Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Гаражные мастера Бреста замерли в ожидании легализации своего бизнеса…

28  Сентября 2013 г.  в 08:13 : Бизнес, экономика, аналитика

Гаражные мастера Бреста замерли в ожидании легализации своего бизнеса…Наверное, нет такого автомобилиста, который хоть раз не чинил бы машину у частных ремонтников, работающих в собственных гаражах. Решающую роль в выборе таких мастерских играют два фактора: цена, которая в любом случае меньше, чем в автосервисе, и сам мастер, который при хороших руках становится персональным, а значит, как и личный врач человека, знает все «болезни» машины, которую обслуживает. Опять-таки психологический фактор: в руки своего «доктора» стального коня отдавать как-то спокойнее.

Эта система работала уже не один год: кто-то крутил гайки подпольно, некоторые «гаражники» легализовались, оформив ИП. Но время идет. Очевидно, пришло время и здесь многое упорядочить, поэтому свет увидел Указ Президента № 432, который с одной стороны позволяет всем частным умельцам выйти из тени, законно открыв собственные мастерские, с другой, безусловно, заставляет их вносить коррективы в свою работу, что вызывает определенные дискуссии на сей счет.

Сама суть

Итак, упомянутый Указ вступит в силу с 1 ноября. Что он предусматривает? В пресс-службе Президента объясняют: "Указ направлен на легализацию оказания услуг автосервиса в гаражных кооперативах и усиление ответственности за незаконную деятельность в этой сфере". Отныне оказывать услуги по ремонту и техобслуживанию авто (с технически допустимой общей массой не более 3,5 т) можно будет людям, зарегистрированным в качестве ИП с согласия общего собрания гаражного кооператива или собрания уполномоченных членов данных кооперативов. При этом гараж должен быть переоборудован в мастерскую. Порядок оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в мастерских, расположенных на территории гаражных кооперативов, определяется Советом Министров.

В Совмине дополняют: Указ определяет источники возмещения убытков, причиненных повреждением имущества кооператива в результате осуществления незаконной предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств либо деятельности с нарушением техники безопасности. Причиненный ущерб должен возмещаться собственником мастерской или лицом, его причинившим. То есть по сути – это защита прав потребителя. Как говорилось в известной рекламе: если чека у вас нет, то и прав нет.

И самая, пожалуй, серьезная часть Указа – наказание за нарушение. За незаконную предпринимательскую деятельность по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств на территории гаражного кооператива собственник гаража решением общего собрания может быть исключен из состава членов гаражного кооператива.

Что сейчас?

Пока что картина кардинально не меняется. Гаражники работают в прежнем режиме. Мы убедились в этом, заехав в первый попавшийся кооператив. Мастерские закрыты, но на проходной нам сразу указали на несколько точек, расположенных, кстати, по соседству с действующей СТО.

Стучим в гараж, нам открывает дверь молодой человек, лет 35. Представился Александром. В просторном помещении у него на обслуживании три авто и один мотоцикл. Саша специализируется на мелком ремонте: подшипники, подвеска, ремни... Пока с новым Указом знаком лишь поверхностно, говорит, если бы была реальная возможность легализовать его "гараж" - он был бы только за.

- Я уже давно хочу открыть свой автосервис, - говорит мастер. - Даже залил фундамент. Но построить его очень дорого. Плюс бюрократические заморочки. Конечно, собрать трех партнеров, оформить на них ИП и работать на гараже, уплачивая налоги, было бы проще. Мне пока моим заработком хватает только на то, чтобы сводить концы с концами, так что СТО - мечта на сегодня неосуществимая.

Что касается гарантий, у Александра мнение однозначное.

- Чек - это бумажка. Решающую роль играет человеческий фактор. На СТО машину делает много мастеров. Ты можешь по гарантии к ним десять раз приезжать. У меня, как и у других ребят, постоянная клиентура. Мне не выгодно ее терять. Так что я делаю на совесть, чтобы люди еще не раз впоследствии ко мне обратились и знакомым меня рекомендовали.

