Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Александровский Брестский кадетский корпус: история

9  Мая 2014 г.  в 18:43 : История города Бреста

Александровский Брестский кадетский корпус: история

Первоначально Брест-Литовск не входил в число городов, где предполагалось открытие кадетских корпусов. Однако дворянство западных губерний Российской империи настойчиво ходатайствовало об учреждении своего военно-учебного заведения. Оно стремилось искоренить невежество в своей среде, резонно считая, что «одно просвещение только может обратить дворянских детей в полезных сынов Отечеству». Была и другая цель - избавить собственных старших сыновей от обременительной для здешних дворянских семей повинности (службы рядовыми с правом выслуги).

Учреждён 16 апреля 1841 года в Брест - Литовске, причём дворянство губерний Виленской, Гродненской, Минской и области Белостокской постановило, вносить ежегодно на содержание в нём воспитанников по 6 копеек с ревизской души и ходатайствовало, чтобы заведение это, в ознаменование предстоящего тогда бракосочетания наследника цесаревича Александра Николаевича. Наименовано было Александровским Брестским кадетским корпусом. На такое ходатайство последовало монаршее соизволение в самый день бракосочетания его высочества, который и повелено считать днём учреждения названного корпуса. Тогда же государь наследник был назначен шефом вновь учреждённого заведения.

В феврале 1842 году были изданы положения, штат и табель, по которым в корпусе было определено содержать 400 воспитанников, а размер ежегодного отпуска исчислен в 86.000 рублей серебром. С покрытием такого расхода из соответственных пожертвований дворянства и из казённых источников.

Александровский Брестский кадетский корпус: история

Открытие корпуса последовало в день тезоименитства шефа который благословил корпус образом святого князя Александра Невского.

20 августа (по старому стилю) 1842 года в только что возведенной Брест-Литовской крепости был торжественно открыт кадетский корпус, за которым в литературе закрепилось наименование Брестского. Он, как и остальные на территории Российской империи, представлял собой среднее военно-учебное заведение закрытого типа для подготовки дворянских детей к военной службе. Официально же корпус носил имя Александровского, в честь своего шефа цесаревича Александра Николаевича, в будущем - императора Александра II.

В Бресте кадетский корпус размещался до 1854 года, когда в связи с объявлением Брест-Литовской крепости на военном положении (начало войны с Турцией) был переведен в Москву; в 1860 - в Вильно; в 1863 году в связи с преобразованием кадетских корпусов упразднен.

Размещался он на Волынском укреплении только что вступившей тогда в строй Брестской крепости, в перестроенных зданиях монастырей бернардинцев и бернардинок. После закрытия кадетского корпуса там обосновался военный госпиталь.

"Прекрасное и обширное здание корпуса с куполом над церковью в середине перестроено было из старинного монастыря. Расположено оно было в центре крепости, на берегу реки Мухавец, окруженное со всех сторон крепостными валами и постройками, из амбразур которых выглядывали пушки. Фасадом своим здание выходило на искусственную высокую гору с укрепленной башней, на которой в торжественные дни и во время пребывания Высочайших особ вывешивали огромной величины Императорский штандарт, желтый с черным двуглавым орлом. Сзади главного здания расположены были каменные флигели, в которых помещались квартиры: директора, инспектора, офицеров и учителей и казармы для служительской роты, состоящей при корпусе. На дворе, окруженном флигелями, разбит был сквер, куда нас не пускали, а ходили мы гулять на плац перед главным зданием", - так вспоминал о своей альма-матер воспитанник кадетского корпуса О. Еленский.

Поначалу "литовцы" (жители Литвы и Белоруссии) и поляки имели преимущество в числе кадетских вакансий перед посланцами русских или остзейских (прибалтийских) губерний (300 к 100),а с 1848 года их число было уравнено. В корпус принимались в основном дети военнослужащих в возрасте от 10 до 18 лет, выдержавшие приемные экзамены в соответствующие возрасту классы.

