нелепые и смешные игры
 
— Как можно написать книгу или снять кино о войне, не прочувствовав ее на себе? Задумайтесь, почему фильмы о Великой Отечественной советской эпохи были намного сильнее и смотрелись достовернее, чем современные? Потому что их снимали или играли в них либо фронтовики, либо второе после войны поколение. Да и консультировали это кино те, кто еще помнил войну. Одно дело прочитать в мемуарах про то, как рота шла десять километров к передовой, потом окапывалась и удерживала какую–нибудь высоту. И совсем другое — пережить все это самому. Намотав портянки, пройти в кирзовых сапогах марш под палящим солнцем, вырыть окоп и, обретя после этого второе дыхание, принять бой. Пусть и с холостыми патронами...
 
Военная реконструкция — не совсем то, что мы видим на «Линии Сталина» или 22 июня в Брестской крепости. Последнее — это больше театр для широкой публики. Основное же направление клубов — воспроизведение до мельчайших подробностей конкретной ситуации по воспоминаниям очевидцев или историческим справкам. И здесь важна каждая деталь: сколько было человек с той и другой стороны, какая шла в атаку техника, протяженность траншеи, петлички, пуговицы, эмблемы... Словом, полный антураж. И без знаний истории здесь делать нечего.
 
Военная реконструкция не должна превращаться в нелепые и смешные игры
 
Многие ребята из клуба занимаются поисковой работой. Причем не только в Беларуси. К примеру, два года назад Петр Пицко ездил на раскопки в «Долину смерти» — место ожесточенных боев в Новгородской области, близ деревни Мясной Бор. Там в 1941 и 1942 годах на относительно небольшом по площади участке погибли десятки тысяч советских, немецких и испанских солдат. Поисковики нашли останки 14 воинов, пять медальонов, два из которых были прочитаны.
 
Продолжается исследование судеб бойцов 62–го брестского укрепрайона. Из воспоминаний фронтовиков, их родственников, по другим архивным данным гарнизоновцы выписывают фамилии упоминающихся в документах солдат и «пробивают» их по объединенной базе данных, разработанной на материалах крупных исторических архивов. Немалая заслуга исследователей — раскопки на месте массового захоронения красноармейцев в лагере для военнопленных, который располагался в Южном городке Бреста в первые годы войны. Олег Гребенников объяснил, как все начиналось:
 
— На останки бойцов Красной Армии я наткнулся еще в 2002 году, когда наша бригада передислоцировалась на это место. Тогда мы обратились в горисполком. Сюда выезжала главный специалист отдела культуры Алла Кондак. Пошли письма в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Министерства обороны. Сейчас здесь идут поисковые работы. За три года поднято более двух тысяч останков, по медальонам установлено несколько имен.
 
К слову, отношение к реконструкторам сегодня неоднозначное. Есть немало доводов. Некоторые считают, что там, где речь идет о сражениях Великой Отечественной, не место для шоу. Но у гарнизоновцев свой аргумент: их постановки отнюдь не призваны развлекать публику. Каждый бой, пусть и с холостыми патронами, заставляет хоть на мгновение прикоснуться к истории правнуков тех, кто прошел суровыми дорогами войны. А ветераны, глядя на ребят в советской форме, вспоминают свою военную молодость и едва сдерживают слезы... Но в этой дискуссии точку ставить нельзя. А что думают те же ветераны, когда видят среди играющих «в войну» с иголочки экипированных эсэсовцев? Этот маскарад вряд ли способствует военно-патриотическому воспитанию — наоборот! Так что давайте разговор о военной реконструкции продолжим!..

Фото из архива ВИК «Гарнизон» и Александра РУЖЕЧКА, Советская Беларусь
Автор публикации: Александр МИТЮКОВ