В соседнем гараже автослесарь Сергей с товарищами занимается ремонтом кузовов. Цены, действительно, на порядок дешевле, чем на СТО. В среднем за элемент - около 70-80 долларов. Парни в автоделе уже более 20 лет, многие до этого работали в автосервисах, но их не устраивала зарплата и условия труда. На себя, как говорится, работать лучше. Что интересно, Сергей уже зарегистрирован как ИП по оказанию ремонта авто, так что на вопрос о легализации лишь пожимает плечами:

- Какие ко мне вопросы, если я уже плачу налоги? Переоборудовать гараж? Так у меня и так там все условия для ремонта, клиенты не жалуются. По новым требованиям гараж должен быть признан мастерской... Так по ГОСТам это не реально... Так что мне бизнес терять?

Гараж или мастерская?

Логика в словах Сергея есть. В автосервисе "Крайавто", что в Задворцах, директор Николай Арташевич пояснил, насколько серьезны требования государства к автомастерским:

- Во-первых, мастер сегодня должен пройти обучение. У меня все сотрудники сдавали экзамены, как практическую, так и теоретическую часть, причем без разницы какая у них квалификация. Плюс все оборудование проходит стандартизацию: ключи, щупы, монометры… Они имеют сертификат. Только после проверки соответствующими службами мы получаем бумагу, что имеем право ими работать. К гаражным автосервисам вообще много вопросов. Например, замена масла. Куда они сливают отработ? Нас, как зарегистрированную фирму, проверяет тот же госконтроль. Здесь масло сливается в вакуумную емкость, а потом сжигается в котельной (наша котельная работает на отработе). А покраска... Опять экология. Или если работает пневматика. Громкость должна замеряться специальным прибором контролирующим децибелы. А по условиям труда работников... Свет, вытяжки. В общем, из гаража сделать автосервис по существующим ГОСТам действительно нереально.

А гараж – мой!

Что касается последнего вопроса - он, по-видимому, будет дорабатываться. В Указе сказано: порядок оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в мастерских, расположенных на территории гаражных кооперативов, определяется Советом Министров. То есть у Совмина и, соответственно, органов сертификации еще будет время определить нормы для "гаражников". Пока что самую подробную информацию на предмет того, как будет проходить процедура регистрации и каким образом можно работать в гараже официально дает начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Валентина Левковская:

- Для того чтобы официально работать в гаражном кооперативе, в первую очередь необходимо являться его членом. Затем в установленном порядке зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Только они будут иметь право оказывать услуги автосервиса. Гараж соответственно превращается в мастерскую–гараж. ИП обращается с заявлением к председателю кооператива. На общем собрании и принимается решение. Работы можно начинать после получения сертификата. Самим предпринимателям дальше нужно будет платить единый налог. Требования, впрочем, будут предъявляться не только к предпринимателям, но и непосредственно к гаражным кооперативам. Для мастерских они должны гарантировать необходимые условия. Скажем, обеспечить согласно режиму работы автосервиса доступ транспорта непосредственно к ремонтным боксам. А кроме того, заключить договоры с коммунальными службами на подачу электроэнергии, воды и вывоз твердых бытовых отходов, плюс предоставить площадку с твердым покрытием для их хранения.

Впрочем, те, кто уже зарегистрирован как ИП, как тот же Сергей, похоже, могут вздохнуть облегченно. По крайней мере со стороны налоговой к ним вопросов не будет. Как пояснил "Заре" начальник управления инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по Брестской области Игорь Рудаков, Указ в первую очередь направлен на то, чтобы вывести из тени нелегалов. Того, кто зарегистрировался как предприниматель лишить этого статуса нельзя. А вопросы исключения из кооператива - это право обществ, где состоит владелец гаража.

Стоит отметить, что в Интернет-новостях, где говорится об Указе, появилось много заголовков такого рода: "За ремонт в гараже можно лишиться самого гаража". Это далеко не так. В Указе сказано, что кооператив может исключить собственника из состава кооператива. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. В руководстве одного из кооперативов нам пояснили, что даже исключенный из товарищества человек гаража как такового лишиться не может - это частная собственность. Такая же, как приватизированная квартира. Более того, даже если в гаражном кооперативе некто открывает предприятие, его сначала исключают из членов общества, а затем... Принимают обратно, ведь он все равно пользуется "услугами" кооператива - землей, охраной и т.д. А при том, что даже в небольшом брестском кооперативе насчитывается порядка 1200 мест, набрать даже 2/3 - 800 человек на то, чтобы был кворум, который может вычеркнуть нелегала-гаражника из своих списков вряд ли получится. Так что исключением из пайщиков подпольных мастеров, похоже, не напугаешь.

Автор Александр МИТЮКОВ, газета Заря

Дополнительные материалы по теме: