Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

ГАИ о свадьбах с дрифтом и весельем пассажиров на ходу: «Будем находить и штрафовать»

15  Января 2014 г.  в 21:23 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Снимать видео в загсе и ресторане давно уже не модно среди молодоженов. Тренд последних лет — короткий клип, в котором за стенами традиционных посиделок под заводную музыку веселится молодежь. Ради хорошей картинки фото- и видеооператоры нередко просят пару и их друзей сделать что-нибудь необычное, в том числе и во время поездки на автомобилях. Какое-то время сотрудники ГАИ закрывали на эти проделки глаза — не хотели портить праздники. Но на днях в Бресте имел место прецедент [опубликованное в сети видео так называемой "дрифт-свадьбы" - прим. VБ], который заставил инспекторов забыть о снисхождении.

ГАИ о свадьбах с дрифтом и весельем пассажиров на ходу: «Будем находить и штрафовать»

Весной наступит сезон свадеб, об организации праздника будущие молодожены задумываются уже сейчас. Правда, некоторым придется вычеркнуть из плана веселые «покатушки» по городским улицам. Брест стал первым областным центром, в котором Госавтоинспекция пообещала: «Прежних снисхождений свадебным кортежам не будет, слишком раскованно стали вести себя участники торжеств, слишком часто забывают о безопасности своей и окружающих». А причиной такого заявления стало появившееся в сети видео так называемой дрифт-свадьбы. В России и Украине уже давно существует услуга аренды машин с профессиональными водителями для свадебной фото- и видеосессии. Снятый несколькими камерами с разных ракурсов ролик получается весьма эффектным, отсюда и стабильный спрос.

Мода на клипы не обошла стороной и Беларусь. В общем доступе встречаются «драйвовые» ролики, в которых гости свадеб используют «гражданские» автомобили. То ли по просьбе операторов, то ли по собственной инициативе они на ходу высовываются из люков, боковых стекол, некоторым удается проехаться сидя на крыше и в багажнике.

Смотреть 0:25—0:44 и 2:43—3:08:

Естественно, все это считается нарушением ПДД — в частности, перевозки пассажиров. КоАП предусматривает за это наказание: от предупреждения до штрафа вплоть до четырех базовых величин. Платить придется водителю. За рулем нередко находится нанятый в специальных фирмах перевозчик, который и несет ответственность за пассажиров. Именно так и случилось этим летом в Гомеле. Госавтоинспекция остановила колонну из семи арендованных лимузинов с выпускниками института МЧС, которые веселились на ходу. Оформив 14 протоколов по статьям 18.12 ч. 3 (тонировка) и 18.14 ч. 5 (перевозка пассажиров) КоАП, инспекторы отпустили молодых людей праздновать дальше, хотя торжество было уже подпорчено.

В ГАИ уверены: лучше штраф и спокойная езда, чем веселая «покатушка», которая закончится трагедией. Мол, даже при немного резком торможении пассажиры вылетят из окон на асфальт. Новости о том, как свадьба или другое торжество закончилось серьезной аварией с погибшими, появляются в СМИ не менее чем раз в полгода, нередко в них фигурируют страны Восточной Европы. Чаще всего в таких ДТП признают виновным именно водителя — участника кортежа. О последнем подобном происшествии сообщалось: в Чувашии автомобиль жениха врезался в фуру из Беларуси. «Свадебный кортеж жениха из шести машин выехал из Чебоксар в Урмарский район за невестой. Впереди двигался легковой автомобиль BMW, в котором ехал сам жених и его друзья. На мокром от дождя асфальте водитель BMW потерял управление, машину закрутило и выбросило на встречную полосу, по которой двигалась фура Scania. Трое молодых людей (22—25 лет), находившихся в легковушке, погибли на месте», — говорилось в сообщении МВД.