Александровский Брестский кадетский корпус: история

В первое десятилетие корпус возглавлял генерал Гельмерсен (на снимке справа). Он требовал от дворянских отпрысков непременного общения между собой по-русски. Разговорной русской речью тогда не владело большинство "литовских" дворян. Зато и выучивались быстрее, а к выпуску каждый обладал литературно правильной речью, ничем не отличаясь от уроженцев великорусских (российских) губерний.

По словам одного из воспитанников, в корпусе не было "даже самого малейшего случая национального антагонизма между кадетами польского и русского происхождения". Жили, как дети одной большой семьи. Солидарность и товарищество между кадетами стали неписанным законом, в случае необходимости они "всегда действовали сообща и дружной стеной стояли за всякое честное и доброе дело".

Александровский Брестский кадетский корпус: историяВ 1853 году во главе корпуса был поставлен - и руководил им в течение двух лет - генерал В.Н. Назимов, добрый и сердечный человек, искренне любивший своих подопечных (по их же воспоминаниям). При нем большим уважением стали пользоваться наставники гуманные и образованные. А преподаватели, известные варварскими приемами в обращении и солдафонством, отошли на второй план. В Брестском кадетском корпусе одновременно обучалось до четырехсот кадетов. Изучали они общеобразовательные предметы по курсу гимназии (языки, естественные и общественные науки), а также овладевали навыками строевой подготовки, верховой езды, стрельбы, фехтования, гимнастики, плавания, музыки и танцев, светской манере поведения.

Весь корпус делился на четыре роты: 1 рота - Гренадёрская, 2 и 3 роты - Мушкетёрские, 4 - неранжированная. В каждой было по 100 человек. Во главе корпуса стояли командиры в звании капитана. Командиру роты помогали штабс-капитан и три поручика, возглавлявшие отделения. Роты составляли батальон, которым и являлся кадетский корпус. Командир батальона в звании подполковника или полковника фактически был заместителем директора корпуса по военно-строевой части, он же отвечал за воспитательную работу среди кадет. Главная цель воспитания выражалась просто: - " За Веру, Царя и Отечество". Между тем проступки кадет карались сурово: кадет оставляли без обедов, ставили в угол, лишали увольнительной, встречи с родителями. Но самым жестоким наказанием были розги. Нередко кадеты получали свою порцию по три раза на неделе, точно по расписанию.

Открытие Александровского Брестского корпуса пришлось на время, когда столица требовала "непременного исполнения" утвержденных свыше планов и программ общего и специального образования кадетов. Между тем на практике они, разнообразные и обширные, оказались не по силам ученикам. Больше того, еще более непреодолимым препятствием явилось отсутствие подготовленных педагогов, особенно в Бресте, удаленном от научных и культурных центров России. Волей-неволей, ради исполнения циркуляров, приходилось поручать преподавание армейским офицерам. Немецкий же язык в корпусе вообще преподавал корнет (младший офицер) гусарского полка! Некоторое время в кадетском корпусе преподавали русский язык, законоведение и физику приват-доценты Московского университета: Некрасов, Альбертин, Владимирский.

Никакого общеобразовательного ценза при назначении офицеров в корпус не требовалось. Попадали сюда после долголетней службы в войсках, нередко израненные и больные. При всем своем желании такие педагоги были не в силах справляться с обязанностями, пряча собственную некомпетентность за грубыми придирками. Почти не было и хороших учебников, в частности, по русскому языку. Общий уровень подготовки брестских кадетов был невысок, что, однако, не мешало появлению воспитанников, отличавшихся развитием и даже талантами.


