Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Кто и как контролирует интернет в школе?

9  Февраля 2014 г.  в 15:27 : Интернет, высокие технологии

Кто и как контролирует интернет в школе?В России продолжаются эксперименты в системе образования. В начале учебного года там всерьез говорили об отмене домашних заданий, потом – о довольно жестком цензурировании школьного интернета. И если судьба первой инициативы пока еще не определена, то вторая недавно получила поддержку двух министерств. Российским школьникам решено закрыть доступ в социальные сети, а также на сайты, «которые вызывают страх, панику и ужас, отрицают семейные ценности или содержат мат». В рунете новость прошлой недели вполне ожидаемо спровоцировала резонанс, а у нас – множество вопросов.

Интересно, как в Беларуси сегодня отслеживают эту ситуацию? Какие сайты нельзя посещать школьникам? Заблокирован ли в учебных заведениях пресловутый «контакт»? И что наши дети чаще всего ищут в сети?

Фильтруй... трафик

С каждым годом информатика молодеет. Белорусские школьники начинают изучать компьютерную грамоту с шестого класса. Но на факультативах – гораздо раньше. Сесть за монитор сегодня могут хоть первоклассники. К тому же для начальной школы и вовсе предлагается ввести обязательный курс. Если подобная инициатива в Беларуси будет когда-нибудь поддержана, то, понятное дело, возрастет и ответственность: прогулки по интернету должны будут стать максимально безопасными. 

Хотя у нас уже и так немало сделано в этом плане. Следить за школьным трафиком Беларусь начала намного раньше, чем соседи. Правда, нормативно-правовых документов, которые бы контролировали конкретно взаимоотношения школы и интернета, в нашей стране нет. С 2010 года ответственность за фильтрацию трафика для государственных органов и организаций, в том числе и для учреждений образования возложена на операторов, оказывающих услуги доступа к сети интернет.

В нашей области большинство школ пользуются услугами РУП «Белтелеком» - на тарифные планы линейки «Школьный» подключено почти полтысячи учреждений образования, и лишь незначительная часть школ обслуживается провайдерами.

Кто и как контролирует интернет в школе?- Для каждого подключения школы к сети интернет нашим предприятием устанавливается в соответствии с действующим законодательством специальный фильтр, ограничивающий на самом базовом уровне доступ к нежелательным ресурсам, - объясняет начальник отдела продвижения услуг Брестского филиала «Белтелеком» Руслан Шевелинский. - Конечно же, оградить школьников от всего «набора» нежелательного контента с помощью предоставляемого по умолчанию фильтра не получится. Именно поэтому мы обращаем внимание и директоров школ и руководителей, работающих в системе образования, и родителей на новый сервис, который «Белтелеком» внедрил в 2013 году. Услуга с символическим названием «Родительский контроль» - платная, но и эффект от ее использования впечатляет. В списке фильтрации благодаря международному сотрудничеству заинтересованных организаций находится более 100 миллионов сайтов – экстремистских, порнографических, содержание которых не может не вредить ребенку.

Руслан Казимирович отмечает, что, заказывая услугу «Родительский контроль», пользователи могут выбирать глубину фильтрации. Если тарифный план «Легкий» блокирует все сайты с нежелательным содержанием, то более мощный фильтр тарифного плана «Стандартный» закрывает доступ еще и к социальным сетям: как российским, так и зарубежным.

Говорить же о популярности «Родительского контроля» пока рано, ведь услуга совсем еще свежая. «Белтелеком» презентовал ее только в конце прошлого года, и буквально сейчас начинает выходить с предложением в учебные заведения. Хотя есть ли в этом необходимость? Нужно ли на самом деле ставить на школьные компьютеры такую сверхмощную защиту?

Кто и как контролирует интернет в школе?Нет контакта!