По сути, сама езда в кортеже уже является нарушением. В ПДД употребляется термин «организованная транспортная колонна», машины в ней должны быть обозначены опознавательными знаками «Колонна», двигаться с постоянно включенным ближним светом фар и в сопровождении автомобиля оперативного назначения с включенными маячками. Приглашать патрульную машину на каждую свадьбу нереально, да и другие требования кажутся условностями. Казалось бы, зачем это все: один автомобиль едет за другим, особого водительского мастерства не нужно. Однако в ГАИ считают, что смысл в этом правиле все же есть: например, стоит кому-нибудь из участников автопроцессии сбросить скорость, кортеж тут же превратится в «паровоз». Так и произошло в минувшем августе в столице — причиной аварии стало банальное несоблюдение дистанции и движение с небезопасной скоростью. Участники форума жалели молодоженов и уверяли: практически всю дорогу кортежу мешал внедорожник, водитель то ускорялся, то вклинивался между машинами приглашенных на свадьбу, то тормозил. Правда, по видео этого не скажешь.

Что говорить о случаях, когда непрофессиональные водители пытаются изобразить какие-нибудь фигуры? Как это выглядит со стороны, можно увидеть в ролике, который разместил на нашем форуме пользователь ujik. «Свадьба в количестве 9 машин змейкой ерзает по дороге...» — написал он. Автомобили на двухполосной дороге периодически выезжают то на встречную, то на обочину. Причем эти маневры повторяются даже на горке, в зоне действия знака «Обгон запрещен».

Еще одна «фишка» всех свадебных кортежей — сигналить во время езды в людных местах — довольно безобидна, поэтому инспекторы не обращают на это нарушение (пункт 172 ПДД) внимания. Хотя в Витебске на популярной у молодоженов пешеходной улице Пушкина сигналить запретили — установили специальный знак. В Госавтоинспекции такое решение объяснили многочисленными жалобами от людей, отдыхающих в этом уютном месте города: им мешают гудки свадебных машин. На въезде на улицу установили камеры видеонаблюдения. За игнорирование запрета обещали предупреждение или штраф в три базовые величины.

И все же что заставило ГАИ заговорить о запрете давно негласно разрешенных нарушений?

Причиной тому стало появление в сети видео так называемой дрифт-свадьбы в Бресте. Кортеж в контролируемых заносах ездил по улицам областного центра и «крутился» вокруг молодоженов. Свадьба состоялась в сентябре 2013 года, но ролик опубликовали лишь сейчас, что сыграло на руку нарушителям. «Все управляемые заносы проходили на улицах с неинтенсивным движением. Основные моменты снимались в безлюдных местах», — сообщали участники съемок. Однако нетрудно заметить, что это не так — автомобили дрифтовали на оживленных участках города (перекресток пр. Машерова и бульвара Космонавтов, кольцо на бульваре Шевченко). Эпизоды из свадебного видео использованы и в проморолике для финальных соревнований по дрифту 2013 года в Бресте.

Как только свадебный клип попал в общий доступ, ГАИ начала проверку. Машины и их владельцев быстро установили. «В действиях четырех автомобилистов мы обнаружили нарушения, — рассказала Наталья Сахарчук, начальник пресс-службы Госавтоинспекции региона. — Все они вызваны в УВД для беседы. Наказать их нет возможности, так как по закону административный процесс может быть начат в течение двух месяцев после инцидента. В ролике зафиксированы и нарушения правил проезда перекрестков, и пересечение двойной сплошной, и создание аварийной обстановки. Участникам этой поездки „светило“ лишение прав. Возможно, кто-то посчитает это красивым, но для нас приоритетом является безопасность. Одна ошибка водителя — и свадьба могла превратиться в похороны. Могли пострадать и „соседи“ по потоку, и пешеходы на тротуарах и остановках. Судя по BMW, укрепленным каркасами безопасности, в поездке участвовали профессионалы. Мы не против демонстрации мастерства дрифта, но только не на улицах. Для этого существуют специальные площадки. А так как подобное поведение — не единичный случай, инспекторы намерены впредь отслеживать свадебные видео и наказывать водителей, в том числе и за вылезающих из окон пассажиров».