В царствование Николая I на первый план вышла строевая подготовка кадетов. Брестские кадеты в ней были хороши благодаря батальонному командиру полковнику Устругову. Не раз отличались на смотрах безукоризненным исполнением ружейных приемов, сложных построений, слаженно и изящно шли и церемониальным маршем и "тихим шагом". Вообще, в то время военная служба была основана, прежде всего, на внешней стороне, на выправке. Маршировка, скажем, ценилась до того плавная, чтобы не проливалась вода из стаканов, поставленных на плечи! Перед смотрами кадеты обычно ослабляли винты на ружьях, отчего те в ловких юношеских руках издавали чрезвычайно эффектный слитный звук, походивший на щелканье орехов. Император Николай I был очень доволен успехами брестских кадетов во время строевого смотра в начале сентября 1853 года.

Рота кадетов была направлена в Варшаву. Ехали трое суток на дилижансах. Там они "гостили" целую неделю, участвуя в разводах и караулах, занимая правофланговое место на смотрах. За ними ухаживали, как за "институтками", водили по театрам, дворцам. И кормили до отвала. Царь дал каждому по рублю серебром и по упаковке конфет.

Поначалу на каникулы домой уезжал лишь тот, кто имел такую возможность, остальные же пребывали в корпусных стенах. Начиная же с 1845 года, когда император пожелал параллельно с научными знаниями развивать у воспитанников и воинский дух, все кадеты после годичных экзаменов стали непременно вывозиться в лагерь.

Лагерная стоянка располагалась в десяти верстах от Бреста, среди дремучих лесов. Место красивое, хотя и не вполне здоровое. Свободное от строевых занятий время кадеты тратили на "воспитание" ящериц и ужей, разводили земляных пчел; некоторые даже держали лисиц.

Надо сказать, что пребывание в корпусе зачастую оставляло у разных кадетов противоположные впечатления. К примеру, тут учился будущий публицист-демократ, приверженец идей Прудона и Бакунина Николай Васильевич Соколов. В своей автобиографии (написанной от третьего лица) он вспоминал: "В 1845 году матушка увезла его в Александровский Брест-Литовский кадетcкий корпус, где уже находились два его брата. С августа 1845 года до июля 1851 года он находился в этом корпусе - эпоха, которая на него до сих пор наводит ужас: солдатчина, жесткое обращение и розги без конца".

Александровский Брестский кадетский корпус: историяСовсем другие впечатления остались от Брестского кадетского корпуса у Аполлинария Горавского - известного впоследствии художника (фото справа). Иначе не стал бы он в 1857 году настойчиво хлопотать о зачислении в кадетский корпус своих младших братьев Гектора и Гилярия. Да и вряд ли могло быть иначе - именно в Бресте начиналась дорога Горавского в мир искусства.

Начальником юного Аполлинария по корпусу был полковник Бенуа, большой знаток и ценитель живописи. Он заметил способности к рисованию у своего воспитанника и всячески поощрял его занятия живописью, старался подтолкнуть его к профессиональному изучению искусства. Огромное значение имело знакомство будущего художника с известным архитектором Николаем Бенуа, который часто гостил в Бресте у своего брата - полковника Бенуа.

Николай Леонтьевич во время посещений Бреста преподал Горавскому основы художественной грамоты и подготовил его к поступлению в 1851 году в Академию художеств. А полковник Бенуа, как писал впоследствии художник, «привез меня в Петербург, через его старания попал я в Академию пенсионером».

Учеба Горавского в Академии прошла успешно - его картины получают медали, благоприятные отзывы критиков, раскупаются коллекционерами. В 1856 году происходит знакомство Горавского с Третьяковым. Павлу Михайловичу понравилась картина Аполлинария - программа на «старшую» золотую медаль, приобретенная коллекционером Кокоревым. Третьяков заказал художнику повторение этой работы для своего собрания. Знакомство быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти коллекционера.

Творческое наследие Аполлинария Горавского велико и разнообразно. Многие работы поэтически воспевают красоту белорусской природы: «Вид дубравы возле Бобруйска», «На родине», «Пинские болота», «Вечер в Минской губернии». По мнению известного исследователя живописи А.Н. Дробова, Горавский был типичным представителем пейзажистов 19-го века, в творчестве которого нашли отражение демократические настроения передовой белорусской интеллигенции.

