Как банки делают деньги "из воздуха"... КГК Беларуси против "зеркальных" сделок

3  Мая 2014 г.  в 11:34 : Бизнес, экономика, аналитика

Как банки делают деньги "из воздуха"... КГК Беларуси против "зеркальных" сделокБольшинству из нас приходится брать или давать в долг деньги: до получки, на покупку — причин много. Обычно мы делаем это без процентных обязательств и даже без расписки, доверяя по–дружески или по–родственному. Это нормально. Нормально и то, что потребность в средствах могут испытывать лица юридические. "Одолжить" они могут не только в банке, но и друг у друга. Ясно, что большие суммы даются не под честное слово. Объем долга, сроки его возврата, проценты и прочие условия сделки подтверждаются условиями договоров. Один из способов взять в долг — выпустить собственные облигации. Это фактически ценные бумаги. В их обороте аналитики Комитета госконтроля и выявили нечто удивительное — так называемые зеркальные сделки между банками.

На первый взгляд схема выглядит абсолютно бессмысленной. Банк "А" берет в долг у банка "Б", скажем, 14,5 млрд рублей. Или, говоря корректнее, продает ему облигации собственного выпуска на 14,5 миллиарда. Одновременно банк "Б" берет в долг у банка "А" ровно такую же сумму. На тех же условиях. На тот же срок. Потом контрагенты, одновременно кредиторы и заемщики, продают друг другу облигации, фактически лишь обмениваясь ими. Обязательства исполнены. Сделка закрыта. Но какой был в ней смысл? Это как переложить деньги из одного кармана в другой! Ведь выходит, что каждый из партнеров фактически в займе не нуждался.

Фокус в том, что в ходе этих операций мимо бюджета проплыли 1,8 млрд рублей: они должны были поступить в виде налогов.

Смысл сделки корреспонденту "СБ" разъяснил Владимир Волчек, начальник управления контроля банковской деятельности КГК, на примере описанной схемы. Она реальна, как и фигурирующие в ней суммы. Облигации на сумму 14,5 млрд рублей продавались в феврале, а выкупались в сентябре того же года. Но цена была уже другой — 19,4 млрд руб.: за полгода набежали проценты.

При расчете налога на прибыль банки воспользовались льготами, специально предусмотренными для операций с облигациями. В итоге каждый из них на вполне законных основаниях "прольготировал" по 4,9 млрд руб. своей прибыли. Иначе говоря, она освобождалась от налога. В итоге и образовались потери бюджета почти на 1,8 млрд руб.

Формально закон не нарушен. Льготы вводились несколько лет назад именно с целью дать толчок развитию в стране рынка ценных бумаг. Эффект был впечатляющим, что подтверждает динамика рынка. Еще в 2006 году корпоративные облигации не обращались: первые были зарегистрированы в 2007–м. К 2013 году число их выпусков увеличилось в 6 раз, объем эмиссии или суммарная стоимость — в 54 раза! К 1 января 2014 года в обращении находилось корпоративных облигаций на 64 трлн рублей! Это почти 10 процентов объема ВВП: хороший по рыночным меркам показатель. Половина стоимости этих облигаций — 32,2 трлн рублей — приходится на банки.

Льгота была ориентирована главным образом на реальный сектор экономики — чтобы облегчить ему доступ к финансовым ресурсам. Чтобы, условно говоря, МАЗ для развития своего производства мог брать в долг у МТЗ. Или наоборот. И чтобы обоим это было бы выгодно.

Реальный сектор экономики воспользовался новым финансовым инструментом. Но широкое — непозволительно широкое! — применение он получил именно в банковской сфере. В итоге до 70 — 80 процентов прибыли, получаемой некоторыми банками, оказалось под преференциями. Повторим, только в двух банках "недоимка" составила 1,8 млрд !

Увлечению "зеркальными" сделками госконтроль дал однозначную оценку: их целью является не получение займов, а стремление минимизировать налоги на прибыль. Свои предложения ведомство направило в Национальный банк и Министерство по налогам и сборам, которым предстоит уделять подобным сделкам повышенное внимание. Более того, рассматривается возможность прекращения льгот по корпоративным облигациям юридических лиц.

Владимир Волчек обращает внимание, что облигация не только подтверждает отношения займа. Ее роль в экономике шире. Бумагу, в частности, можно представить в залог Нацбанку при покупке краткосрочных ресурсов, она несет и ряд других функций. Это тонкий инструмент финансового рынка, с которым и обращаться следует осторожно. Чтобы с водой не выплеснуть ребенка, то есть не лишить льгот тех, кому они предназначались, — предприятия реального сектора экономики.

Источник информации: Виктор ПОНОМАРЕВ, Советская Беларусь