Представители дрифт-движения уверяют, что не предлагают платных услуг по аренде авто для свадебных фотосессий: «Кто занимается гонками, такого не делает, это несерьезно. В Бресте группа ребят просто хотела поддержать своего товарища, жениха. Мы их предупреждали, отговаривали: мол, на дорогах общего пользования дрифтовать нельзя, это опасно и плохо отразится на нашей репутации. Но сделанное уже не исправишь. Признаться, нам стыдно». В то же время один из столичных дрифтеров сообщил, что иногда его друзья выезжают продрифтовать и пожечь резину на свадьбах: «За оплату топлива и шин могут согласиться. Все, что сверху, — обсуждается лично. Конкретных цифр не назову, потому что услуга не типичная, скорее разовая, зависит от инициативы самих пилотов».

Существует мнение, что на экстрим молодоженов и гостей свадьбы подбивают операторы — для красивой картинки. Видеооператор Алексей, который снимает свадьбы более 10 лет, не скрывает: «У каждого оператора есть свои заготовки и „фишки“. Да, среди моих коллег встречаются те, у кого обязательный пункт съемок — кадры в движении, при которых не нарушить ПДД невозможно. Но таких людей мало. Чаще инициатива исходит от молодоженов или гостей. Делают они это спонтанно, на эмоциях. Женихов на безумные поступки тянет от счастья, гостей — от избытка алкоголя (сами молодые редко бывают до такой степени пьяными в начале свадьбы). Я, например, если надо, сам высовываюсь из люка на крыше автомобиля. При условии, что движение неинтенсивное и проезжая часть в несколько полос. Молодых прошу помахать в открытое окошко. Смысл им высовываться?! В костюмах, во-первых, неудобно. Во-вторых, если что-то случится, мне не хочется быть виноватым, пусть и косвенно».

Алексей привел несколько примеров из своей работы: «Последний случай был, когда жених и свидетель по дороге в загс стали рисоваться и на полном ходу до пояса высунулись из окон. Я из соседней машины кричал, чтобы прекратили, но они отмахнулись, давай снимай, все нормально. Снял. А что делать: желание заказчика для нас закон. Был случай, когда после затянувшегося выкупа в деревне кортеж ехал в город. Не успевали, превысили. А тут на выезде из населенного пункта бабулька с табуреткой посреди дороги выскочила. Хотела, по старой традиции, перекрыть движение и чтобы ей налили спиртного. Автомобильная колонна веером разлетелась по обочине, чтобы не образовался „свадебный паровоз“. Я тогда сильно головой приложился о лобовое стекло, с тех пор всегда пристегиваюсь. Одна пара на полном серьезе предлагала мне пересесть в открытый багажник, чтобы ехать впереди колонны и снимать их не через стекло. Конечно, я отказался. Даже после предложения привязать меня. Это свадьба, а не съемки боевика с каскадерами.

Часто правила нарушают, когда по пути попадается мост. На несильно оживленных мостах автомобили с гостями либо медленно едут за женихом, переносящим на руках невесту, либо вообще блокируют проезд. Мелкие нарушения случаются практически всегда (например, к памятникам подъезжают по пешеходной части). Но тут инициатива исходит от водителей, которые привыкли, что во время свадьбы никто особо не придирается. На перекрестках, когда колонна не хочет разрываться, все продолжают ехать друг за другом даже на красный. К слову, за 10-летний стаж ни разу не возникало вопросов с сотрудниками ГАИ. А раньше, например, водители не отказывали себе в удовольствии выпить сто грамм. Сейчас с этим, конечно, строго: всё как-то больше сознательные водители попадаются».

«В Литве уже действует отдельная статья в законе — „хулиганство на дороге“, — резюмирует представитель ГАИ Наталья Сахарчук. — Под нее попадают и умышленные подрезания, и „учителя“, и неадекватные пассажиры. Водителю грозит до трех лет лишения прав. У нас же такой нормы нет. Мы подводим подобные нарушения под существующие ПДД. Хотя по большому счету речь в таких случаях идет именно о хулиганстве. Надеемся, наше предупреждение повлияет на молодоженов и свадьбы будут проходить в более безопасном формате».

Андрей Гомыляев, auto.onliner.by