Окончил свой жизненный путь Аполлинарий Гиляриевич Горавский в 1900 году.

Говоря о выпускниках корпуса, известно, что Брестский кадетский корпус закончил Барабаш Яков Федорович (1838-1911) - наказной атаман Оренбургского казачьего войска, оренбургский губернатор, генерал-лейтенант. Из дворян Полтавской губ. После окончил Александровского Брестского кадетского корпуса, в 1865 завершил курс Николаевской академии Генштаба. Член военно-следственной комиссии при Варшавском военном отделе, штаб-офицер для особых поручений при командующем войсками Восточно-Сибирского военного округа, начальник отряда, введенного в Ургу (Внутренняя Монголия) для защиты консульских и торговых интересов России. На Дальнем Востоке прослужил более пятнадцати лет; с 1884 был военным губернатором Забайкальской области, наказным атаманом здешнего казачьего войска. С февраля 1888 - военный губернатор Тургайской области. В 1899-1906 - губернатор в Оренбургском крае, впоследствии сенатор.

Многие воспитанники Брестского кадетского корпуса стали впоследствии активными участниками революционного движения в России, руководителями восстания 1863-1864 г. в Польше, Литве и Белоруссии.

Среди них были: П.И. Адамович, Т.Ф. Владычанский, Я.В. Домбровский, Е.Ф. Кульчинский, Б.В. Люгайло, Б.С. Павлович, З.В. Падлевский, И.А. Подбельский, Е.А. Рыдзевский, Н.В.Соколов, А.Г. Стабровский и др.


«ЦЕМЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК» АЛЕКСЕЙ ШУЛЯЧЕНКО – выпускник Александровского Брестского кадетского корпуса (Брестский Курьер)

Александровский Брестский кадетский корпус: историяУроженец Малороссии по воле отца был отдан в Александровский Брестский кадетский корпус. Полученное им здесь образование сослужило добрую службу: Алексей Шуляченко впоследствии сделал завидную карьеру, дослужившись до звания генерал-майора, и стал выдающимся ученым-химиком, одним из ближайших соратников и коллег Дмитрия Ивановича Менделеева.

 Все мы нынче переживаем бум строительства. Каждый из нас с той или иной степенью тяжести или легкости в душе вопрошает: «Что нам стоит дом построить?» В бочке, как некогда Диоген, жить никто не хочет. Кто-то мечтает о квартире, кто-то о собственном загородном доме. Ну и, понятное дело, на песке строить тоже никто не хочет. Всем желателен больший запас прочности – железобетонный. Рецепт же скрепляющей смеси, на которой держалась Великая китайская стена, из клейкой рисовой каши и гашеной извести, видимо, навсегда утрачен. Всем цемент подавай.

С ним, с цементом, ох как все непросто было! В конце XVIII века англичанин Джеймс Паркер путем обжига глины с известью получил материал, который стали называть «романцемент». Другому англичанину – Джозефу Аслдину – температура обжига в 900 градусов показалась маловатой, и в 1824 году он довел ее до 1400, при этом получив патент на изобретение. Этот материал получил название «портландцемент», в честь города, где добывался камень, похожий на цемент по цвету и прочности.

В России же этой важнейшей проблемой строительства занимался Егор Челиев. В 1825 году был издан его труд «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель, или цемент, весьма прочный для подводных строений, как-то: каналов, мостов, бассейнов и плотин, – подвалов, погребов и штукатурки каменных и деревянных строений». Так у нас в каждой отрасли науки и с каждым изобретением получается. Радио: у нас – Попов, у них – Маркони; пароход: у нас – Кулибин, у них – Фултон; самолет: у нас – Можайский, у них – братья Райт; цемент: у нас – Челиев, у них –Аслдин. У каждого, как говорится, своя гордость.