- Свободного доступа к интернету наши школьники, конечно же, не имеют, - подчеркивает начальник отдела общего среднего и профессионального образования облисполкома Павел Волынец. – Это касается и сети wi-fi. Сегодня во многих учебных заведениях имеются точки беспроводного доступа, но они по понятным причинам защищены паролем, выдаваться который может только с разрешения администрации школы. При этом абсолютно все подключения контролируются администратором сети. Все-таки за интернет мы платим бюджетные деньги, и он должен использоваться в образовательных целях.

Занятия в компьютерном классе тоже проходят под строгим наблюдением преподавателей информатики или лаборантов. И тут все зависит, конечно, от самих педагогов, насколько они ответственно к этому относятся.

- Ситуацию можно контролировать по-разному, - делится своим опытом учитель информатики гимназии № 1 г. Бреста Константин Шаров. - Вариант номер один, как у меня, – выгодное положение учительского стола, когда все ученики на виду и, собственно, все под контролем. И вариант второй, которым я тоже пользуюсь, правда, он намного надежнее: у себя на компьютере я установил прокси-сервер. Теперь без моего ведома никто не может зайти в интернет. Конечно, если такая необходимость возникает, и я понимаю, что это действительно по делу, я могу включить доступ конкретно на каждом компьютере. Но такое бывает очень редко. Как правило, на уроках время расписано по минутам. Так что на посещение каких-то развлекательных сайтов его совершенно нет.

- Интернет в школах подключен в первую очередь для выполнения учебной программы, - комментирует Павел Волынец. - Это значит, что на уроках информатики, факультативах или занятиях в компьютерном клубе, который может быть организован в шестой школьный день, дети имеют доступ только на сайты, которые предусмотрены учебной программой, или на другие образовательные ресурсы.

Зайти на сайт школы или, допустим, Минобразования сегодня можно еще и через инфокиоски, которые в последнее время получают все большее распространение в учебных заведениях. Сегодня такие информационные центры установлены не только в брестских школах, но и в районных. Например, в СШ № 1 г. Жабинка, которая с этого учебного года присоединилась к республиканскому проекту «Электронная школа». Во всем здании теперь ловится wi-fi, школьная библиотека оснащена компьютерами, а в коридоре установлен тот самый инфокиоск. Начинка терминала, к слову, может быть разнообразной: помимо выхода в Интернет, там можно найти массу полезной информации. К примеру, расписание занятий, а также электронные учебники и электронные средства обучения, которые можно тут же запустить.

Но, конечно, доступ к подобным ресурсам прельщает далеко не всех. Не нужно долго гадать, какой адрес набирает в браузере чуть ли не каждый школьник, если оказывается в интернете. Самый популярный сайт среди мальчишек и девчонок – это, разумеется, «Вконтакте».

- Они готовы заходить туда чуть ли не каждую минуту, чтобы проверить, а вдруг кто-то лайкнул или что-то написал, - говорит Константин Шаров. - Я прихожу на работу в 7.45. И меня тут же атакует толпа учеников: а можно по-быстренькому «Вконтакт»? Но зачем, спрашивается. Все же еще спят либо уже в школе...

Педагог абсолютно не скрывает своего негативного отношения к социальным сетям и считает решение российских чиновников правильным: к образовательному процессу эти ресурсы не имеют никакого отношения и поэтому не должны отвлекать учеников. В первой гимназии, кстати, «Вконтакте» под запретом: зайти на этот сайт со школьного компьютера не получится. Он, как и другие социальные сети: «Facebook» или «Одноклассники», заблокирован провайдером.

- Конечно, обойти защиту можно за несколько секунд, если знаешь, что делать, - рассуждает Константин Александрович. – Но есть ли вообще в этом смысл? Нужны ли детям, чтобы посидеть в том же «контакте», школьные компьютеры, если сегодня у каждого имеется мобильный телефон с выходом в интернет?

Кто и как контролирует интернет в школе?Дело труба

Преподаватели говорят, что ученики и вправду очень редко, даже, можно сказать, в крайних случаях просятся посидеть за компьютером в школе: если, например, имеют задолженность на счету или села батарея в телефоне. 