Но, пожалуй, никто столько не сделал для изучения и, как мы любим сейчас говорить, продвижения этого важнейшего строительного материала, как выпускник Александровского Брестского кадетского корпуса, ученый-химик, соратник Дмитрия Ивановича Менделеева Алексей Романович Шуляченко.

Прерванное детство

Будущий ученый родился 29 марта 1841 года в Малороссии, в местечке Екатеринополь Киевской губернии, в семье мелкопоместного дворянина. Детство у Алексея закончилось рано. Судя по всему, именно волевым решением главы семейства мальчик был определен в Александровский Брестский кадетский корпус. Отец желал видеть сына военным и только военным. Возможно, этот ранний отрыв мальчика от семьи, от матери и скажется позже. Как бы сложилась дальнейшая судьба его отпрыска, вышло ли так, как того желал отец, вопрос уже другой. Думается, с образованием для сына он не прогадал. Алексей за годы обучения в «нашем» кадетском корпусе застал двух первых его директоров – Гельмерсена и Назимова, отличавшихся высочайшей степенью образованности и культуры. Талант, конечно, всегда и везде пробьет себе дорогу, но лучше, если ему помогают. Наверное, с учителями отроку повезло. Тяга к наукам у Алексея за годы обучения только возросла. А ведь бывает и наоборот.

Инженер-студент и «история»

В 1859 году, простившись с кадетством, Алексей Шуляченко поступает в Константиновское военное училище в Санкт-Петербурге. Через год в чине прапорщика начинает военную службу. Тогда же его зачисляют в Императорскую инженерную академию. То есть, давай, молодой человек, совмещай военный устав с наукой. И первые два года, судя по всему, так и было. А вот в 1862-м влип юноша в «историю», да так крепко, что был отчислен...

.. но буквально через год Алексей Романович был восстановлен в академии, говорит о том, что провинность его была не самой тяжелой. Будь она действительно политической, он бы в это время так легко не отделался.

А так в 1864 году он благополучно получает диплом о высшем образовании и остается в родной alma mater работать в должности репетитора химии.

Ученый – работает, служба – идет

Возраст – 23 года. Возраст дерзаний, устремлений, смелых проектов. Четыре года молодой ученый под присмотром Дмитрия Ивановича Менделеева, который сразу для себя отметил подающего надежды химика, работает не покладая рук и головы. К 1868 году Алексей Шуляченко подготовил первую полноценную научную работу «О гидравлической извести». Менделеев ее одобрил. С этого момента начинается для Алексея Шуляченко и непосредственно педагогическая деятельность.

1871-й стал для него в чем-то исключительным. Его приглашают вести курс лекций в Институт инженеров путей сообщения и в Технологический институт. В этом же году опубликованная его работа «Об основной углекислой извести в гидравлических цементах» вызывает огромный интерес и в самой России, и на Западе. Ах да, было ему присвоено и звание капитана. Вообще же Алексей Романович Шуляченко дослужился до звания генерал-майора.

Не только ученый, но и менеджер

Так жизнь человеческая и складывается: год за годом – работа, работа, работа. Преподавание чуть ли не в пяти высших учебных заведениях, изыскания и исследования, написания статей и трудов на основе этих исследований. В 1883 году на основе его курса лекций был издан учебник «Неорганическая химия». Некоторую пикантность добавляет еще и то, что Алексей Романович преподавал в Минных офицерских классах в Кронштадте. Был он специалистом и во взрывном деле. Его исследования в области неорганической химии и взрывчатых веществ подготовили почву для зарождения в России науки, изучающей изготовление и хранение взрывчатых веществ.

И все же ломать, как говорится, не строить. Строить для Алексея Романовича было куда важнее. Помимо таланта ученого и преподавателя был у него от природы и дар организатора. Не говоря о том, что он популяризовал многие научные разработки свои и своих коллег через организованный им же журнал «Цемент, его производство и применение», Шуляченко много сил и времени потратил на создание первого в России завода по производству «портландцемента» и сам же возглавил технический отдел этого завода. Производство цемента в России было, мягко говоря, недешевым. А потребности в нем росли. Именно Алексей Романович нашел способ удешевления путем добавления в раствор песка и высчитал оптимальные пропорции цемента, извести и песка. Это был в определенной степени переворот, и это открытие дало толчок бурному росту строительства на рубеже веков, по крайней мере, в столице империи. А продукция российского цементного завода получила и мировое признание – в виде медалей Всемирной парижской выставки в 1900 году.

Жаль, невозможно просчитать пропорции человеческой выносливости и работоспособности, как того же цемента или любого другого материала. Созданный из праха, человек создает вещи куда более долговечные, чем он сам. В возрасте 62-х лет Алексея Романовича разбил инсульт. Такая напряженная жизнь не могла не сказаться. Еще через месяц, 29 мая 1903 года, выдающийся ученый-химик скончался. Архитектурный комплекс Александровского Брестского кадетского корпуса в Бресте.

Александровский Брестский кадетский корпус: историяИнтересна история архитектурного комплекса (Бернардинский комплекс), в котором располагался Александровский Брестский кадетский корпус.

Современный Брест и Брест средневековый - два по сути различных города, расположенных в разных местах. Богатый архитектурными памятниками древний город, один из крупнейших в Великом Княжестве Литовском, где в 1596 году была подписана уния между православной и католическими церквями, в XIX веке был практически целиком уничтожен и снесен при строительстве Брестской крепости — могучей цитадели на западных рубежах России. При этом сам город был перенесен на несколько километров на восток и начал свою историю как бы заново.

На Волынском укреплении стоял комплекс монастыря бернардинок, разрушенный в Великую Отечественную войну.

Расположенные на соседнем с замком острове монастыри бернардинцев и бернардинок, их костелы, бернардинские мост и площадь создавали уникальный целостный градостроительный ансамбль. В Бересте бернардинцы появились, благодаря приглашению луцко-брестского бискупа Мартина Шишковского, отдавшего монахам свой участок с домом в Волынском предместье и построившего для них часовню. В 1605 г. в городе были возведены деревянные костел и монастырь. На щедрые пожертвования Льва Сапеги и Яна Галемского началось строительство каменного костела мужского бернардинского монастыря. Через год рядом с ним выросли деревянные женский монастырь и костел Св. Дороты, которые в XVIII в. были перестроены в каменные.

Костел Св.Дароты, который позже вошел в комплекс бернандинского костела, упоминается на «гостинце Луцким, другая полать полеве» уже в описании староства Берастейского в 1565 г. Первыми основателями были Лев Сапега и Ян Галемский.

Александровский Брестский кадетский корпус: историяВо время войны со шведами 1654-1667 гг. костел бернардинцев был разобран для укрепления замка. Гетман Великого княжества Литовского Павел Сапега возместил монахам ущерб, выделив из казны 80 тысяч злотых на восстановление костела. По указу короля Речи Посполитой бернардинские монахи получали от брестских мещан по 500 злотых ежегодно, что тоже помогло восстановить храмы.

В 1680 г. костел был отстроен заново в виде типичного для Беларуси трехнефового храма в стиле барокко со скульптурой Христа в арочной нише над входом. Венчала здание четырехъярусная башня с колокольней. В семи алтарях были установлены скульптуры святых Франциска, Антония, Клары. Орнаментальную работу на амвоне и алтаре костела выполнял резчик Буловский. Многоцветные фрески на стенах и сводах костела расписывали А. Деламарс, И. Мисенгилевич, Б. Мазуркевич. В подземельях костела были похоронены его основатели и покровители: Петр Патей, Ян Галемский, Александр Звеж, Мартиан Тризна, итальянец Бернард Арагон.

Здание монастыря бернардинцев, построенное в стиле типичного барокко, постепенно сложилось из трех функциональных зон: культовой, жилой (кельи монахов, трапезная) и производственной (пекарня, кухня, кладовая).