- Обычно они хотят глянуть что-нибудь в Википедии. И если это по учебе, то почему бы и нет, - говорит Константин Шаров. – Но вот на такие сайты, где выложены решения задач плюс готовые сочинения и изложения, ни под каким предлогом. И это не только в знак солидарности к моим коллегам. Я просто не понимаю, как так можно – взять и все подчистую скатать из интернета.

А ведь нынешние ученики, рассказывают педагоги, даже диктанты умудряются списывать в сети. Учитель диктует первую строчку, и они тут же вбивают ее в гугл – всё, готово. А что там читает преподаватель, уже никого не волнует. Именно поэтому во многих школах уже давно действует строгий запрет на использование телефонов во время занятий. Учителя перед уроком просят выключать мобильные устройства, а перед контрольными и проверочными работами могут и вовсе потребовать сложить все телефоны на учительский стол. Правда, такие меры не всегда работают. Хотя бы одна запасная «трубка» да найдется.

- Единственный выход – ставить какие-нибудь специальные источники электромагнитного излучения, чтобы они глушили телефоны, - считает Константин Александрович. - Я убежден в том, что мобильный в учебном заведении не нужен. В Америке, например, в некоторых школах телефон категорически запрещен: если увидят с ним - либо предупреждение, либо конфискация. У нас же к этому пока относятся довольно лояльно. И зря. Это большая проблема.

Проблема на самом деле назрела огромная. И ее нельзя решить, просто закрыв доступ к некоторым сайтам на школьных компьютерах, как это сделано у нас и что собираются повторить в России. Ведь ребенок может зайти на какой-нибудь потенциально опасный сайт и даже попасться на уловку сетевых мошенников и со своего мобильника, и с домашнего компьютера. Поэтому начинать надо не со школы. Тут действительно необходим родительский контроль: либо как компьютерная функция, либо как элемент воспитания.

А задача школы – научить детей правильно пользоваться интернетом. На это, правда, сегодня отведено слишком мало учебных часов. Всего пять уроков в год в старших классах, которые, конечно, не могут дать ничего нового и без того подкованным школьникам. Особенно если речь заходит о социальных сетях, где они уже профи. Кстати, сетевому общению по учебной программе нынче посвящен всего один час. Это, согласитесь, довольно нелогично, ведь именно там проводят все свое свободное время наши дети...

Сеть не ловится

Сегодня в Брестской области насчитывается 547 школ, из них только 17 не подключены к глобальной сети по высокоскоростному доступу, но имеют коммутированный интернет. Это сельские учебные заведения, большинство из которых в ближайшие пару лет могут быть закрыты как малокомплектные.

Колдун учит безопасности

В 2012 году компания МТС запустила в Беларуси образовательный проект «Дети в интернете». О правилах поведения во всемирной сети на каждом уроке интернет-грамотности рассказывает певец и телеведущий, а также дипломированный педагог Георгий Колдун. Он в игровой форме знакомит школьников с основными понятиями интернета, а также рассказывает об элементарных правилах поведения в сети. На занятиях дети узнают, что в интернете нельзя общаться с незнакомцами, сообщать им личные данные о себе и своей семье, обращать внимание на заманчивые предложения. Пока подобные уроки проходят в столичных школах, но в будущем их планируется проводить и в регионах. 

Не то, что надо

В конце прошлого года российская компания Entensys проанализировала статистику посещений интернет-сайтов пользователями более тысячи школ. В результате исследования выяснилось, что свыше 25 процентов запросов на посещение тех или иных ресурсов было заблокировано. При этом 1,06 процента от числа блокированных запросов связано с порнографией, 30 процентов приходится на социальные сети, а более 46 процентов посещений связано с поиском, порталами и онлайн-почтой. Доля образовательных ресурсов составила 13,8 процента.

источник Автор Елена ДАНИЛОВА, газета Заря