Костел женского бернардинского монастыря был построен в XVIII в. на месте деревянного храма и представлял собой однонефовую базилику с элементами "виленского барокко". Две четырехъярусные башни, основной объем которых скрывался в основном помещении костела, завершали главный фасад здания. В костеле было 6 позолоченных алтарей. Золочением главного из них занимался брестский художник И. Мисенгилевич. Пол в костеле был сделан из кирпича, перед великим алтарем - из дерева.

До наших дней частично сохранились женский монастырь, подземелья и фундамент отдельных частей мужского монастыря.

Здание монастыря возводилось постепенно и к моменту перестройки в Александровский кадетский корпус имело довольно развитую планировочную структуру, которая складывалась с функциональных зон: производственной (пекарня, кухня, кладовка), жилой (кельи монахов, трапезная, уборная), культовой.

Александровский Брестский кадетский корпус: историяПо внешней линии крепости шел земляной вал высотой 10 м с каменными казематами, за ним – каналы с перекинутыми через них мостами, которые вели за пределы крепости.

На застраиваемой территории крепости было много церквей, монастырей, костелов. Некоторые из них перестраивались или приспосабливались под нужды гарнизона крепости. На Центральном острове в коллегиуме иезуитов, разместилась канцелярия коменданта крепости; монастырь базилиан, позже известный под названием Белый дворец, был перестроен под офицерское собрание. На Волынском укреплении в монастыре бернардинцев, существовавшем c начала 17 века, в 1842-54 гг. и находился Брестский кадетский корпус, который строили по проекту архитектора Мордвинова. Роспись фресок церкви кадетского корпуса была заказана художнику В.енову.

«Прекрасное и обширное здание корпуса с куполом над церковью в середине перестроено было из старинного монастыря. Расположено оно было в центре крепости, на берегу реки Мухавец, окруженное со всех сторон крепостными валами и постройками, из амбразур которых выглядывали пушки. Фасадом своим здание выходило на искусственную высокую гору с укрепленной башней, на которой в торжественные дни и во время пребывания Высочайших особ вывешивали огромной величины Императорский штандарт, желтый с черным двуглавым орлом. Сзади главного здания расположены были каменные флигели, в которых помещались квартиры: директора, инспектора, офицеров и учителей и казармы для служительской роты, состоящей при корпусе. На дворе, окруженном флигелями, разбит был сквер, куда нас не пускали, а ходили мы гулять на плац перед главным зданием», - так вспоминал о своей альма-матер воспитанник кадетского корпуса О. Еленский.

В Бресте кадетский корпус размещался до 1854 года, когда в связи с объявлением Брест-Литовской крепости на военном положении (начало войны с Турцией) был переведен в Москву; в 1860 - в Вильно; в 1863 году в связи с преобразованием кадетских корпусов упразднен. После перевода Бресткого кадетского корпуса в Москву, оставшиеся здания использовались под военный госпиталь.

Александровский Брестский кадетский корпус: история

Александровский Брестский кадетский корпус: история Александровский Брестский кадетский корпус: история

Сегодня о расположении бывшего кадетского корпуса напоминают лишь руины некоторых зданий, сохранившиеся на территории крепости.

Александровский Брестский кадетский корпус: история

фундамент, всё что осталось от здания кадетского корпуса

Это, прежде всего, стоявший на Волынском укреплении комплекс монастыря бернардинок, разрушенный в Великую Отечественную войну. Но даже сейчас в этих развалинах очевидно угадывается старинное культовое прошлое - остатки стен костела, сводчатые перекрытия помещений, монашеские кельи, небольшой монастырский дворик в самом центре постройки. Все это требует срочной неотложной консервации для сохранения памяти для нас и для наших потомков. В начале 1990-х здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых были найдены многочисленные, зачастую уникальные, материалы.

источник раз, и источник два